"Знайкины уроки!" (Развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, опережающими в развитии своих сверстников)

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (771 кБ)


Знайкины уроки», состоят из 12 встреч, специально разработанных и направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развить познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • совершенствование психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие познавательного интереса у детей;
  • гармоничное развитие конвергентного и дивергентного мышления;
  • формирование стремления к поиску собственного решений;
  • активизация умения аргументированно и логично доказывать свою точку зрения, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • совершенствование коммуникативных навыков и культуры общения;
  • создание психологически комфортных условий для пополнения субъективного опыта каждого участника группы.

Встречи проводятся два раза в месяц, продолжительностью 25-30 минут, с подгруппой детей (6-8 человек) старшего дошкольного возраста.

Особенности данной развивающей деятельности заключается в том, что она нацелена на детей, опережающих в развитии своих сверстников, умеющих рассуждать нестандартно, выходя за рамки сложившихся стереотипов.

Упражнения и игры, используемые в непосредственно образовательной деятельности с детьми, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной, коммуникативной и двигательной сфер; формируют нестандартное мышление; позволяют расширить зону ближайшего развития ребёнка дошкольного возраста.

В начале учебного года, для выявления группы дошкольников, с которыми в дальнейшем будет организована развивающая работа, в подготовительных группах ДОУ проводится диагностическое обследование универсальных творческих способностей детей при помощи методики В.Т. Кудрявцева, В.Б. Синельникова.

В конце учебного года проводится диагностика с помощью методики «Определения уровня способности детей 5-7 лет к работе с проблемными ситуациями» (Хижняк Н.В., Журавлева Н.М.).

В качестве примера ниже приведен конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Встреча 3 

Задачи:

  • упражнять детей в поиске обобщающих понятий по одному или нескольким признакам;
  • побуждать к поиску собственных нестандартных решений, при ответе на стандартные вопросы;

Оборудование и оснащение:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • экран;
  • мяч;
  • клубок ниток;
  • бубен;
  • цветные карандаши;
  • раздаточный материал для детей: парные карточки с изображением домашних животных (кот, собака, утка, петух); приложение 1 (задание «Какой маски не хватает»); приложение 2 (задание «Зеркало»).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Приветствие (1 минута)

Дети садятся на ковре по кругу. Педагог предлагает им поздороваться друг с другом и рассказать о своем настроении. Дети, перекатывая клубок с нитками от одного участника к другому, приветствуют друг друга, при этом каждый участник держит в руке нитку от клубочка, и перекатывает клубок так, чтобы в конце на ковре получилась «паутинка» из ниток. Затем клубочек сматывают: от последнего участника передают к первому. Дети, сматывая клубок, говорят о своём настроении. Упражнение завершается, когда клубок возвратится к первому участнику.

(слайд 1)

Психолог: Сегодня ребята, мы вновь встретимся с нашим другом Знайкой. Он приготовил для нас новые и интересные задания.

(слайд 2 – с гиперссылкой на ответы (слайды с 7 по 14)

Разминка (2 минуты)

  1. Сколько месяцев в году? Назови второй и десятый.
  2. Что остается на земле после дождя?
  3. Кто говорит на всех языках?
  4. Сколько цветов в радуге?
  5. Кто над нами вверх ногами?
  6. Не рыбак, а сети ставит. Кто это?
  7. Сколько ног у двух ослов?
  8. Как называется начало дня?

Психолог: Молодцы ребята, вы справились с заданием. А сейчас у нас будет переменка.

Переменка. «Голоса зверей» (2 минуты)

Каждый ребенок берет карточку с изображением животного (все карточки имеют пару) и, не показывая карточку другим участникам, внимательно её рассматривает. Дети должны по команде ведущего встать со своих стульчиков, закрыть глаза и издавать звуки, подражая животному на своей карточке. Задача игры найти пару по голосу с закрытыми глазами. Когда игроки нашли свою пару, они занимают свободные стульчики и садятся рядом.

Упражнение «Обобщайка» (2 минуты)

Психолог: Сейчас, друзья, Знайка хочет проверить, умеете ли вы быстро находить общее название для разных предметов. Сыграем в игру «Обобщайка»

Дети перебрасывая мяч, отвечают на вопросы ведущего.

