Овладение учащимися начальной школы основами общения на иностранном языке

Разделы: Иностранные языки


Овладение учащимися основами общения является главной практической целью обучения иностранным языкам в школе.

Научить говорить в рамках конкретной темы - не пересказывать текст, а сознательно оперировать лексическими понятиями достаточно трудная, но выполнимая задача.

  По окончании начальной школы учащиеся, согласно «Программе обучения иностранным языкам в начальной школе», приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

В области говорения выпускник научится:

• участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге- расспросе, диалоге-побуж-дении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;

• составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;

• рассказывать о себе, своей семье, друге.

При обучении говорению на начальном этапе учитель должен четко представлять, какой конечный результат он хочет получить. Так, учащиеся первого года обучения овладевают такой формой монологической речи, как сообщение. В качестве конечного речевого продукта говорения будет выступать сообщение о себе, о своем друге, своей семье. Помогают в выполнении этой задачи создаваемые на уроках речевые ситуации.

Наиболее привычным и доступным для данного возраста является решение коммуникативной задачи описания. В этот период описание выступает в качестве наиболее распространенной учебной задачи, решение которой неразрывно связано с оптимальными возможностями восприятия. Наиболее интересно оно развивается и совершенствуется именно в младшем школьном возрасте. Этот факт мы учитываем как психологическое обоснование широкого использования образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, игрушек как организации предметного плана высказывания. 

Приведем следующие примеры речевых ситуаций из учебника Enjoy English М.З. Биболетовой для 2-го класса:

- Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Расскажи о себе.

- Расскажи о семье Браун от имени Джима или Джилл.

- Что может рассказать о своей семье каждый из артистов нашего театра? Помоги им это сделать.

- Скажи, кто по твоему мнению живет в домике.

- Расскажи, что ты думаешь об артистах.

- Скажи, кого из артистов ты взял бы на гастроли и почему.

- Опиши Тима, Тома или Трикки: его внешность, характер, отношение к окружающим.

- С далёкой сказочной планеты прилетело необычное животное frocockerel. Расскажи о нем по фотографии.

Рассмотрим формирование монологической речи как цели обучения. На начальном этапе монологическая форма общения предполагает, как было упомянуто выше, умение описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать о прослушанном, прочитанном и т. д.

Единицами обучения монологическому высказыванию могут быть предложение, сверхфразовое единство и связный текст. Например, This is a pen; или This is a pen. It's on the table.

Следует, однако, заметить, что обучение монологической речи осуществляется без искусственного разграничения по типам высказывания и классам при использовании названных единиц. Иными словами, предложение, сверхфразовое единство и текст имеют место во 2, 3, 4 и 5 классах. Сами эти высказывания могут носить характер сообщения, описания, рассказа.

В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях сформированности умений монологической речи, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся.

I уровень - репродуктивный. На этом уровне не предполагается речевого творчества учащихся, и, следовательно, он характеризуется отсутствием самостоятельности как в выборе языкового оформления (как сказать), так и в определении содержания (о чем говорить), оно обычно задается извне.

II уровень - репродуктивно-продуктивный. На этом уровне уже предполагаются некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания. Они могут проявляться в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новых ситуациях, в последовательности и композиционной структуре изложения. Однако большая часть высказывания будет носить репродуктивный характер. 

III уровень - уровень продуктивной монологической устной речи. Он характеризуется тем, что учащийся на основе своего языкового и речевого опыта может выразить свое отношение к фактам и событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом. 

Говорение, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащегося, как на родном, так и на иностранном языке. Это связано с выбором того, что сказать и как сказать и т. д. Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор, которые, могут быть связаны как с содержанием, так и с формой изложения, а также одновременно и с тем и с другим.

Во 2-х классах для формирования монологической речи на І уровне (репродуктивном) опоры должны носить комплексный характер, то есть помогать учащимся и по содержанию, и по форме. Это может быть текст. Если текст воспринимается на слух, то он должен быть по объему небольшой, логично построенный, по сути дела, представлять собой сверхфразовое единство.

Если опорой служит печатный текст, например, «How to be healthy» из учебника Enjoy English М.З.Биболетовой для 3-го класса, то учащиеся читают текст и рассказывают о том, что люди должны и не должны делать, чтобы быть здоровыми. Структурный «скелет» текста поможет учащимся запомнить и воспроизвести текст. Их рассказ будет носить репродуктивный характер.

