Исследовательская деятельность - это учебно - воспитательное пространство, в котором, с одной стороны, решаются задачи социальной адаптации обучающихся, формируется жизненное самоопределение, положительная "Я" - концепция личности, развиваются навыки рефлексии, и появляется возможность делать самостоятельный выбор, с другой стороны, происходит процесс формирования общекультурной компетенции, направленной на сотворение личностного нравственного опыта, "опыт освоения учащимся научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира". [1; 27]
Поэтому проектно - публицистическая деятельность обучающимися воспринимается не только как желание заявить о свои взглядах, мыслях, но и как возможность активно пропагандировать ценностный аспект общекультурной компетенции среди сверстников, среди широкой аудитории слушателей и читателей.
Содержание проектов, раскрывающих основные направления формирования общекультурных компетенций, следует выделить в три блока. Создаваемые учащимися "творческие результаты имеют не только учебную, но и культурологическую значимость, поскольку способствуют приращению культуры". [2; 50]
1 блок, "Духовно-нравственные основы жизни человека", представляют работы обучающихся 8-х, 9-х, 10-х классов. Вопросы основ православной культуры, духовная культура в жизни семьи обучаемого, какие православные храмы "живут" в нашем городе, духовные мысли, прочитанные из книг, наблюдения, личностные размышления звучат в исследованиях:
"Духовные чтения в моей семье"
"Почему я обращаюсь к иконе Божией Матери "Троеричице"
"Мой Православный дневник - носитель живой святыни"
"История Омска. Свято-Никольский казачий собор"
"История Омска. Христо-Рождественский собор"
"Почему я изучаю Христо-Рождественский собор"
"Омский Христо - Рождественский собор в моей жизни"
"Омский Христо-Рождественский собор открывает духовные страницы для каждого из нас"
2 блок, "Культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений", раскрывает проблематику изучения городского пространства. Чем привлекателен мой город, специалисты каких профессий принимают участие в благоустройстве моего города, какие общественные организации помогают его жителям, какие подростково-молодёжные клубы участвуют в социокультурном становлении личности в досуговом пространстве?
Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, было приложено немало усилий со стороны юных исследователей: встреча с интересными и уважаемыми людьми в своей профессии, фотографирование городского ландщафта, обработка полученных материалов, систематизация полученных результатов, художественное оформление материала, презентация приобретённого личностного опыта.
Не оставляет равнодушными обучающихся и изучение семейных традиций, увлечений своих родителей, семейного архива. Полученные знания и опыт деятельности обучающихся звучат в творческих проектах, публикациях по темам:
"Есть такая профессия - любить свой город"
"Моя мама - мастер интерьерных игрушек"
"Изучаем эстонские корни в своей семье"
"Омск-Бурятия: летопись моей семьи"
"Омский подростково-молодёжный клуб "Орлёнок": адрес моего детства"
"Мы-омичи!"
"Омский клуб "наследие Сибири": адрес моего детства
"Чему я научился в омском клубе "Наследие Сибири"
"Что я узнал при изготовлении бармицы"
3 блок, "Особенности национальной и общечеловеческой культуры", посвящен изучению культуры и искусства города Омска, творческой деятельности омских художников Алексея Николаевича Либерова, Михаила Ивановича Разумова, Георгия Сергеевича Катилло-Ратмирова. Чтобы научиться любить то место, где живёшь, надо увидеть его живописную красоту, услышать его мелодию, познакомиться с людьми, которые живут рядом с тобой. Обучающиеся 5-х, 6-х, 7-х классов, изучая творчество омских художников, раскрывали особенности национальной и общечеловеческой культуры в созданных ими проектах:
"Творческий опыт А.Н. Либерова - кладовая искусствоведа"
"Путешествие в мир "Либеровской осени"
"Песенная Зима в творчестве омского художника М.И. Разумова"
"Выпускник МГПИ - омский художник Г.С. Катило - Ратмиров"
"Дорога" от выбора темы до призового (победного) результата - путь, во временном отношении, длительный, охватывает не один год исследовательского труда.