Назови одним общим словом:

  1. Малина, клубника, вишня –
  2. Голубь, синица, цапля –
  3. Капуста, перец, помидор –
  4. Пила, отвертка, молоток –
  5. Собака, кошка, свинья –
  6. Блюдце, кувшин, стакан –
  7. Юбка, брюки, футболка –
  8. Кресло, шкаф, стол – 

Переменка. «Дождь, сосулька, ручеёк» (2 минуты)

Психолог: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. А сейчас у нас будет переменка. Мы с вами поиграем в игру «Дождь, сосулька, ручеёк». У меня есть бубен, который нам поможет в этой игре. Когда я слегка ударяю по бубну, на что похож его звук? Правильно, на капли дождя. Ели вы слышите такой звук, то спокойно идете по комнате. Когда я трясу бубен, на что похож его звук? Правильно, на шум ручейка. Когда вы слышите этот звук, то бежите по комнате. А если вдруг звука нет, то вы должны замереть как сосульки. Вы готовы? Тогда начнем

Дети свободно перемещаются по комнате, выполняя команды психолога. Последней командой, должно быть «Сосулька». Дети замирают на своих местах.

Психолог: Молодцы. Сделаем глубокий вдох. Выдох. Еще раз Вдох. Выдох. А теперь рассчитаемся на 1, 2. Дети объединяются в подгруппы: все первые номера, и все вторые номера садятся отдельно. Каждая команда получает карточку с заданием.

(слайд 3)

Упражнение «Какой маски не хватает?» (3 минут)

Психолог: Ребята, Знайка приготовил для вас новое задание. Вы разделились на две команды. Каждая команда получает конверт с заданием. Посмотрите внимательно на экран. Нарисуйте на своём листке с заданием, ту маску, которой не хватает. (Дети выполняют задание, затем осуществляется проверка).

(слайд 4 – с гиперссылкой на ответы (слайды с 15 по 22)

Упражнение «Рассуждайка» (10 минуты)

  1. Вася пошел в кино, после того, как прочитал книгу. Что сначала делал Вася?
  2. Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
  3. В корзине сидят котята. Всего три пары ушек. Сколько котят в корзине?
  4. У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?
  5. Маша задумала число, прибавила к нему 5 и получила 8. Какое число задумала Маша?
  6. У Толи две пары варежек. Сколько варежек у него на левую руку?
  7. В семье 4 детей: сестёр столько же сколько братьев. Сколько Сестёр?
  8. Дети собирали в лесу грибы: 6 подосиновиков, 2 подберёзовика, 1 мухомор и 1 боровик. Сколько съедобных грибов собрали дети

Переменка «Меняемся местами» (2 минуты)

Психолог: Ребята, как здорово вы умеете рассуждать, но давайте немного отдохнем и поиграем в игру «меняемся местами».

  • Меняются местами те дети, кто сегодня пришел в садик с хорошим настроением.
  • Меняются местами только те, у кого есть косички.
  • Меняются местами только те, у кого есть шортики.
  • Меняются местами только те, кому понравилась игра.

(слайд 5)

Упражнение «Зеркало» (3 минуты)

Психолог: Молодцы, друзья. Посмотрите, Знайка приготовил для нас новое задание. Внимательно рассмотрите эту картинку. Вы видите, что здесь с левой стороны рисунка в кружках расположены различные геометрические фигуры, а справа кружки пустые. Расположите справа геометрические фигуры как в зеркале.

Каждый ребенок получает листок с заданием и цветные карандаши. После выполнения задания дети сверяют свой ответ с изображением на экране.

(слайд 6)

Игра «Прощалочка» (2-3 минуты)

Дети садятся в круг на ковёр и рассказывают о своих впечатлениях о встрече, и говорят своё пожелание участникам группы. 

Источники:

  1. Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речивой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе / А.Г. Апресова, Н.А. Гордова, Т.А. Сидорчук. – М.: АРКТИК, 2010. – 232 с (Растем умными (Технология ТРИЗ))
  2. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 272 с.
  3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1 / О. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2010. -56 с.
  4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 / О. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2010. -56с.
  5. Чекушина О.В. Исследование одаренных детей в условиях детского сада общеразвивающего вида // 2013. №11. С. 10-21.
  6. Фокина М.В. Программа развивающих занятий «Психологическая подготовка к поступлению в 1-й класс» // Справочник педагога-психолога. 2014. № 2. С.27-39.
  7. [Электронный ресурс]. URL: farentblog.blogspot.ru/2009_12_01_archive.html
  8. [Электронный ресурс]. URL:i77.photobucket.com/albums/j64/Udivitelna_ya/big.jpg
  9. [Электронный ресурс]. URL: s.pikabu.ru/images/previews_comm/2012-08_2/13442826941288.jpg
  10. [Электронный ресурс]. URL: img01.chitalnya.ru/upload2/197/512966544833034304.gif
  11. [Электронный ресурс].URL: raskras-ka.com/raskraski-nasekome
  12. [Электронный ресурс].URL: img-fotki.yandex.ru/get/4601-M.jpg
  13. [Электронный ресурс]. URL: dl.sptovarov.ru/uploads/purchases/3291.jpg
  14. [Электронный ресурс]. URL: i063.radikal.ru/1209/2f/2d5077392618.jpg