Программная тема: «Парные согласные в корне слова».
№ урока: 52.
Время урока: 40 мин.
Тема урока: «Коварный согласный, или буквы-непоседы».
Цели урока:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о правописании парных согласных в корне слова.
- Закреплять навыки работы с текстом, предложением, различения правил на слух, умение писать по памяти, проверять написанное.
Развивающие:
- Развивать память, мышление, внимание.
- Увеличивать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в паре.
Задачи:
- Учить находить слова с орфограммой правописание парных согласных в корне слова.
- Развивать аналитическое мышление, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
- Развивать навыки правильного письма.
- Воспитывать аккуратность, ответственность, интерес к окружающему миру.
- Соблюдать здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: Урок-исследование.
Методы: Индивидуальные и групповые методы; исследовательский метод; демонстрационный метод.
Приёмы: игровые ситуации, музыкальное сопровождение, театральное представление.
Оборудование: Ноутбук, проектор, интерактивная доска, документ – камера. Карточки для индивидуальной работы, для творческого задания, макет сада, огорода.
Структура урока:
- Организационный момент (1-2 минуты)
- Контроль знаний учащихся (10 минут)
- Изучение нового материала (15 минут)
- Закрепление (12 минут)
- Завершение урока (1 минута)
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока |
I . Организационный момент. Вступительное слово учителя. |
Учитель: Здравствуйте ребята. Какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть! Настроимся на работу.
|
II. Формулирование темы и постановка цели урока. | Учитель: Сейчас на доску поглядим и тему урока мы определим: Правописание парных согласных в корне слова. – У нас не просто урок русского языка, а урок - исследования. Это значит самостоятельно находить что-то еще новое. Цель нашего урока: Выяснить, в каких случаях необходимо проверять парные согласные в корне. Уметь сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
|
III. Актуализация опорных знаний учащихся. Работа с документ – камерой. |
– Нам нужно дать название нашего урока. Для этого мы должны ответить на два вопроса – Что растет в саду, одним словом? (фрукты) – Что растет в огороде? (овощи) т.е. говорить будем про фрукты и про овощи, которые растут в саду и в огороде. – Во саду ли, в огороде. Учитель: Значит, на уроке мы будем работать не только над словами, где встречаются парные согласные в корне слова, но и поговорим о пользе овощей и фруктов. Начнем урок с разминки. Разгадаем кроссворд, который соответствует теме нашего урока. (Показ слайда: яблоко, капуста, репа, кабачок, банан, слива, лук, груша, свекла, киви, ананас). |
IV. Каллиграфическая минутка. | – Разминка прошла успешно, продолжим наш урок, откроем тетради и вспомним правила письма.
Учитель: Записали число и место нашей встречи. На минутке чистописания вспомним, какие парные согласные мы знаем:
– Какие они бывают? (звонкие и глухие) закрываем уши и слушаем. Запишем в тетради эти согласные, которые будут встречаться в течение всего нашего урока.
|
V. Исследование слов. Работа с карточками |
Учитель: Давайте, исследуем слова: |
Работа с интерактивной доской | – И определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных согласных в корне слова. – почему мы можем допустить в них ошибки? (при произношении слышим звук [т], а пишем букву д. т. к есть проверочные слова. ПРАВИЛО!!!) – Записываем в тетради слова, которые мы проверили. – Мы определили нужные нам слова все вместе, а теперь сделаем это самостоятельно по вариантам. Найти и записать те слова, которые надо проверять. I.Где могут вырасти плоды, предложенные первому варианту? (в саду) II. А второму варианту? (в огороде) овощи – Какое правило применяли при написании слов? Дети должны обратить внимание, что в словах по теме «Сад» I в. парные согласные требующие проверки, стоят в конце слова. – Слова по теме «Огород» II в. парные согласные требующие проверки, стоят перед глухими согласными: Репка, морковка, редиска. – Несмотря на разные местонахождение парных согласных, все они стоят в конце корня слова. Выделим корень, в записанных словах подчеркнём парный согласный, стоящий в конце корня. – Что можно сказать об этих овощах и фруктах? – Овощи, ягоды, фрукты, самые витаминные продукты. |
Работа с интерактивной доской | Репу едят сырой, варёной, печёной, пареной. На витаминных заводах США из мякоти жёлтой репы добывают каротин, а из листьев репы – витамин «С». Морковь на I месте среди корнеплодов. Её в России любили и любят. С морковкой много хлопот. Мелкие семена не посеешь ровно: где пусто, где густо. Но если она уродилась, то при ее поедании мы получаем каротин – это витамин «А», который помогает, ребятам расти, делать их стойкими против заразных болезней. Морковь хороша для диетического питания, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени и почек. |
Запись предложения | – Запишем предложение о моркови, которую можно кушать круглый год и получать витамины. Какое предложение вы можете составить? Чтобы быть сильным, быстрым, ловким, надо на завтрак есть морковку. – Какие правила применили при записи этого предложения? (Слова сильным, быстрым, ловким связаны интонацией. Перечисление интонации разделяется запятой.) – Если стоят однородные члены, их запятой раздели непременно ты. |
VI. Игровые ситуации. | Учитель: Продолжаем наш урок
– Проведём игру на внимание. – Где растёт морковь? – на грядке – Буквы пишут где? – в тетрадках – Чистим что мы по Утрам? – зубки – Одеваем в холод, что мы? – шубки – Любим всё! – сказки – Какие слова вам встречались на тему нашего урока? (устно) – Молодцы! |
Работа с документ – камерой. | – Сейчас предлагаю выполнить задание «наоборот» Надо изменить слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке. Например: шуба-шубка Гряда – грядка Садик – сад Ягодка – ягодка Сторожить – сторож
|
Работа с интерактивной доской | – Придумано немало загадок, где отгадками являются слова на тему нашего урока. Назовите все отгадки?
