Урок истории по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Разделы: История и обществознание


Базовый учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с Древнейших времен до конца XVI века.

Цели:

познакомить учащихся с правлением Ярослава Мудрого;

сформировать представление о внутренней и внешней политике;

о системе управления Древнерусским государством;

раскрыть особенности социально-экономического развития Руси.

Задачи:

обучающие: выявление причинно-следственных связей; формирование образа эпохи; работа с учебником, картой, словарём; умение доказывать, делать выводы, анализировать исторические документы;

развивающие: способствовать формированию умения раскрывать причины, характер, исторические последствия событий, сопоставлять различные источники и делать выводы, находить варианты решений поставленных проблем;

воспитательные: средствами урока способствовать осмыслению прошлого и формированию позитивного отношения к истории своей страны. Воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения.

Тип урока: изложение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер для каждого ученика, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Основные понятия: наместник, посадник, усобицы, вира, титун, послух, гривна, “Русская Правда”.

Структура и ход урока

“Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”.

Н.М. Карамзин

Таблица 1

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
Орг-й этап   Приветствие, проверка присутствующих

Подготовить учащихся к работе.

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя. Установка внимания. 1 мин.
Проверка домашнего задания. Карта «Раздробленность на Руси»

ЭОР № 1

- Назвать и показать на карте территории, присоединённые Владимиром.

- Назвать причины принятия христианства.

- Работа с картой.

- необходимость усиления княжеской власти; преодоленеи культурной изоляции с Европой; укрепление международного авторитета Руси; единая религия как основа единства и силы государства

7 мин.
Актуализация знаний   Объяснение хода урока, его цели и задач. Слушают информацию о том, что будут делать на уроке. 2 мин.
  Изучение нового материала Протрет Бориса и Глеба.

ЭОР № 2

- Рассказ учителя о борьбе за власть после смерти Владимира Святославовича.

Введение понятия «посадник», «наместник».

- Учащийся выступают с заранее подготовленным сообщением о Борисе и Глебе, остальные учащиеся делают вывод почему Борис и Глеб причислены церковью к лику святых.

Запись в тетради даты правления Ярослава Мудрого (1019–1054).

22 мин.
    Ярослав Мудрый. Фрагмент современной иконы.

ЭОР № 3

- Работа с эпиграфом к уроку. Почему Ярослава народ прозвал Мудрым? - Любовь к отечеству и народу, талантливый политик и стратег.  
    Краткая «Русская правда с текстом» ЭОР № 4 - Князь Ярослав пытался укрепить порядок и законность в своём государстве, поэтому при нём на Руси появился письменный сборник законов «Правда Ярослава»

Этот документ укреплял власть князя и государство. При Ярославе сложились правила управления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Он издавал законы, был главным судьёй. Киевский престол передавался по старшинству.

- Учащиеся работают с документом, знакомятся с новыми понятиями и делают запись в тетрадь:

Русин – житель Киевской Руси;

Вира – штраф в пользу князя за убийство.

Головничество – вознаграждение близким убитого.

Разбор и анализ статей из «Русской правды»

Вывод: во время правления Ярослава мудрого происходит расцвет Древнерусского государства. Он положил начало созданию на Руси законности. Принятие «Правды Ярослава» имело значение для укрепления Древнерусского государства.

 
      - Учитель рассказывает о земельных отношениях и основных слоях древнерусского населения.

В Древнерусском государстве главным занятием было сельское хозяйство, а главным богатством - земля. В зависимости от того, кому принадлежала земля, на Руси появились три категории земельной собственности: общинная, княжеская, вотчинная.

- Учащиеся делают вывод: самая многочисленная часть населения Древнерусского государства – свободные земледельцы – были объединены в общины. Зависимое население – смерды, закупы, рядовичи, холопы – только появлялись в государстве.  
    Карта «Раздробленность на Руси»

ЭОР № 1

-Учитель обращает внимание учащихся на карту.

- Совместно с учителем записываю в тетрадь факторы, повлиявшие на формирование древнерусской народности.

- Учащиеся показывают территорию Киевской Руси во времена правления Ярослава Мудрого и делают вывод: на этой территории образовалась древнерусская народность.

- Общность территории; единство древнерусского языка; православие; общность культуры.

 
  Физкультминутка   Учитель показывает упражнения Учащиеся повторяют упражнения. 2 мин.
  Продолжение нового материала   - Рассказ учителя о внешней политике Ярослава Мудрого. Введение понятия «династический брак». - Работа учащихся с картой и запись в тетради: укрепление южных границ Руси, строительство городов-крепостей; укрепление безопасности северо-западных границ; укрепление международного авторитета с помощью династических браков. 5 мин.
  Закрепление материала   - Почему правление Ярослава мудрого было временем расцвета Древнерусского государства? - Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству; расширил и укрепил границы государства; укрепил международный авторитет Древнерусского государства. 4 мин.
  Инструктаж домашнего задания   Описание объяснение домашнего задания. Запись в дневник и печатную тетрадь. 2 мин.

Приложение