Для достижения высокого результата в исследовательской деятельности обучающимся создаётся система условий для созидательной деятельности:
- выявление ведущих мотивов обучающегося и организация внеучебной деятельности: определение темы исследования, отвечающей психолого - физиологическим особенностям обучающегося и его учебно - познавательным интересам;
- соотнесение предполагаемого материала с личным опытом обучающегося.
Новая информация, как результат исследовательской деятельности, опирается на имеющийся опыт и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащённые знания, мотивирующие на дальнейшее исследование.
Создаётся активная установка на позитивное принятие деятельности:
- ориентация на достигнутые обучающимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций;
- постепенное включение обучающегося в систему участия на конференциях, фестивалях, чтениях;
- разработанная авторская "Программа по работе с одарёнными детьми", "Программа "Культура и искусство города Омска в исследовательской деятельности обучающихся", "Омский Христо-Рождественский собор в исследовательской деятельности обучающихся" способствует созданию системности в работе с обучающимися.
Обучающиеся представляют свои исследования на различных этапах публичной защиты: школьный этап конференции, муниципальный уровень, затем - региональный и всероссийский этап конференции или фестиваля.
Поэтапное направленное движение от школьного исследования к всероссийскому позволяет обучающимся:
- выстроить поэтапность развития своего исследования:
- расширить "территорию" поиска исследовательского материала: школьная библиотека, городская библиотека, домашний архив и государственный архив, использование электронных образовательных ресурсов;
- дополнить и расширить палитру иллюстративно-художественные объектов;
- провести социологические исследования в кругу своих одноклассников, семьи;
- рассмотреть проблему исследования с культурологического, исторического, краеведческого аспектов;
- подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу исследования;
- отметить, "увидеть", испытать, закрепить определённую личностную победу и движение вперёд.
В "деятельностное содержание образования входят методы создания учащимися образовательной продукции, способы организации ими своей работы, методы анализа, осмысления и оценки своей деятельности". [3; 27] Учащийся, имея возможность "получить, открыть или сконструировать собственное знание об изучаемом реальном объекте проявляет и развивает свои личностные познавательные способности". [3; 31]
Системно-деятельностный подход представлен на примере "исследовательских маршрутов" обучающихся Божко Алёны, Вакаловой Анастасии, Комовой Анастасии, Пикс Андрей, Симоненко Алёны, Юмтаровой Юлии, Валиахметова Александра.
Божко Алёна.
Школьный этап НОУ "Шаги в науку", "Мой православный дневник", 2008
VII городские этические чтения. "Мой православный дневник - носитель живой истины", 2008
Фестиваль исследовательских т творческих работ учащихся "Портфолио", город Москва, "Мой православный дневник - носитель живой истины", 2008-2009
VIII городские этические чтения, "Духовные чтения в моей семье", 2009
"Покровские чтения", "Почему я обратилась к иконе Божией Матери "Троеручница", 2009
V муниципальный фестиваль творческих и исследовательских проектов "Держава", "Почему я обращаюсь к иконе Божией Матери "Троеручица", 2009
Вакалова Анастасия.
Школьный этап НОУ "Шаги в науку", "Омский клуб "Орлёнок": адрес нашего детства", 2011.
Городской фестиваль детского компьютерного творчества "Мы-омичи!", "Омский клуб "Орлёнок": адрес нашего детства", 2011 - 2012.
Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио", "Омский подростково-молодёжный клуб "Орлёнок": адрес нашего детства, 2011-2012.
VIII городской фестиваль творческих проектов "Держава", "Почему мы выбираем подростково-молодёжный клуб "Орлёнок", 2012
Открытый городской фестиваль детского компьютерного творчества "Мы-омичи!", 2013
Комова Анастасия.
Областной фестиваль искусств "Либеровская весна", VIII детские апрельские искусствоведческие чтения, посвященные народному художнику РСФСР А.Н. Либерову, "Зимние мотивы" в творчестве М.М. Разумова", 2010
X городские этические чтения, "Интонации добра" в творчестве А.Н. Либерова", 2011
Пикс Андрей.
