Урок русского языка по теме "Правописание -Н- и -НН- в кратких отглагольных прилагательных и кратких страдательных причастиях". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Что делает учитель? Что делает ученик?
1. Что является учебным материалом?

Учебный материал – страдательные причастия краткой формы и отглагольные прилагательные краткой формы

 
  2. В чем состоит способ действия ученика в начале и в конце урока?

Способ действия ученика в начале урока – объяснение правописания Н, НН в отглагольных прилагательных полной формы и страдательных причастиях полной формы.

Способ действия ученика в конце урока – объяснение правописания Н,НН в отглагольных прилагательных краткой формы и страдательных причастиях краткой формы, умение отличить одно от другого.

4. Что делает учитель, чтобы учащиеся перешли ко второму способу действия?

А. Как учитель организует сбой в привычном способе действия ученика?

Учитель предлагает ученикам записать 2 предложения со словом собранная, и объяснить правописания Н или НН.

  1. Информация, собранная мною летом, пригодилась при подготовке урока.
  2. Девочка собранная и организованная.
3. За счет чего ученики осуществляют переход ко второму способу действия?
Учитель знает, что большинство учащихся хорошо усвоили правило правописания Н, НН в отглагольных прилагательных полной формы и страдательных причастиях полной формы. Учащиеся объясняют правописание Н, НН по следующему алгоритму:

НН пишется в причастиях и отглагольных прилагательных, если:

1. есть приставка, кроме НЕ

2. если есть зависимые слова (есть в первом предложении – собранная (кем?) мною)

3. если есть суффиксы –ОВА-, -ЕВА-.

4. есть образовано от глагола совершенного вида (в 1 и 2 предложениях).

Учитель предлагает записать в тетради 2 предложения, выведенных на интерактивную доску.
  1. Информация собрана мною летом.
  2. Девочка собранна и организованна.

Далее учитель просит определить, какой частью речи является это данное слово в каждом из предложений.

А. В чем для учащихся состоит “сбой”?

Учащиеся пытаются объяснить правописание Н,НН по известному им алгоритму. Но видят:

1. В первом предложении есть зависимое слово (собрана (кем?) мною), казалось бы, что нужно писать НН, но написано Н.

2. Во втором предложении НН.

Б. Как учитель организует рефлексию невозможности действовать по прежнему алгоритму?

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что, в их алгоритме рассуждения не хватает дополнительных условий.

Учитель предлагает определить, какой частью речи является слово собранная в 1 и 2 предложениях.

Учитель делает то же самое в 3 и 4 предложениях.

Б. Как учащиеся осознают “ловушку”?

Учащиеся видят, что им не хватает каких-то шагов в алгоритме рассуждения.

Учащиеся знают, что причастие в предложении можно заменить на сочетание который+глагол, а во втором предложении слово собранная является характеристикой девочки, поэтому отвечают, что в первом предложении данное слово является причастием, во втором – отглагольным прилагательным.

Учащиеся аналогично определяют, что в третьем предложении собрана – причастие (информация, которая собрана мною летом), а во втором – отглагольное прилагательное.

В. Как организуется построение нового способа?

Учитель предлагает выстроить алгоритм рассуждения написания Н,НН в отглагольных прилагательных краткой формы и страдательных причастиях краткой формы.

В. Как учащиеся начинают действовать, осознав “ловушку”?

Учащиеся начинают сравнивать предложения 1 с 3,2 с 4, т.е. предложения, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные и приходят к выводу, что в 1 и 2 предложениях слова даны в полной форме, в 3 и 4 – в краткой.

Учащиеся выдвигаю гипотезы:

Разница в написании Н, НН может быть связана:

1. с формой слова – краткой или полной

2. с тем, какая это часть речи.

3. в кратких причастиях пишется Н

4. в кратких отглагольных прилагательных – НН.

Учащиеся выстраивают алгоритм рассуждения:

1. Определяем, в какой форме стоит слово (полная, краткая), образованное от глагола.

2. Если полная форма, то не важно, прилагательное это или причастие, необходимо выполнение одного из 4-х условий:

1) есть приставка, кроме НЕ

2) если есть зависимые слова (есть в первом предложении – собранная (кем?) мною)

3) если есть суффиксы –ОВА-, -ЕВА-.

4) есть образовано от глагола совершенного вида (в 1 и 2 предложениях).

3. Если форма краткая, то важно определить это причастие или отглагольное прилагательное. В кратких причастиях пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных НН.

Учитель предлагает записать в тетрадь 2 предложения, “выведенных” на интерактивную доску.
  1. Мальчик собран и организован.
  2. Дети собранны и организованны.
  3. Лицо мужчины сосредоточенно, собранно.
Учащиеся сравнивают слова собран, собранно, собранны с разобранным выше словом собранна, выясняют, что это одно слово (отглагольное прилагательное), но стоит в разных формах.

Делают вывод:

1. В кратких отглагольных прилагательных единственного числа мужского рода пишется Н.

2. В кратких отглагольных прилагательных единственного числа женского и среднего рода пишется НН.

3. В кратких отглагольных прилагательных множественного числа пишется НН

Учитель предлагает определить форму слов (организован и организованны)

Учитель предлагает объяснить правописание НН в слове организованна из предложения 4.

Учащиеся, используют созданный алгоритм рассуждения, определяют:

1. Слово образовано от глагола.

2. Слово стоит в краткой форме.

3. Его нельзя заменить сочетанием который+глагол

4. Является характеристикой девочки.

5. Значит, это отглагольное прилагательное в краткой форме.

6. Стоит в форме единственного числа женского рода – значит, пишется НН.

Г. Как организуется рефлексия проделанного пути?

Учитель предлагает составить новые предложения со следующими сочетаниями: организова..ый турнир, организова..ый человек, турнир организован.., дети организова..ы.

Учащиеся выполняют задания, опираясь на алгоритм рассуждения.
Единица содержания – написание Н,НН в кратких отглагольных прилагательных и кратких страдательных причастиях.