Урок русского языка по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


ТДЦ:

  • Обучающая: познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, показать значение суффиксов -ин-, -ан- (-ян-), -енн-, -онн; закрепить изученные правила правописания.
  • Развивающая: учить самостоятельно работать с текстом; работать в паре; оценивать себя; диалогической и монологической речи; развивать орфографическую зоркость, внимание.
  • Воспитывающая: вырабатывать внимательность и собранность, самостоятельность, аккуратность и добросовестность, ответственность за результаты своего труда.

Обучающие цели для учащихся:

Знать:

  • условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных;
  • роль прилагательных в речи;
  • художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

Уметь:

  • находить орфограмму "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных";
  • обосновывать свой выбор;
  • образовывать от существительных прилагательные с суффиксами -ан,-ян, -ин, -онн, -енн
  • находить и исправлять ошибки на изученную орфограмму;
  • определять художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
  • использовать в речи данную орфограмму (составлять предложения или связный текст)

Ход урока

1. Организационный момент.

- И снова здравствуйте! Садитесь, ребята. Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку. Будьте сосредоточенны, внимательны. Ведь мы всегда в ответе за то, что мы делаем и как. Приложите все свои знания и умения, и у вас всё получится. Не зря говорится, что дело мастера боится. Без труда не вынешь рыбку из пруда. На уроке всем найдётся работа. Ибо скучен день до вечера, коли делать нечего. Желаю вам успехов. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь. Готовы ли вы сегодня сотрудничать со мной? Если да, покажите мне свои ладони.

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 315

- Зачитайте и охарактеризуйте прилагательные, использованные вами в сочинении (полная или краткая форма, степень сравнения, разряд, изученные орфограммы).

3. Актуализация опорных знаний.

- Рассмотрите картинки (презентация), подберите к существительным прилагательные, запишите полученные словосочетания. (Запись на отдельных листах, заранее приготовленных) слайд 1-4

_____________дома деревянные дома

_____________посуда стеклянная посуда

_____________кувшин глиняный кувшин

_____________крыша соломенная крыша

_____________берег песчаный берег

_____________забор каменный забор

_____________пруд утиный пруд

_____________верность лебединая верность

_____________тур экскурсионный тур

_____________день ветреный день

Слайд 5 - ключ

- Как образованы данные прилагательные?

- По какому признаку можно разделить их на две группы?

- Какие затруднения вы испытывали при написании прилагательных?

- Почему слова каменный, экскурсионный пишутся с двумя Н, а утиный - с одной?

Мотивация

- Не торопитесь с ответом. Попробуйте сами сформулировать тему урока.

- Сегодня на уроке мы изучим правило правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных.

- Запись темы урока, формулировка целей, задач урока совместно с детьми. Слайд 6-8

4. Изучение нового материала.

Работа в паре по методике "Взаимопередача темы"

Прочитать параграф 56, составить опорный конспект, таблицу или вопросный план.

Сформулировать вопросы и задать партнёру.

Выступить перед классом в паре. Слайд 9

- Знакомство с алгоритмом. Слайд 10

Н и нн в суффиксах прилагательных

Определи, от какой части речи образовано слово.

От существительного?

Да

Определи, какой суффикс в основе?

-онн, -енн, -н -ан, -ян, -ин

Да Да

Пиши -нн Пиши -н

Исключение: Исключения: оловянный,

Ветреный(но безветренный) деревянный, стеклянный

Запомните! Слайд 11

Ветреный (ветер).

1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено.

2. Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

но: безветренный

Ветряной - приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)

5. Закрепление материала.

Работа с сигнальными карточками.

Цель: находить орфограмму "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных";

обосновывать свой выбор;

Задание: устно с помощью сигнальных карточек установить одна или две буквы Н пишется в прилагательном

Обыкновенный, орлиный, восторженный, песчаный, утренний, серебряный, туманный

Упражнение 320 (самостоятельно)

Цель: образовывать от существительных прилагательные с суффиксами -н-, -ан,-ян, -ин, -онн, -енн

Задание: заменить существительные однокоренными прилагательными, распределив их на три колонки; обозначить орфограмму. В четвёртую колонку включить свои примеры с суффиксом -ин-(Самопроверка, самооценка по ключу) Слайд 12

Прилагательные, образованные от существительных с Н на конце основы Прилагательные с суффиксом -ан-, -ян- Прилагательные с суффиксом -онн-, -енн- Прилагательные с суффиксом

--ин-

Физминутка.

3) Взаимодиктант с взаимооценкой (раздаточный материал)

Цель:

  • находить орфограмму "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных";
  • обосновывать свой выбор;

Задание: записать пословицу, обозначить орфограмму.

1 ученик

Старинная пословица не на ветер молвится

2 ученик

Острый язык - дарование, а длинный - наказание

4) Работа с текстом (текст распечатан для каждого)

Цель: находить и исправлять ошибки на изученную орфограмму

Задание: используя знания о правописании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, найди в тексте ошибки и запиши эти слова правильно, графически объяснив. (Самооценка по ключу)

Вечер на Кавказе

Был тот особеный вечер, какой бывает только на Кавказе. Солнце зашло за горы, но было ещё светло. Заря охватила треть неба, и на свете зари резко отделялись бело-матовые громады гор. Воздух был редок, неподвиженн и звученн. Длиная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

И лишь в ауле изо всех труб поднимался душистый дым кизяка, и на каждом дворе слышалась усиленная хлопотня, предшествующая тишине ночи.(по Л.Н.Толстому)

Ключ к заданию "Найди ошибку" Слайд 13

Особенный, неподвижен, звучен, длинная

Цель: определять художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

Задание: определите тип речи данного текста,стиль, художественные средства.

5) Упражнение с переносом знаний в новые условия.

Цель: использовать данную орфограмму в речи.

Задание: составьте предложения или связный текст по темам на выбор: "Раннее утро", "Солнечный день", "Вечерние сумерки", используя изученное правило.

6. Проверка усвоения знаний.

Цель: проверить знания по изученной орфограмме

Задание: работа по перфокарте

1 искусственный ветреный(день) серебряный

2 государственный песчаный картинный

3 оловянный пчелиный земляной

4 соломенный овсяное старинный

5 торжественный утиный кожаный

6 деревянный ястребиный туманный

7 безветренный глиняный журавлиный

8 мужественный куриный лимонный

9 экскурсионный жестяной совиный

7. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки. Слайд 14, 15

8. Информация о домашнем задании. Слайд 16

Параграф 56,

Упражнение 323

Подобрать пословицы и поговорки, в которых употребляются слова на изученное правило, графически обозначить орфограмму, найти художественные средства

3) Продолжить текст:

На берегу моря.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

(на выбор)

Приложение.