Урок русского языка по теме "Числительное в словосочетании, предложении и тексте". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


В ходе урока использованы разнообразные методы и приемы работы. Активно и достаточно плодотворно учебник и программа в целом позволяют применять на уроках приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: работа в группах, работа над синквейном и другие. Урок содержит элементы проблемного обучения, самостоятельную работу учащихся.

Организационный момент и итог урока проводится в непривычной для традиционного урока форме. На этих этапах ребята не сидят за партами, а принимают участие в игре, которая помогает учителю и настроить ребят на хороший лад, и разделить их на группы для дальнейшей работы, а также имеют возможность в конце урока высказать свою точку зрения по пройденному уроку.

Одно из главных требований в современном образовании – развитие универсальных учебных действий. Поэтому на уроке ребята работают с самыми разными источниками информации: Интернет, словари, решение интерактивных кроссвордов. Работая в группах, дети учатся решать не только предметные задачи, но и привыкают слушать и слышать друг друга, самостоятельно решать возникающие в ходе работы споры, что позволяет формировать метапредметные умения.

Класс: 6.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Цели как деятельность учеников

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения, обобщать, систематизировать.

М/к: оформлять мысли в устной и письменной форме, уместно и правильно использовать речевые средства (языковые конструкции), оценивать высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать других, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные:

6ЛР: определять тип связи в словосочетании порядкового числительного с существительным, определять синтаксическую роль числительных в предложении.

3ЛР: употреблять формы Р.п. мн.ч. имён существительных с количественными числительными.

Ход урока

Этапы урока Ход урока Формирование УУД

I. Оргмомент.

Игра «Смешанный лес» - деление на группы

Ребята входят в класс и рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом. Учитель рассчитывает учеников на 1-4 и объясняет условия игры: все ученики, получившие при счете номер 1 – это берёзы, номер 2 – это липы, номера 3 – сосны, а четвертые номера – это клёны. Учитель – лесник. Как только я называю какое-то дерево, все ученики с таким именем меняются местами, а я стараюсь занять свободное место. Кто остался без места, тот становится лесником и называет следующее название дерева. (3-4 смены)

Теперь я прошу учеников с одинаковыми названия сесть за отдельные столы. У нас получились команды, которым я предлагаю совершить увлекательное путешествие - исследование над Самарской областью.

Вы согласны? Вы готовы?

Тогда мы отправляемся в путь!

 

II. Актуализация изученного.

 

Путешествовать мы будем на воздушных шарах, или аэростатах. Современные аэростаты – это надёжные и безопасные средства, которые используют для воздухоплавания. Как у любых путешественников, у нас с вами есть дневники, где мы будем вести свои записи во время путешествия (Приложение).

1. Работа над предложением.

Посмотрите на предложение в ваших дневниках.

Аэростаты способны подниматься на высоту птичьего полёта, которая может составлять от (250)_______ до (600) ______ метров.

Запишите числительные словами, учитывая правила их склонения.

Прочитаем предложение.

Что вы можете сказать о структуре предложения? (сложное)

Какой вид придаточного предложения перед нами? (определительное)

Докажите свою точку зрения. (вопрос КАКОГО?, Относится к существительному ПОЛЁТА, вводится в главное словом КОТОРАЯ)

Назовите разряд прилагательного ПТИЧЬЕГО. (притяжательное)

Докажите. (отвечает на вопрос ЧЬЕГО?)

Поговорим о числительных.

К какому разряду по значению можно отнести числительные? (количественные)

Почему? (обозначают количество предметов)

Что можно сказать о составе этих числительных? Ответ аргументируйте. (250 – ставное, т.к. состоит из нескольких слов, 600 – сложное, т.к. состоит из двух корней)

Познавательные УУД

  1. Владеть навыками аудирования (выборочного).
  2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

III. Формулирование темы и целей урока.

 

Объектом наших наблюдений во время путешествия станут национальные парки.

1. Работа с Интернет-ресурсами.

Что такое национальный парк и для чего они создаются, мы попробуем узнать из Интернета. За компьютером поработает ___________ (один ученик работает с Интернет-ресурсами)

2. Наблюдение над предложением.

