Урок русского языка по теме "Коварный согласный, или Буквы-непоседы". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Программная тема: «Парные согласные в корне слова».

№ урока: 52.

Время урока: 40 мин.

Тема урока: «Коварный согласный, или буквы-непоседы».

Цели урока:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей о правописании парных согласных в корне слова.
  • Закреплять навыки работы с текстом, предложением, различения правил на слух, умение писать по памяти, проверять написанное.

Развивающие:

  • Развивать память, мышление, внимание.
  • Увеличивать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в паре.

Задачи:

  • Учить находить слова с орфограммой правописание парных согласных в корне слова.
  • Развивать аналитическое мышление, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.
  • Развивать навыки правильного письма.
  • Воспитывать аккуратность, ответственность, интерес к окружающему миру.
  • Соблюдать здоровьесберегающие технологии.

Тип урока: Урок-исследование.

Методы: Индивидуальные и групповые методы; исследовательский метод; демонстрационный метод.

Приёмы: игровые ситуации, музыкальное сопровождение, театральное представление.

Оборудование: Ноутбук, проектор, интерактивная доска, документ – камера. Карточки для индивидуальной работы, для творческого задания, макет сада, огорода.

Структура урока:

  • Организационный момент (1-2 минуты)
  • Контроль знаний учащихся (10 минут)
  • Изучение нового материала (15 минут)
  • Закрепление (12 минут)
  • Завершение урока (1 минута)

Ход урока

Этапы урока Содержание урока

I . Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Здравствуйте ребята. Какой сегодня прекрасный день.

Я рада всех вас видеть! Настроимся на работу.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Поприветствуем гостей,
Познакомимся скорей
И проверим, давай дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Формулирование темы и постановка цели урока.

Учитель: Сейчас на доску поглядим и тему урока мы определим:

Правописание парных согласных в корне слова.

– У нас не просто урок русского языка, а урок - исследования. Это значит самостоятельно находить что-то еще новое.

Цель нашего урока: Выяснить, в каких случаях необходимо проверять парные согласные в корне. Уметь сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Если хотим мы много знать,
Многого добиться,
Обязательно запоминать
Должны мы научиться.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Работа с документ – камерой.

– Нам нужно дать название нашего урока. Для этого мы должны ответить на два вопроса

Что растет в саду, одним словом? (фрукты)

Что растет в огороде? (овощи)

т.е. говорить будем про фрукты и про овощи, которые растут в саду и в огороде.

– Во саду ли, в огороде.

Учитель: Значит, на уроке мы будем работать не только над словами, где встречаются парные согласные в корне слова, но и поговорим о пользе овощей и фруктов. Начнем урок с разминки. Разгадаем кроссворд, который соответствует теме нашего урока.

(Показ слайда: яблоко, капуста, репа, кабачок, банан, слива, лук, груша, свекла, киви, ананас).

IV. Каллиграфическая минутка.

– Разминка прошла успешно, продолжим наш урок, откроем тетради и вспомним правила письма.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

Учитель: Записали число и место нашей встречи.

На минутке чистописания вспомним, какие парные согласные мы знаем:

Б В Г З Ж Д
П Ф К С Ш Т

Какие они бывают? (звонкие и глухие) закрываем уши и слушаем. Запишем в тетради эти согласные, которые будут встречаться в течение всего нашего урока.

Не забудь, что на уроке надо быть старательным
Быть спокойным и внимательным
Все писать, не отставая,
Слушать, не перебивая
Говорить все четко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать надо руку поднимать.

V. Исследование слов.

Работа с карточками

Учитель: Давайте, исследуем слова:

Работа с интерактивной доской

– И определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных согласных в корне слова.

– почему мы можем допустить в них ошибки? (при произношении слышим звук [т], а пишем букву д. т. к есть проверочные слова. ПРАВИЛО!!!)

– Записываем в тетради слова, которые мы проверили.

– Мы определили нужные нам слова все вместе, а теперь сделаем это самостоятельно по вариантам. Найти и записать те слова, которые надо проверять.

I.Где могут вырасти плоды, предложенные первому варианту? (в саду)

II. А второму варианту? (в огороде) овощи

– Какое правило применяли при написании слов?

Дети должны обратить внимание, что в словах по теме «Сад» I в. парные согласные требующие проверки, стоят в конце слова.