  Опорой для монологического высказывания второго уровня – репродуктивно-продуктивного служат картинки (предметные, ситуативные, тематические, сюжетные), игрушки, поделки из пластилина, бумаги. Они позволяют организовать эффективное развитие необходимых умений с помощью упражнений. Например, задание для учащихся 4-го класса в учебнике Enjoy English М.З.Биболетовой: Look at the picture. Listen to Mag’s story. Say what her family like to do on Saturday and Sunday.

На этом уровне возможна опора и на форму в виде ключевых слов или плана, если он дан в форме вопросов. Этот план «уведёт» учащихся от простой репродукции и поставит перед необходимостью осуществлять операции подстановки, расширения, трансформации и комбинирования. Полные ответы на вопросы позволят учащимся построить монологическое высказывание с опорой на вопросы. План может быть представлен и в виде одних вопросительных слов, указывающих на последовательность изложения.

Для монологических высказываний на третьем уровне – продуктивном - необходимы стимулы, обеспечивающие учащимся достаточно самостоятельное высказывание по предложенному заданию. В качестве такого стимула может выступать прослушанный или прочитанный рассказ. Здесь требуется передача его основного содержания в нескольких предложениях, выражающих и своё отношение к прочитанному. Выполняя такое задание самостоятельно в классе или дома, учащийся может составить свои опоры для высказывания. Это могут быть ключевые слова, отдельные предложения или зарисовки, таблицы, схемы. Например, Say what animals and people do for each other.

Можно стимулировать монологическое высказывание учащихся с помощью вербальных средств, например: “Talk about your favourite room in your flat” или “Imagine you are at the International Festival. Tell your new friend about your town (city, village)”.

При осуществлении контроля сформированности умений монологической речи следует исходить из уровней. На репродуктивном уровне контролируется правильность (безошибочность) воспроизведения, темп и эмоциональная окрашенность. На репродуктивно-продуктивном уровне контролируется и оценивается объем высказывания, языковая правильность и соотношение репродуктивного и продуктивного. Последнее - за счет умения осуществлять операции подстановки, расширения, трансформации и комбинирования.

На продуктивном уровне контролируется и оценивается объем высказывания, его языковая правильность и самостоятельность в выборе языковых средств, в логике построения, умение начать изложение, развернуть его должным образом и закончить высказывание.

Учащиеся первого года обучения овладевают и диалогической речью, и в качестве конечного речевого продукта говорения будет выступать диалог или полилог по теме. Здесь мы используем следующие речевые ситуации (примеры приведены из учебника Enjoy English М.З.Биболетовой для 2-го класса):

- Узнай у спортсменов кто они, как их зовут и сколько им лет.

- Разыграй с одноклассником сценку знакомства в театре.

- Узнай у одноклассника, какое животное есть у него дома.

- Мартин беседует с директором зоопарка. Он хочет узнать, какие животные есть в зоопарке. Разыграй с одноклассниками их беседу.

- Узнай у своего друга, что он думает о Томе и Тиме.

- Узнай у одноклассника, кто из друзей Рокки ему понравился.

- Прими на работу нового актёра. Разыграй с одноклассником эту сценку.

- Вы познакомились в международном лагере. Узнайте как можно больше друг о друге.

Диалогическая форма речи отличается большой распространенностью, она функционирует буквально в любой сфере человеческой деятельности, являясь доминирующей формой устной речи. Исходя из этого, следует отметить, что в системе обучения английскому языку в школе овладение говорением происходит по схеме: от диалогической формы речи к монологической.

В методике преподавания существует два пути обучения диалогической речи: дедуктивный путь (прослушивание диалога целиком; заучивание наизусть; варьирование лексического наполнения; ведение диалога на ту же тему, что и разучиваемый диалог, но с другим лексическим наполнением) и индуктивный путь (совершенствование психических механизмов ДР, формирование навыков использования языкового материала, типичного для диалогической речи, овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях внутренней и внешней ситуации.

При использовании диалога необходимо развивать у учащихся следующие умения:

1) мгновенно реагировать на реплику собеседника;

2) запрашивать дополнительную информацию;

3) предвосхищать в собственной реплике возможное развитие реплики собеседника;

4) повернуть диалог в другое русло;

5) поддерживать диалог, когда возникает пауза;

6) изменять коммуникативное намерение с учетом реакции собеседника.

Все эти умения способствуют снятию языковых трудностей: боязни начать разговор, стеснительности.

Итак, характеризуя в целом уровень развития продуктивной речевой деятельности младших школьников, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и т.д. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают рефлексивный характер. Учащийся начинает самостоятельно рассуждать и управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании. 

Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то ее задача - заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей (в том числе реальных потребностей и интересов в общении и познании детей младшего школьного возраста).