А мы в это время поднимаемся на аэростатах над Самарской областью и вот что увидим. Рассмотрим следующее предложение в наших дневниках.

На территории Самарской области расположены …. национальных парка – «Бузулукский бор» и «Самарская Лука»

Нравится ли вам это предложение?

Чего в нём не хватает? Дополните предложение. (слова ДВА)

Как вы думаете, каким стало предложение после появления в нём числительного? (более понятным)

Давайте послушаем, что же такое НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК? (Национа́льный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека)

В названиях парков есть имена прилагательные.

Каким способом они образованы? (Суффиксальным)

Объясните правописание суффиксов в этих прилагательных.

А в какие еще синтаксические единицы могут входить числительные? (словосочетания и тексты)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте)

Мы с вами довольно долго говорили о числительных. Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами сегодня?

Регулятивные УУД

  1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  2. Формулировать тему и содержание урока.

IV. Открытие новых знаний

 

1. Работа с иллюстрацией.

С высоты парящего воздушного шара нам открывается замечательный вид. Посмотрите на это изображение.

Составьте предложение, описывающее красоту этого пейзажа и используя прилагательные разных разрядов. (слушаем предложения)

Как вы думаете, что может разрушить эту необыкновенную красоту? (деятельность человека)

Оставленный после пикника мусор загрязняет лес.

Ежегодные вырубки леса и лесные пожары лишают нас чистого воздуха.

Выбросы отходов в водоёмы убивают жителей рек и озёр.

(на каждое предложение из картинки убирается пазл – образуется БРЕШЬ)

Деятельность человека образует на теле Земли БРЕШЬ.

2. Работа со словарём.

Что значит это слово?

Давайте заглянем в словарь.

Со словарем поработает _____________

Наша задача сегодня не только познакомиться с новыми сведениями о числительных, но и ликвидировать образовавшиеся бреши. Сделать это мы сможем активной работой на уроке. Та команда, которая проявит большую активность и за правильное и быстрое выполнение заданий наберет больше всего жетонов, получит возможность помочь природе и залатать брешь.

3. Выборочное списывание.

Перед вами два предложения.

21 марта во всем мире отмечается Международный день леса.

11 января – день заповедников и национальных парков.

Выпишите из них словосочетания «Порядковое числительное + существительное». (двадцать первое марта, одиннадцатое января)

Числительные какого разряда входят в данные словосочетания? (порядковые)

Определите падеж имён существительных в словосочетаниях. (родительный)

4. Конструирование предложений.

Попробуйте самостоятельно составить предложения на основе имеющегося в ваших дневниках материала.

21, Россия, лес, сентябрь, день, работник.

Российский, сентябрь, 15, лес, день.

Определите падеж слов со значением «название месяца» в получившихся предложениях. (родительный)

Попробуйте сделать вывод, в каком падеже ставится название месяцев после порядковых числительных при указании даты.

(Всегда в родительном)

Молодцы! Жетоны получает команда __________.

Познавательные УУД

  1. Давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения.
  2. Вычитывать все уровни текстовой информации, владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), менять стратегию чтения в зависимости от целевой установки.

Коммуникативные УУД

  1. Создавать тексты заданного стиля и жанра.
  2. Свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста.

V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

 

1. Работа в группах.

А сейчас мы проверим, как усвоены нами знания предыдущих уроков.

Представьте, что наш аэростат приземлился на солнечной полянке, и каждая группа занялась своим любимым делом.

Каждая группа выполнит отдельное задание, сделает вывод, а потом мы все вместе обсудим выводы, сделанные вами.

Первая группа взяла с собой в путешествие интересную энциклопедию и решила познакомиться с научными исследованиями.

1 группа – Из предложений выпишите словосочетания «порядковое числительное + существительное». Поставьте одно из словосочетаний в родительный и предложный падежи. Определите, на основе какого вида подчинительной связи построены словосочетания. Можно воспользоваться учебником.

Первый национальный парк в СССР —Лахемаа — был основан в Эстонской ССР. Самые часто встречающиеся лесные жители в Бузулукском бору - куницы, на втором месте - белки и рыси. Среди лесов Самарской Луки преобладают липняки и дубравы, третьего места удостоились осинники.

