Что делает учитель? | Что делает ученик? |
1. Что является учебным материалом? Учебный материал – страдательные причастия краткой формы и отглагольные прилагательные краткой формы |
|
2. В чем состоит способ действия
ученика в начале и в конце урока? Способ действия ученика в начале урока – объяснение правописания Н, НН в отглагольных прилагательных полной формы и страдательных причастиях полной формы. Способ действия ученика в конце урока – объяснение правописания Н,НН в отглагольных прилагательных краткой формы и страдательных причастиях краткой формы, умение отличить одно от другого. |
|
4. Что делает учитель, чтобы учащиеся
перешли ко второму способу действия? А. Как учитель организует сбой в привычном способе действия ученика? Учитель предлагает ученикам записать 2 предложения со словом собранная, и объяснить правописания Н или НН.
|
3. За счет чего ученики осуществляют переход ко второму способу действия? |
Учитель знает, что большинство учащихся хорошо усвоили правило правописания Н, НН в отглагольных прилагательных полной формы и страдательных причастиях полной формы. | Учащиеся объясняют правописание Н, НН
по следующему алгоритму: НН пишется в причастиях и отглагольных прилагательных, если: 1. есть приставка, кроме НЕ 2. если есть зависимые слова (есть в первом предложении – собранная (кем?) мною) 3. если есть суффиксы –ОВА-, -ЕВА-. 4. есть образовано от глагола совершенного вида (в 1 и 2 предложениях). |
Учитель предлагает записать в тетради 2
предложения, выведенных на интерактивную доску.
Далее учитель просит определить, какой частью речи является это данное слово в каждом из предложений. |
А. В чем для учащихся состоит “сбой”? Учащиеся пытаются объяснить правописание Н,НН по известному им алгоритму. Но видят: 1. В первом предложении есть зависимое слово (собрана (кем?) мною), казалось бы, что нужно писать НН, но написано Н. 2. Во втором предложении НН. |
Б. Как учитель организует рефлексию
невозможности действовать по прежнему
алгоритму? Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что, в их алгоритме рассуждения не хватает дополнительных условий. Учитель предлагает определить, какой частью речи является слово собранная в 1 и 2 предложениях. Учитель делает то же самое в 3 и 4 предложениях. |
Б. Как учащиеся осознают “ловушку”? Учащиеся видят, что им не хватает каких-то шагов в алгоритме рассуждения. Учащиеся знают, что причастие в предложении можно заменить на сочетание который+глагол, а во втором предложении слово собранная является характеристикой девочки, поэтому отвечают, что в первом предложении данное слово является причастием, во втором – отглагольным прилагательным. Учащиеся аналогично определяют, что в третьем предложении собрана – причастие (информация, которая собрана мною летом), а во втором – отглагольное прилагательное. |
В. Как организуется построение нового
способа? Учитель предлагает выстроить алгоритм рассуждения написания Н,НН в отглагольных прилагательных краткой формы и страдательных причастиях краткой формы. |
В. Как учащиеся начинают действовать,
осознав “ловушку”? Учащиеся начинают сравнивать предложения 1 с 3,2 с 4, т.е. предложения, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные и приходят к выводу, что в 1 и 2 предложениях слова даны в полной форме, в 3 и 4 – в краткой. Учащиеся выдвигаю гипотезы: Разница в написании Н, НН может быть связана: 1. с формой слова – краткой или полной 2. с тем, какая это часть речи. 3. в кратких причастиях пишется Н 4. в кратких отглагольных прилагательных – НН. Учащиеся выстраивают алгоритм рассуждения: 1. Определяем, в какой форме стоит слово (полная, краткая), образованное от глагола. 2. Если полная форма, то не важно, прилагательное это или причастие, необходимо выполнение одного из 4-х условий: 1) есть приставка, кроме НЕ 2) если есть зависимые слова (есть в первом предложении – собранная (кем?) мною) 3) если есть суффиксы –ОВА-, -ЕВА-. 4) есть образовано от глагола совершенного вида (в 1 и 2 предложениях). 3. Если форма краткая, то важно определить это причастие или отглагольное прилагательное. В кратких причастиях пишется Н, в кратких отглагольных прилагательных НН. |
Учитель предлагает записать в тетрадь 2
предложения, “выведенных” на интерактивную
доску.
|
Учащиеся сравнивают слова собран,
собранно, собранны с разобранным выше словом собранна,
выясняют, что это одно слово (отглагольное
прилагательное), но стоит в разных формах. Делают вывод: 1. В кратких отглагольных прилагательных единственного числа мужского рода пишется Н. 2. В кратких отглагольных прилагательных единственного числа женского и среднего рода пишется НН. 3. В кратких отглагольных прилагательных множественного числа пишется НН |
Учитель предлагает определить форму
слов (организован и организованны) Учитель предлагает объяснить правописание НН в слове организованна из предложения 4. |
Учащиеся, используют созданный
алгоритм рассуждения, определяют: 1. Слово образовано от глагола. 2. Слово стоит в краткой форме. 3. Его нельзя заменить сочетанием который+глагол 4. Является характеристикой девочки. 5. Значит, это отглагольное прилагательное в краткой форме. 6. Стоит в форме единственного числа женского рода – значит, пишется НН. |
Г. Как организуется рефлексия
проделанного пути? Учитель предлагает составить новые предложения со следующими сочетаниями: организова..ый турнир, организова..ый человек, турнир организован.., дети организова..ы. |
Учащиеся выполняют задания, опираясь на алгоритм рассуждения. |
Единица содержания – написание Н,НН в кратких отглагольных прилагательных и кратких страдательных причастиях. |
Урок русского языка по теме "Правописание -Н- и -НН- в кратких отглагольных прилагательных и кратких страдательных причастиях". 6-й класс
- Бармашева Ольга Николаевна, заместитель директора, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Класс: 6