– О каких полезных овощах и фруктах вы можете рассказать? |
VII. Театрализованное представление | (Приходят с ярмарки гости).
А принесли мы вам рассказы об овощах и фруктах (в руках держат корзину и большую тыкву с бантом) Смородина в природе встречается нескольких видов: чёрная, красная, золотистая. Все ягоды содержат много витаминов, но самая полезная чёрная смородина. Причём полезны не только ягоды, но и почки и даже листья. Плоды, листья и почки смородины могут снять воспаление, избавиться от целого ряда грибковых инфекций, окажут положительное действие при ревматизме, излечат головную боль. Ванны с отваром листьев и почек помогают при диатезах и дерматитах, примочки с этим отваром лечат глазные болезни. Ягоды брусники очень полезны. В народной медицине свежие или сушеные ягоды брусники используют как моченое средство. Чай из листьев брусники применяют при мочекаменной болезни, воспалении мочевого пузыря, при болезни почек и при гастрите. Кулинары умеют приготовить из тыквы не только кашу, но и золотистый суп-пюре, фарш для котлет, запеканку, оладьи т. е 30 различных блюд. В каждой аптеке можно купить витаминное драже. На коробке есть латинские буквы имена витаминов. И первую из них, БУКВУ «А» вписала мускатная тыква. В её ярко-оранжевой мякоти много каротина. А каротин в нашем организме превращается в витамин «А» который помогает росту, лечит от куриной слепоты.
|
VIII. Постановка проблемы урока. |
|
Работа с интерактивной доской | Учитель: Спасибо, гости дорогие. Учитель: А сейчас ребята вернёмся к словам отгадкам. – Что объединяло слова-отгадки, такие как репа, морковь, редиска? (В этих словах правило парных согласных в корне слова) – Какой частью речи являются все слова отгадки? (Имя сущ. Потому что, отвечают на вопрос что) – Давайте к существительным отгадкам подберём прилагательные. Я буду помогать вопросами. Вспоминайте, смотрите на загадки-рисунки. – Что на вкус сладкое? (морковка сладкая) – По весу лёгкое? (Редиска лёгкая) – По форме узкое? (Кукуруза, морковка) – Что на ощупь гладкое? (Репа, тыква) – Какой частью речи являются слова: сладкий, лёгкий, узкий, гладкий (прилагательные) – Докажите (правило). – Где стоят в этих словах парные согласные? (В середине слова) А теперь подберите к этим прилагательным проверочные слова и сделайте запись в тетрадь. |
Физкультминутка | Учитель: Внимание!!! Поиграем (физ. минутка в виде игры) – Поиграем в хороший плохой совет Вместе хором отвечайте, и друг другу помогайте.
|
IX. Творческая работа в группах. | Учитель: Внимание! А теперь итогом урока исследования будет творческое задание. Вы должны дополнить свой рассказ, словами по теме нашего урока и написать их правильно, используя найденный нами способ проверки парных согласных в корне слова. Каждый вариант напишет заголовок своего текста. (Дети получают задание.) Вар 1. Сад У нас на даче есть фруктовый сад. Осенью в нем созревают сладкие плоды. Наливается соком спелый виноград. На газонах зеленеет травка. Вар 2. Огород У бабушки в деревне большой огород. Там на грядках растут лук и морковка. На бахче созрел огромный полосатый арбуз.
Учитель: Какое правило применяли в творческом задании? Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй! – Молодцы!! Думаю, что теперь каждому из вас по плечу творческая и очень ответственная работа. |
X. Итог урока. | Учитель: Наш урок мы закончим чтением стихотворения:
– Какие правила, мы применяли на уроке? (Парные согласные, части речи, однородные члены предложения). – Какова была цель урока? (Выяснить, в каких случаях необходимо проверять парные согласные; выделять главное, делать выводы) – Мы её достигли? – Что узнали про овощи и фрукты? (Это витаминные продукты). |
XI. Домашнее задание. | Учитель: Ваше домашнее задание: напишите о каком-нибудь овоще, фрукте, чем он полезен. Сделайте рисунок. |
XII. Заключительное театрализованное представление. |
Учитель: К нам на урок пришёл ещё один гость, встречаем! – Я, доктор Пилюлькин принёс вам письмо на тему нашего урока. А, В, С, Д, Е – так называется Латинская азбука. В медицине латинские буквы стали азбукой здоровья. Витамин А – нужен ребятам, цыплятам, телятам – всем кто растёт. Витамин В1 – нужен от заболевания полиневрита, что бы не отнимались рука или нога. Витамин Д – охраняет ребят от рахита. Витамин С – победитель цинги. – Овощи и фрукты – это копилка витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей. Шпинат, морковь, фасоль – лечит малокровие. Тыква, петрушка, свёкла – поднимает кровяное давление. Хрен и перец – выпроваживает цингу. Салат и томат – заставляет толстяков похудеть. Капуста – лечит язву желудка. Тем, у кого болит печень, поможет репа, кабачок, баклажан, арбуз. Учитель: Спасибо доктор. Ребята, я думаю, что это письмо, которое останется у вас, будет вам напоминанием о нашей встрече. – Спасибо ребята за урок! Мне было очень приятно с вами работать.
|