Интерактивная игра "Первоцветы Дальнего Востока в легендах и мифах"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Введение.

Апрель капризен и изменчив.
Столкнулись холод и тепло,
Цветы, подставив солнцу венчик
Из-под ресниц глядят светло.
(М.С. Лобач)

Экологические проблемы являются актуальными в течение многих десятилетий. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. В настоящее время все более необходимым становится формирование у школьников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. Нужны разнообразные формы работы экологической направленности, где учащиеся имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Одной из проблем остается сокращение численности раннецветущих растений.

Массовый сбор первоцветов подрывает численность их популяций и способность к вегетации. Для многих видов ежегодный сбор раннецветущих растений с повреждением корневой системы стал причиной резкого сокращения былого ареала распространения.

С наступлением весны появляются в лесу первоцветы – первые травянистые растения, которые просыпаются после зимы и зацветают. Они радуют людей своей скромной красотой. Часто люди бездумно срывают их огромными охапками для букетов. Однако в доме эти цветы быстро завянут и порадуют вас совсем недолго – буквально несколько часов. Они уже мертвы. А ведь многие первоцветы – очень редкие растения, большинство из них под охраной. Кроме того многие первоцветы – лекарственные растения, многие из них ценные медоносы. Необходимо снова и снова говорить людям о том, что нельзя рвать первоцветы. Этих красивых, ценных для природы и человека растений становится всё меньше и меньше.

Данная игра направлена на привлечение внимания к данной проблеме - сохранение первоцветов. Большинство первоцветов Хабаровского края занесены в Красную книгу. Без помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны первоцветов. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.

Обучающиеся должны иметь возможность увидеть внешний вид первоцветов, узнать информацию о них. Фотография в презентации точнее всего отражает внешний вид растений, по фото их легче всего опознать. К тому же для создания презентации не надо срывать растения, не надо их губить. Учащиеся, зная первоцветы «в лицо», зная о них информацию, понимая их ценность, вероятнее всего, не станут их срывать сами, расскажут об этом своим родителям и знакомым.

Игра «Первоцветы Дальнего Востока в легендах и мифах» помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Пояснение к проведению игры.

Тип занятия: интерактивная игра

Методы обучения:

  • диалогический;
  • эвристический;
  • интеграция образовательных областей: биологии, экологии, литературы.

Демонстрации: мультимедийная презентация игры.

Оборудование: интерактивное оборудование (медиапроектор, экран, ПК).

Форма работы: групповая

Интерактивная игра «Первоцветы Дальнего Востока в легендах и мифах» создана в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками. Данную игру можно использовать в образовательных и воспитательных целях на уроках экологии, биологии, географии, для проведения занятий в системе дополнительного образования детей и при проведении внеклассных мероприятий с детьми краеведческого и природоохранного характера.

Цель: Формирование знаний о многообразии первоцветов на территории Дальнего Востока, воспитание бережного отношения к природе и отношения к проблеме истребления редких и исчезающих видов цветов.

Задачи:

  • познакомить учащихся с первоцветами своей местности, помочь осознать возникающие проблемы сохранения первоцветов и находить вместе с детьми оптимальные пути их решения;
  • развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.

Занятие в форме интеллектуального соревнования 2 команд. Перед началом игры формируются две команды. Команды придумывают названия, выбирают капитанов.

Игра запускается открытием файла Презентация.

На слайдах с заданиями для команд обозначены номера вопросов. Между заданиями для команд – познавательный материал для всех присутствующих на занятии (слайды голубого цвета).

Первые слайды используются во время вступления.

Далее “Правила игры”. Ведущий озвучивает их.

Следующий слайд “Игровое поле” разбито на 17 ячеек.

На игровом поле каждая ячейка имеет цифровое обозначение. Игроки вправе выбирать любой вопрос. За каждый правильный вопрос команда получает 3 балла. За неполный ответ 2 балла. Команды по очереди называют номер ячейки, организатор игры наводит курсор мыши на названную ячейку и нажимает на число, указанное в ячейке, на экране появляется вопрос, который зачитывается.