– Слова по теме «Огород» II в. парные согласные требующие проверки, стоят перед глухими согласными: Репка, морковка, редиска.

– Несмотря на разные местонахождение парных согласных, все они стоят в конце корня слова. Выделим корень, в записанных словах подчеркнём парный согласный, стоящий в конце корня.

– Что можно сказать об этих овощах и фруктах?

– Овощи, ягоды, фрукты, самые витаминные продукты.

Работа с интерактивной доской

Репу едят сырой, варёной, печёной, пареной. На витаминных заводах США из мякоти жёлтой репы добывают каротин, а из листьев репы – витамин «С».

Морковь на I месте среди корнеплодов. Её в России любили и любят. С морковкой много хлопот. Мелкие семена не посеешь ровно: где пусто, где густо. Но если она уродилась, то при ее поедании мы получаем каротин – это витамин «А», который помогает, ребятам расти, делать их стойкими против заразных болезней. Морковь хороша для диетического питания, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени и почек.

Запись предложения

Запишем предложение о моркови, которую можно кушать круглый год и получать витамины. Какое предложение вы можете составить?

Чтобы быть сильным, быстрым, ловким, надо на завтрак есть морковку.

– Какие правила применили при записи этого предложения?

(Слова сильным, быстрым, ловким связаны интонацией. Перечисление интонации разделяется запятой.)

Если стоят однородные члены, их запятой раздели непременно ты.

VI. Игровые ситуации.

Учитель: Продолжаем наш урок

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«Зуб» на «Зубы», «Лёд» на «Льды» -
Будешь Грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

Проведём игру на внимание.

– Где растёт морковь?

на грядке

Буквы пишут где?

в тетрадках

Чистим что мы по Утрам?

зубки

Одеваем в холод, что мы?

шубки

Любим всё!
Снежки, салазки
И читаем на ночь

сказки

Какие слова вам встречались на тему нашего урока? (устно)

– Молодцы!

Работа с документ – камерой.

– Сейчас предлагаю выполнить задание «наоборот» Надо изменить слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке.

Например: шуба-шубка

Гряда – грядка

Садик – сад

Ягодка – ягодка

Сторожить – сторож

 

Работа с интерактивной доской

– Придумано немало загадок, где отгадками являются слова на тему нашего урока. Назовите все отгадки?

 

– О каких полезных овощах и фруктах вы можете рассказать?

VII. Театрализованное представление

(Приходят с ярмарки гости).

Здравствуйте дети.
Мы слышали, что вы нас звали
Вы русский язык здесь изучали,
Вот и решили мы навестить вас ребята.
Думаем, что будете вы нам очень рады.

А принесли мы вам рассказы об овощах и фруктах (в руках держат корзину и большую тыкву с бантом)

Смородина в природе встречается нескольких видов: чёрная, красная, золотистая. Все ягоды содержат много витаминов, но самая полезная чёрная смородина. Причём полезны не только ягоды, но и почки и даже листья. Плоды, листья и почки смородины могут снять воспаление, избавиться от целого ряда грибковых инфекций, окажут положительное действие при ревматизме, излечат головную боль. Ванны с отваром листьев и почек помогают при диатезах и дерматитах, примочки с этим отваром лечат глазные болезни.

Ягоды брусники очень полезны. В народной медицине свежие или сушеные ягоды брусники используют как моченое средство. Чай из листьев брусники применяют при мочекаменной болезни, воспалении мочевого пузыря, при болезни почек и при гастрите.

Кулинары умеют приготовить из тыквы не только кашу, но и золотистый суп-пюре, фарш для котлет, запеканку, оладьи т. е 30 различных блюд. В каждой аптеке можно купить витаминное драже. На коробке есть латинские буквы имена витаминов. И первую из них, БУКВУ «А» вписала мускатная тыква. В её ярко-оранжевой мякоти много каротина. А каротин в нашем организме превращается в витамин «А» который помогает росту, лечит от куриной слепоты.

Описание: C:\Users\дом\Desktop\картинки овощей\0_7a823_a7cd2f17_S.png

Дорогие ребята, вы что-то новое сейчас узнали?
Мы всё что знали, вам рассказали,
Вы, надеемся, не скучали?

VIII. Постановка проблемы урока.

Лишь осталось вам пожелать
Всем учиться, не ленится,
Чтоб отметками гордиться.
Всё что знаете – не скрывайте,
На вопросы учителя всегда отвечайте!
До свидания!!!!!!!!!!!!!