(Вывод: порядковые числительные связаны с именами существительными согласованием)

Вторая группа захватила с собой ноутбук и, воспользовавшись свободной минуткой, отправилась в путешествие по Интернету.

2 группа – Разгадайте интерактивный кроссворд, узнайте ключевое слово, поставьте его в предложение вместо точек. Определите, каким членом предложение является данное слово. Сделайте вывод о синтаксической роли порядковых числительных

Национальный парк «Башкирия» на территории республики Башкортостан основан …… сентября 1986 года.

(Вывод: порядковые числительные, обозначающие даты, в предложениях являются обстоятельствами времени)

Третья группа – люди творческие. Они решили сочинить синквейн.

3 группа – Сочините СИНКВЕЙН о числительном. Не забудьте упомянуть о разрядах числительных и их роли в предложениях, словосочетаниях и текстах

1 строка – тема (существительное);
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме;
4 строка – фраза (свое отношение к теме);
5 строка – слово – резюме, синоним, высказывание, крылатое выражение.

А четвертая группа, радуясь солнечному дню, принялась рассматривать узоры в калейдоскопе.

4 группа – Цветной диктант «Калейдоскоп»

Перед вами «калейдоскоп» с пронумерованными секторами. Я буду читать предложения, а вы – закрашивать секторы соответствующими цветами: количественное числительное – красный, порядковое – зеленый, прилагательное – желтый.

  1. В настоящее время на территории России находится 43 национальных парка
  2. Бузулукский бор объявлен национальным парком в 2008 году.
  3. Главной достопримечательностью Бузулуского бора является трёхсотпятидесятилетняя сосна.
  4. Окружность её ствола составляет 424 сантиметра.
  5. Национальный парк «Самарская Лука» создан в июле 1985 года.
  6. На территории лесного царства неизменно гнездятся около 160 видов птиц.
  7. Одной из достопримечательностей Луки является дом-музей Ильи Репина, который открыт в 1990 году.
  8. Музей представляет собой маленький бревенчатый домик в три окна.
  9. Некоторые птицы могут подниматься на высоту шестидесятиэтажного дома.
  10. В настоящее время около одной третьей части животный и птиц, обитающих в национальных парках, находится на грани исчезновения.

Проверка: вы правильно выполнили задание, если у вас получился такой узор калейдоскопа.

Проверка работы в группах.

Жетоны получают команды.

Подсчитайте количество жетонов.

Регулятивные УУД

  1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД

  1. Свободно, точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме.
  2. Владеть нормами культуры речи в области образования и употребления слов.
  3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  4. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

VI. Итог урока.

За всеми нашими делами мы не заметили, как на нашу поляну опустился вечер. Небо слало звездным, немного похолодало, и мы собрались у костра. (ребята встают с мест и собираются у «костра»).

Давайте обсудим наше путешествие.

Что вам показалось самым интересным?

А какое задание показалось самым трудным?

Что нового вы узнали.

Сколько жетонов заработала ваши команда?

Я думаю, мы все вместе просто обязаны помогать нашей природе. Я предлагаю выбрать каждой команде человека, который был самым активным и отправить его выполнить эту почетную миссию.

(ребята закрывают бреши, которые были сняты в начале урока)

Наше путешествие подошло к концу. Сейчас мы разойдемся. Но каждый из нас должен помнить, что мы в ответе за каждый наш поступок, за каждую брошенную банку или полиэтиленовый пакет, ведь разлагаются они в течение сотен лет; за каждое спиленное дерево, ведь они выделяют такой нужный нам кислород; за каждый непотушенный костер.

Регулятивные УУД.

  1. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

VIII. Домашнее задание.

 

Уходя с этой гостеприимной поляны, мы должны погасить костер. На языках пламени костра ваше домашнее задание, поэтому сейчас мы возьмем по одной искорке, и наш костер не причинит никому вреда.

Задание на выбор:

  1. Представьте, что вы какая-то маленькая часть природы, например, ромашка, бабочка, божья коровка, капелька росы, трудяга-муравей….И вам очень хочется жить. Напишите сочинение - миниатюру о том, что вы по этому поводу хотите сказать людям от имени животных, растений, облачка и т.д.
  2. Жизненная задача, с. 212 в учебнике

 

Презентация