По решению капитана участник команды отвечает на вопрос (на размышление и обсуждение дается 60 секунд). На слайде нажимается значок «Бабочка» в нижнем правом углу слайда) – на экран выводится ответ с информацией, который сверяется с ответом команды, даются комментарии (вопросы и ответы см. (Приложение 1). Если команда дает правильный ответ на вопрос, получает жетон 3 балла, если ответ правильный, но не полный, жетон – 2 балла. (Приложение 2). Обратите внимание! После открытия вопроса никаких щелчков мышью не должно быть, иначе на экране появится ответ.

В нижнем правом углу, на слайде с ответом находится значок, Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. при нажатии на который происходит возврат к игровому полю. Если такого значка на данном слайде нет, нужно перейти к следующему слайду, на котором размещена познавательная информация по данному вопросу. Значок «вопрос» находится на следующем слайде. Наведя курсор на него, осуществляется переход на игровое поле. Цифры на сыгранных ячейках изменяют цвет и больше в игре не участвуют.

Побеждает команда, набравшая за время игры наибольшее количество баллов. Победители награждаются дипломами победителя и подарками; игроки проигравшей команды награждаются дипломами участников и подарками.

После проведения игры ребятам предлагается прочитать сказку (слайды 41 – 42) и ответить на вопросы. (Приложение 3).

Методические рекомендации по проведению игры:

  1. Педагог может организовать участие нескольких команд на свое усмотрение.
  2. Пытаться привлекать к работе всех обучающихся, а не отдельных активных учеников.
  3. По мере возможности как можно эффективнее использовать игровые формы проведения урока, соревновательные моменты.
  4. Не терять внимания учащихся.
  5. Говорить как можно более энергично.
  6. Постоянно показывать иллюстративный материал.
  7. Пусть учащиеся сами думают, нежели чем просто слушают.
  8. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Для успешного проведения игры необходимо следующее:

Участники игры должны:

  • Иметь представление о первоцветах.
  • Уметь работать в малых группах.

Организатор и ведущие игры должны:

  • Уметь организовать работу в малых группах, создать благоприятную атмосферу для творческой работы.
  • Подготовиться к игре, знать её содержание, иметь навыки работы с компьютером, мультимедийным оборудованием.
  • Сформировать жюри или назначить счетчика.
  • Сформировать призовой фонд игры.

Выводы. Заключение.

Вся информация сообщалась детям в ходе демонстрации презентации, а также в форме мифов, легенд и сказки.

В результате проведенного мероприятия ребятам стало известно, какие именно первоцветы произрастают в Хабаровском крае, что их численность неуклонно снижается, что большое количество видов находится под охраной.

Причина уменьшения численности первоцветов в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах вытаптываются, уничтожаются лесными пожарами, срываются для букетов. Сорвав цветок, который необходим растению для размножения, мы обрекаем его на гибель.

Значение первоцветов в жизни природных сообществ велико. Цветки этих растений служат источником пропитания для насекомых-опылителей, снабжая их нектаром и пыльцой во время года, когда другие растения еще не пробудились от зимнего оцепенения. Семена, клубни и луковицы некоторых из них служат пищей для различных животных, лекарством и источником витаминов для людей. Первоцветы, редкие, в основном, лекарственные растения, почти все занесены в Красную книгу.

Данная игра заставляет обучающихся задуматься о том, что первоцветы очень красивы и привлекательны, и лучше, любоваться ими в природе. Многие первоцветы можно выращивать дома в кашпо, любуясь этими восхитительными цветами!

В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся.

Воспитание экологической культуры у школьников возможно лишь при условии проведения комплексных мероприятий. Начинать их надо с начальных классов, закреплять в средних, и лишь в таком случае к старшим классам можно воспитать подростка, не только знающего основные принципы экологической культуры, но и активно применяющего их в жизнь.

Литература:

  1. Гигантская детская энциклопедия, Москва, АСТ, Астрель.
  2. Энциклопедия знатока. Зелёная планета, Москва, «Махаон», 2007 год.

Ресурсы интернета:

  • www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=700761&keywordid=748614
  • baikal-viktoria.ucoz.ru/forum/51-540-4
  • zoomir.forumbb.ru/viewtopic.php?id=764&p=2 www.dom-klumba.ru/legend/vetrenitsa/
  • www.turist.lv/index.php/knowledge/81-nature/248-skazki-i-legendy-o-tsvetakh.html
  • shepitovflora.ru/rastitelnyie_rasteniya_fhtsch/chemeritsa_belaya.html