Столбчатые и круговые диаграммы

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (851 кБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • познакомить учащихся со столбчатыми и круговыми диаграммами;
  • формировать умение «читать» диаграммы и формировать умение по некоторым данным строить диаграммы;
  • развивать навыки пользования чертежными инструментами;
  • воспитывать внимательность и аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1.

10% от 760   5% от 820
25% от 440   20% от 550
2% от 200   75% от 400
50% от 1100   4% от 50

2. В первый день было изготовлено 32% плановой продукции, во второй – 46%, а на третий день – оставшаяся часть. Сколько процентов было изготовлено на третий день?

3. Какую часть составляет 25%, 100%, 50%, 25%, 75%?

4. Начертите круг и закрасьте его часть:

а) 50%
б) 35%
в) 100%

5. Вычислить:

950 + 350 321 + 365 1% от 50 10% от 1250
1300 - 810 555 + 444 7% от 200 20% от 12
101 * 5 322 – 232 25% от 84 75% от 100
220 + 128 5469 – 246 50% от 108 100% от 100

III. Объяснение нового материала.

Учитель:Мы имеем информацию о том, как магазин в течение 5 лет продавал холодильники. В 2003 году их стоимость была 2 тысячи рублей, в 2004г. – 4 тысячи рублей, в 2005г. – 6 тысяч рублей, в 2006г. – 5 тысяч рублей, в 2007 г. – 7 тысяч рублей.

В таком виде информацию использовать неудобно. Трудно увидеть, как менялись цены год из года, когда они поднимались, а когда снижались, в каком году была самая высокая и самая низкая цена. Человек лучше понимает и запоминает те сведения, которые представлены наглядно. Для наглядного представления различных числовых данных могут быть использованы диаграммы.

Информацию об изменении цен на холодильники можно представить на столбчатой диаграмме (рис. 1.). Для этого цены изобразим в виде прямоугольников, у которых одинаковые основания, а высоты соответствуют размеру цены.

 

Столбчатые диаграммы применяются в тех случаях, когда нужно сравнивать полученные данные, показать, как меняются со временем интересующие нас явления.

Учитель: На столбчатой диаграмме (рис. 2) видно, в каком году цены поднимались и снижались, в каком году была самая высокая и самая низкая цена.

Рассмотрим следующую задачу: на столбчатой диаграмме показана средняя продолжительность жизни некоторых животных:

 

  1. Какова средняя продолжительность жизни каждого животного?
  2. Какое животное имеет самую короткую продолжительность жизни?
  3. Какое животное имеет самую большую продолжительность жизни?
  4. Какие животные живут менее 40 лет?
  5. Какие животные живут более 40 лет?

Нам известно, что в 6 классе 7 человек написали контрольную работу на «5», 6 человек – на «4», 5 человека – на «3» и только 2 написал на «2».

Как удобно изобразить эту информацию? Давайте покажем это на столбчатой диаграмме (рис. 3.):

 

Эту же информацию можно изобразить на круговой диаграмме (рис. 4):

 

Здесь круг изображает весь 6 класс, то есть 100%, причем величины процентной успеваемости соответствуют размерам частей круга.

Круговые диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно представить соотношения между частями целого.

- Как вы считаете, на столбчатой или круговой диаграмме данная информация более наглядна?

IV. Формирование умений и навыков.

Учитель: 1. На столбчатой диаграмме показано, сколько было продано магазином спортивных костюмов за 4 месяца.

Результаты представлены на столбчатой диаграмме (рис. 5):

  1. Сколько костюмов было продано каждый месяц?
  2. Сколько костюмов было продано летом?
  3. В каком месяце вырос спрос на костюмы? Почему?

2. На круговой диаграмме показано, как распределились мнения 800 людей при ответе на вопрос: «Будет ли конец света?».

Результаты представлены на круговой диаграмме (рис. 6):

 

  1. Какая часть опрошенных считает, что конец света будет?
  2. Какая часть опрошенных считает, что конец света не будет?
  3. Сколько человек затрудняются ответить на вопрос?
  4. Сколько человек уверены в конце света?
  5. Какая часть опрошенных не думала об этом?

3. Работа в тетрадях: № 124, № 125, № 132, № 133, № 134, № 135, № 136.

V. Итоги урока.

Вопросы учащимся по рис. 7, 8:

  1. Что представляют собой столбчатые диаграммы?
  2. Для чего нужны столбчатые диаграммы?
  3. Данные какого характера могут быть изображены с помощью столбчатых диаграмм?
  4. В каких случаях удобно использовать столбчатые диаграммы?
  5. Что можно увидеть на столбчатой диаграмме?
  6. В каких случаях удобно использовать круговые диаграммы?
  7. Что представляет круг на круговой диаграмме?
  8. Для чего нужны диаграммы?
  9. Как по имеющимся данным определить, с помощью какой диаграммы, круговой или столбчатой, их удобнее изобразить?
  10. Что можно увидеть на круговой диаграмме?

VI. Домашнее задание.

№127, №129.

Используемая литература:

  1. Дорофеев Г.В. Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Математика, 5-6 классы: книга для учителя / С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова – М.: Просвещение, 2013.
  3. Математика, 6 класс: поурочные планы по учебнику Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина (в 2-х частях). – Издательство «Учитель», Волгоград, 2010.
  4. Математика: рабочая тетрадь для 6 класса общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев. – М.: Просвещение, 2013.
  5. ЦОР «Математика 5-11: Новые возможности для усвоения курса математики». – Дрофа, 2004.