- Школьный этап НОУ "Шаги в науку", "Моя мама - художник интерьерной игрушки", 2009 - 2010
- Школьный этап НОУ "Шаги в науку", "Моя мама - мастер интерьерной игрушки", 2010 - 2011
- Фестиваль исследовательских т творческих работ учащихся "Портфолио", город Москва, "Моя мама - мастер интерьерной игрушки", 2010-2011
Симоненко Алёна.
Школьный этап НОУ "Шаги в науку", "Омский Христо-Рождественский собор", 2008
Городской этап НОУ "Поиск", "Омский Христо-Рождественский собор", 2009
IV городской фестиваль творческих и исследовательских проектов "Держава", "Омский Христо-Рождественский собор", 2008
VII городские этические чтения, "Омский Христо-Рождественский собор - моя духовная книга", 2008
Покровские чтения, "История Омска. Христо-Рождественский собор", 2008
VIII городские этические чтения, 2009 - "Христо-Рождественский собор в моей семье"
Фестиваль исследовательских т творческих работ учащихся "Портфолио", город Москва, "Омский Христо-Рождественский собор в моей жизни", 2008-2009
V муниципальный фестиваль творческих и исследовательских проектов "Держава", "Почему я изучаю Христо-Рождественский собор", 2009- 2010
XLI -ая региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области, "Христо-Рождественский собор - духовная святыня города Омска", 2009 - 2010
Юмтарова Юлия.
Школьный этап НОУ "Шаги в науку", "Эстонские корни в моей семье: прошлое и настоящее", 2010.
Городской этап НОУ "Поиск", "Эстонские корни в моей семье: прошлое и настоящее", 2011.
XLIII -ая региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодёжи Омской области", "Эстонские корни в моей семье: прошлое и настоящее", 2011.
Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ - XX век", "Эстонская летопись моей семьи", 2010-2011.
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио", город Москва, "Почему я изучаю историю своей семьи: эстонские корни", 2010-2011.
Валиахметов Александр.
Школьный этап н-п конференции "Шаги в науку", 2012.
Заочный тур городской н-п конференции "Шаги в науку, 2013.
Открытый городской фестиваль детского компьютерного творчества "Мы-омичи!", 2013.
XII городские этические чтения, 2013.
Областной конкурс "Моя малая Родина: природа, культура, этнос", номинация "эколого-краеведческий путеводитель", 2013.
Всероссийский фестиваль исследовательских работ "Познание продолжается", "Чему я научился в омском клубе "Наследие Сибири", 2013.
Публичные выступления позволяют обучающимся услышать мнение конкурсантов, вопросы относительно содержательной базы исследования, а, следовательно, доработать исследовательский материал и в дальнейшем достойно выступить на более высоком представительском форуме.
Исследовательская деятельность способствует формированию у обучающихся положительного отношения к окружающему миру, готовность нести ответственность за свои поступки, развивает навыки общения в различных жизненных ситуациях.
Выявление ведущих мотивов конкретного обучающегося создаёт у него ощущение личностной значимости и собственного позитивного социального опыта, что находит своё продолжение в успешном научно - исследовательском участии и во время обучения в высшей школе.
В 2009 году одна из моих выпускниц, Мазурова Ульяна, активный участник, победитель научно-практических конференций, стала стипендиатом Президента Российской Федерации.
Таким образом, обучающиеся, обращаясь к анализу вопросов по духовно - нравственной проблематики, через собственную поисковую деятельность актуализируют необходимость раскрытия соответствия моральной деятельности личности ее долгу, осознания взаимоотношения: чем шире и выше общественные полномочия, тем выше и мера их ответственности перед обществом.
Источники:
- Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие.- М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2013.- 73 с. (Серия "Новые стандарты")
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2013.- 73 с. (Серия "Новые стандарты")
- Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие.- М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2012. - 63 с.: ил. (Серия "Новые стандарты")