Преломление света. Определение показателя преломления света. Дисперсия света

Разделы: Физика


Цель и задачи:

  • Сформулировать знания о явлениях – преломление света, дисперсии света с точки зрения электромагнитной теории света (свет – это волна).
  • Выяснить физический смысл показателя преломления и научить экспериментально определять его.
  • Сформулировать умение работать с литературой, продолжить формирование навыков работы с простыми приборами; привить навыки рецензирования, само и взаимооценки, отработать умение слушать, умение говорить, т.е. (монологовой речи), продолжить формирование чувства ответственности и взаимопомощи  через  работу  в группе.

Оборудование:  диск оптический, осветитель проекционный, призмы, линзы, плоскопараллельные пластины, экран, плакаты.

Тип урока: урок сотрудничества и эксперимента.

Форма работы:  групповая работа учащихся.

Актуализация знаний учащихся

Постановка познавательной задачи, инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам.
Содержание: Сегодня на уроке мы рассмотрим явление преломления света на границе раздела двух сред, выясним физический смысл показателя преломления и научимся экспериментально определять его. Работаем по группам, у каждой группы есть свое задание. Сейчас вы уточните и спланируете работу в группе, общий план на доске. Часть работы вы выполнили в виде домашнего индивидуального задания, работы в своих группах. Сейчас мы заслушаем сообщение группы о результатах их работы, подведем общий итог.

Изучение нового материала

Демонстрационный опыт «Наблюдение преломления света»
Доказательство законов на основе принципа Гюйгенса.

Знакомство с материалом, планирование работы в группе, сообщение о результатах работы групп.

Сообщение ученика. Что такое преломления света. Формулировка законов преломления света.
(Экспериментатор демонстрирует опыт, теоретик излагает теорию)

Теоретик объясняет, формулирует принцип  Гюйгенса и формулирует точно законы.
Историк делает сообщение о биографии и работах Гюйгенса.

Фронтальный эксперимент: Определить показатель преломления стекла.

Постановка экспериментальной задачи, выполнение и оформление лабораторной работы в тетради, подведение итогов работ.
Вывод: n не зависит от угла падения, следовательно не зависит от значения других физических величин.

Физический смысл n, дисперсия света.

Демонстрация изображения в линзах

Ученик формулирует физический смысл n, объясняет от каких величин он зависит. (Выступает теоретик)
Экспериментатор делает опыт «По разложению белого света в спектре».
Теоретик объясняет явление дисперсии света.
Практик объясняет как образуется радуга.
Лирики приводят примеры отрывков из сказок, где говорится об этих явлениях.
Практики рассматривают ход лучей в различных оптических приборах (линзы, очки).

Обобщение темы. Теоретик подводит итог

На границе раздела двух сред с различной плотностью  световой луч изменяет свое направление. Это явление падения преломления света. Формулирует законы преломления света.
Sin α  = n,    n – относительный показатель преломления; зависит от скорости света
Sin β            n =   – абсолютный показатель преломления
Зависимость n от длины световой волны называется дисперсией. Мы наблюдаем с помощью призмы разложение белого света в спектр, т.к свет имеет сложную структуру мы можем объяснить многообразие красок в мире. Законы преломления света лежат в основе действия линз; которые являются главной деталью всех оптических приборов.

Итог
Домашнее задание

Оценивание работы группы, индивидуальных заданий.
Проверка с помощью таблицы.
§ 42,44 Лабораторная работа № 2.

Приложение 1