Работа с интерактивной доской

Учитель: Спасибо, гости дорогие.

Учитель: А сейчас ребята вернёмся к словам отгадкам.

– Что объединяло слова-отгадки, такие как репа, морковь, редиска?

(В этих словах правило парных согласных в корне слова)

– Какой частью речи являются все слова отгадки?

(Имя сущ. Потому что, отвечают на вопрос что)

– Давайте к существительным отгадкам подберём прилагательные. Я буду помогать вопросами. Вспоминайте, смотрите на загадки-рисунки.

– Что на вкус сладкое?

(морковка сладкая)

По весу лёгкое?

(Редиска лёгкая)

По форме узкое?

(Кукуруза, морковка)

Что на ощупь гладкое?

(Репа, тыква)

Какой частью речи являются слова:

сладкий, лёгкий, узкий, гладкий (прилагательные)

– Докажите (правило).

– Где стоят в этих словах парные согласные?

(В середине слова)

А теперь подберите к этим прилагательным проверочные слова и сделайте запись в тетрадь.

Физкультминутка

Учитель: Внимание!!! Поиграем

(физ. минутка в виде игры)

– Поиграем в хороший плохой совет

Вместе хором отвечайте, и друг другу помогайте.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши,
На неправильный совет
Говорите всегда нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы охлопайте в ладоши. (3 раза хлопки)
Не грызите лист капустный,
Он совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? Нет!
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? Нет!
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы, спать идти нельзя,
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший?
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
Вы, ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали? Нет!
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет.

IX. Творческая работа в группах.

Учитель: Внимание! А теперь итогом урока исследования будет творческое задание. Вы должны дополнить свой рассказ, словами по теме нашего урока и написать их правильно, используя найденный нами способ проверки парных согласных в корне слова. Каждый вариант напишет заголовок своего текста. (Дети получают задание.)

Вар 1.

Сад

У нас на даче есть фруктовый сад. Осенью в нем созревают сладкие плоды. Наливается соком спелый виноград. На газонах зеленеет травка.

Вар 2.

Огород

У бабушки в деревне большой огород. Там на грядках растут лук и морковка. На бахче созрел огромный полосатый арбуз.

Учитель: Какое правило применяли в творческом задании? Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

– Молодцы!! Думаю, что теперь каждому из вас по плечу творческая и очень ответственная работа.

X. Итог урока.

Учитель: Наш урок мы закончим чтением стихотворения:

Научились многому,
Стали больше знать.
Будем эти правила
Всегда мы применять!

Какие правила, мы применяли на уроке? (Парные согласные, части речи, однородные члены предложения).

– Какова была цель урока? (Выяснить, в каких случаях необходимо проверять парные согласные; выделять главное, делать выводы)

– Мы её достигли?

– Что узнали про овощи и фрукты?

(Это витаминные продукты).

XI. Домашнее задание. Учитель: Ваше домашнее задание: напишите о каком-нибудь овоще, фрукте, чем он полезен. Сделайте рисунок.

XII. Заключительное театрализованное представление.

Учитель: К нам на урок пришёл ещё один гость, встречаем!

– Я, доктор Пилюлькин принёс вам письмо на тему нашего урока.

А, В, С, Д, Е – так называется Латинская азбука. В медицине латинские буквы стали азбукой здоровья.

Витамин А – нужен ребятам, цыплятам, телятам – всем кто растёт.

Витамин В1 – нужен от заболевания полиневрита, что бы не отнимались рука или нога.

Витамин Д – охраняет ребят от рахита.

Витамин С – победитель цинги.

– Овощи и фрукты – это копилка витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей.

Шпинат, морковь, фасоль – лечит малокровие.

Тыква, петрушка, свёкла – поднимает кровяное давление. Хрен и перец – выпроваживает цингу.

Салат и томат – заставляет толстяков похудеть.

Капуста – лечит язву желудка.

Тем, у кого болит печень, поможет репа, кабачок, баклажан, арбуз.

Учитель: Спасибо доктор. Ребята, я думаю, что это письмо, которое останется у вас, будет вам напоминанием о нашей встрече.

– Спасибо ребята за урок! Мне было очень приятно с вами работать.

И хочу вам пожелать я
Всем учиться, не лениться,
Чтоб отметками гордиться,
Чтобы в дневнике страницы
Украшала цифра «пять»!