Ролево-игровой проект как инструмент реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Проблема развития сознательных коммуникативных действий у детей младшего возраста стала для меня предметом серьезного изучения по причине значимости и актуальности ее для общего развития ребенка и создания условий успешного освоения учебного материала. Основной идеей в работе по этой проблеме было: создание на уроках в начальной школе условий для сознательного активного участия младших школьников в коммуникативной творческой деятельности, которая приносит радость преодоления трудностей в изучении английского языка, радость открытия нового в процессе обучения.

Практика показывает, что на начальном этапе английский язык интересен всем и дети вступают в учебную деятельность с большим энтузиазмом. Но изучение английского языка - это серьезный труд, требующий системности, усидчивости, рутинной тренировки. И вскоре обучение для ребенка становится трудным и неинтересным. Появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает. Результаты обучения ухудшаются. Снижается эффективность урока. Поэтому основной задачей для меня стало создание условий для повышения и поддержания интереса учащихся к урокам английского языка посредством развития личностных творческих способностей учащихся, начиная с начальной школы.

Чтобы процесс формирования этих способностей реализовывался качественно, я следую следующим принципам:

  • создание оптимальных условий на уроках,
  • системность,
  • логическая структурность учебного процесса.

Соблюдая эти принципы, я стараюсь строить урок так, чтобы все ученики включались в работу, чтобы каждый чувствовал свою значимость в процессе урока. Я стараюсь, чтобы через весь учебный процесс проходило доверие, построенное на взаимоуважении и интересе друг к другу. Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности по всем видам деятельности. Готовясь к урокам, я тщательно продумываю весь его ход. Мне важно, чтобы на протяжении всего урока ребенок активно мыслил и применял весь свой творческий потенциал для решения проблемных коммуникативных задач. Мне важно научить детей действовать самостоятельно, независимо. При работе я избегаю прямых инструкций, не сдерживаю инициативы детей. Никогда не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно. Учу детей быть творцом своей деятельности. Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Все это прекрасно просматривается на примере такого нетрадиционного урока как ролево-игровой проект. Участники принимают на себя определенные роли. Это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы:

наличие ролей, обусловленных характером и содержанием ситуаций, в которых происходит реализация этих ролей;

различные игровые предметы.

Через такой проект мы создаем реальною ситуацию насыщенную учебной деятельностью.

Для себя я выделила несколько черт ролево-игрового проекта:

Моделирование в игре коммуникативной деятельности учащихся, которая максимально приближена к реальным условиям.

Совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли.

Правила, регулирующие ход игры.

Элементы соревнования.

Действие ролевого проекта происходит в одной из сфер коммуникативной деятельности, приближенной к реальной ситуации. Поэтому моделирование в этой деятельности является обязательным. Оно предполагает определение сфер общения учащихся и строится на опыте, уже имеющимся у них.

В качестве объекта моделирования выступает определенный цикл занятий - цепочка уроков, построенной на основе будущего проекта, с целью развития и совершенствования речевых умений учащихся.

В разработке ролевого проекта я отмечаю 9 основных моментов (хотя их может быть и больше). Все эти элементы я раскрою на примере проекта в 3 классе по теме "Одежда".

Определение проблемы, темы общения, содержания, учебной цели.

Определение проблемы и темы ролевого проекта конкретизирует цель, ориентирует ее на определенные аспекты коммуникативной деятельности учащихся и решение конкретных проблемных задач внутри этой деятельности. Сама деятельность должна отражаться проблемой - "Сумейте продать и купить одежду".

Тема, как правило, определяется в соответствии с программой - "Clothes".

Содержание проекта определяется конкретными учебными целями - "Уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, описывать одежду, делать выбор, делать комплименты". При этом дети должны использовать иноязычный языковой материал (как изученный на уроках, так и самостоятельно при подготовке к проекту).

Определение основных этапов ролевого проекта.

Для учащихся начальной школы я обычно определяю три этапа:

Подготовка игры (за 2-3- урока).

Сам процесс игры.

Подведение итогов.

Каждый этап имеет самостоятельные учебные цели, совокупность которых обеспечивает достижение общей цели ролевой игры.

Определение цели ролевого проекта.

Для меня очень важно определить конкретные цели, понятные всем участникам процесса.

Для данного проекта я определила следующие цели:

Создать условия для применения полученных знаний в новой, приближенной к реальности обстановке на рынке одежды.

Отработать сформированные навыки и умения иноязычного общения, опираясь на опыт учащихся покупать одежду.

Подготовка сценария ролевого проекта.

Что такое сценарий? Это сюжет или система описания действий участников игры, их отношений, взаимодействия. Он также включает описание места и времени действия игры, описание расположения их участников. В целом - это развернутое изложение всей игры по ролям.

Определение правил ролевого проекта.

Перед тем как выносить сценарий на обсуждение необходимо определить правила проведения игры, отметить, что только при полном их соблюдении игра получиться в полной мере и будет всем интересна. Правила должны соответствовать возрастным особенностям и подготовленности учащихся. Каждая игра имеет свои особенности, соответственно и правила будут разными. Но существуют и общие правила. Такие как:

Время выполнения конкретных заданий.

Нормы поведения.

Общение ведется только на английском языке.

Распределение ролей.

Распределять роли можно по-разному, это зависит от цели. Я предпочитаю жребий. Совсем необязательно распределять роли с учетом уровня знаний, сформированности навыков и умений владения английским языком, личностных качеств обучаемых. Одно из положительных направлений ролевой игры в том, что "слабые" учащиеся могут прекрасно проявить себя в той или иной роли. Кстати, именно они более тщательно готовятся и иногда даже лучше проявляют себя, чем "сильные".

На данном уроке ролевая игра одна из серии целого проекта (точнее третья), который я распределила на весь год. В центре внимания семья Мамы Кошки с котятами. С ними происходят всевозможные, предусмотренные программой, приключения. При этом совсем не обязательно, чтобы кошка и котята были бы постоянными в каждой игре.

Составление инструкций.

Момент составления инструкций и разработка рабочих материалов для учащихся очень важен для успешности игры. Обычно для ребят я делаю следующую схему:

  • определение роли (полное название игровой должности, значение роли в игре);
  • права и обязанности действующего лица;
  • взаимодействие с другими учащимися;
  • перечень действий
  • репертуар иноязычного речевого поведния.

Помимо инструкций я оформляю специальное индивидуальное задание для каждого, включая туда описание ситуации, характера роли, какие предметы и какой имидж необходим для роли. Это помогает подготовиться не только в плане языка, но и психологически, вжиться в роль, продумать ролевое и речевое общение. Чаще всего я даю задания в письменном виде, но иногда, когда позволяет время, работаю устно с каждым ребенком отдельно. Я объясняю идею, а ребенок сам продумывает ее творческое оформление. Часто использую карты - схемы последовательности игровых действий.

Пример карты.

Продавец обуви.

Реклама товара - какую обувь продавать - какую предложить цену

Фразы общения:

  • Спросить, что нужно покупателю.
  • Предложить выбор товара.
  • Предложить примерить обувь.
  • Сделать комплимент.
  • Назначить цену.
  • Получить деньги.
  • Сдать сдачу.
  • Упаковать товар.
  • Попросить зайти еще.
  • Пожелать удачи.

Оценивание результатов ролевого проекта.

Немаловажную роль в успешном результате должна сыграть система критериев оценивания. Я использую следующие критерии:

Эффективность совместной деятельности.

Совместное иноязычное общение.

Сформированность выявленных в игре речевых умений и навыков.

Полнота и качество исполнения роли.

Показателями для оценивания знаний для меня является отсутствие и наличие ошибок, их характер, наличие затруднений в речевом общении.

Обсуждение хода и результатов ролевого проекта.

Обязательным для ролевого проекта является развернутое и аргументированное обсуждение хода и результатов ролевой игры. Я редко делаю это на том же уроке. Даю время детям осознать свои действия. Я составляю полный анализ хода игры и на следующем уроке вместе с ребятами мы разбираем действия. Учащиеся могут соглашаться и не соглашаться. Я учу их аргументировать и объяснять свое мнение, анализировать свои ошибки и ошибки партнеров по игре, определять, что получилось, а что не получилось и определять причины неудач. Обычно я снимаю игру на видео, что позволяет ребятам просмотреть свои действия со стороны и быть более объективными к себе и своим одноклассникам.

Как правило ролевое общение детям очень нравиться, так как дети имеют богатую фантазию и большое воображение. Их потребность выдумывать и сочинять является реальностью их жизни. Таким образом использование ролево-игрового проекта действительно является одним из ярких и полезных приемов в рамках системно-деятельностного подхода, который помогает обучать в активном действии, в живом общении; развивать самостоятельность мышления; формировать самооценку; учить быть искренним, радоваться успехам друг друга. Все это ведет к прочным знаниям предмета и развитию личности ребенка, что является приоритетным в обучении иностранному языку согласно новым ФГОС.