Форма проведения: деловая игра.
Роли судьи, обвинителя, защитника и присяжных заседателей играют члены родительского комитета класса.
Судья: Рассматривается дело № 2013 “Школьный день Перестукина Виктора, учащегося 3а класса МБОУ СОШ Энского города” по фактам нарушения Федерального Закона “Об образовании” и Устава школы. Ввиду несовершеннолетия Перестукина и не достижения им возраста привлечения к какой-либо ответственности, материалы дела будут рассматриваться без его присутствия и решения по материалам будет вынесено заочно.
Слово для оглашения материалов дела предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Ваша честь, господа присяжные заседатели,
15 января 2013 года в 8 ч. 45 мин Перестукин Виктор зашел в помещении школы, чтобы пройти в свой класс. Услышав требование дежурного учителя и вахтера о предъявлении им бейджика, и не имея такового, Перестукин скрылся за входной дверью школы. Не оставляя своего намерения попасть в класс, Перестукин Виктор, переодевшись в спортивную одежду, выставил стекло в запасной двери школы и, совершая мелкие перебежки от одного стенда в фойе до другого, достиг лестницы, где был задержан учителем, вахтером, а также прибывшим на место происшествия зам. директора по безопасности. Перестукин, усыпляя бдительность вышеупомянутых лиц, представился участником спортивной олимпиады, в качестве доказательства подпрыгнул, присел, покачал мышцы и предъявил школьную сумку, в которой ничего, кроме конфеты, зубочистки и белой мыши не было. Убедив, таким образом, присутствующих, Перестукин добежал до класса и хотел приступить к занятиям, но ему помешал звонок на перемену.
После окончания первого урока, опасаясь дежурного учителя, вахтера и зам директора Перестукин надел на себя обнаруженную им в коридоре школы и, очевидно, кем-то забытую школьную форму и замаскировавшись таким образом, прошел в столовую школы, где встал, преграждая дорогу у выхода в столовую, вынуждая учащихся школы давать ему деньги на пропитание. Вернувшись из столовой в хорошем настроении, Перестукин узнал, что он является дежурным в классе и обязан провести уборку. Испытывая перемену настроения, Перестукин заявил учителю о плохом самочувствии и отказался вытирать доску.
Следующие двадцать минут урока Перестукин пытался переубедить, сидящих рядом с ним одноклассников, что слово “ придурок” пишется через букву “Е”, в связи, с чем материал о сложных уравнениях, объясняемый учителем, этими же учениками усвоен не был, а несколько учеников, радевших за правильное написание слов слишком громко, были выдворены из класса с замечаниями и двойками в дневник. Перестукин в это время скрылся за партой, оправдывая свое исчезновение поиском ручки, а отсутствие дневника тем, что он (дневник) находится на рассмотрении у родителей.
На перемене Перестукин, желая отдохнуть достойно, воспользовался правом дежурного и со словами “ мне власть дана порядок соблюдать”, начал останавливать бегающих учеников, применяя к ним приемы джиу-джитцу и каратэ. Жизнь и здоровье Перестукина спас заместитель директора по безопасности, который, в свою очередь узнал в Перестукине участника утренних спортивных соревнований и удалил его с уроков за родителями.
Таким образом, в действиях Перестукина Виктора усматриваются признаки нарушений, предусмотренных ст. 43 “Закона об образовании”, то есть обязанности учеников и п.п.
Устава школы, а именно:
- обязанности учеников, заключающиеся достойном, культурном поведении в школе и за её пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете;
- уважать честь и достоинство других учащихся и работников образовательного учреждения;
- беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на её территории;
- принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и в дежурствах;
- уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам. Найденную вещь следует сдать охраннику, дежурному администратору или учителю;
2.8. Приходить в школу не менее чем за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать одежду и обувь в раздевалку, занимать рабочее место после первого предупредительного звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку;
2.9. Не отвлекаться сам и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право последних на получение необходимых знаний;
2.10. Постоянно выполнять домашние задания по всем предметам и в установленные сроки;
2.11. Соблюдать положение о ведении дневника учащегося, ежедневно вести в нём записи домашних заданий, подавать дневник по первому требованию учителя.
2.13. В случае пропуска занятий представить справку из медицинского учреждения, в случае пропуска одного дня занятий представить записку от родителей (законных представителей);
2.14. Во время приёма пищи в столовой школы придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя, убирать за собой посуду, ставить на место стулья, не заходить в столовую в верхней одежде, не выносить пищу из столовой;
2.15. Будучи дежурным по школе, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах. Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащегося, даже если они нарушают правила поведения.
2.16. Во время нахождения в школе носить черный или синий костюм, юбку или брюки. Приходить в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение учащегося к себе, и к обществу. Не рекомендуется ношение вызывающей одежды: очень ярких цветов, излишне открытой, подчеркивающей принадлежность к какому-либо молодёжному или общественному движению. Не рекомендуется использовать яркий макияж и экстремальный цвет волос;
А также в перспективе нарушившим запреты:
3.1. Приносить в школу оружие (в том числе ножи), взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства;
3.3. Опаздывать на занятия;
3.4. Выходить из школы во время уроков без разрешения классного руководителя или дежурного администратора;
3.6. Иользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами, РSР;
3.7. Использовать непристойные выражения и демонстрировать неприличные жесты;
3.8. Запугивать, унижать, дискриминировать по национальному или расовому признаку любого ученика.
Судья: Слово для защиты учащегося предоставляется защитнику:
Защитник: Ваша честь, господа присяжные заседатели. Начну свою речь с выражения неизвестного, который когда-то сказал: Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
Да. Ребенок совершил ошибки и промахи, а именно опоздал, не был готов к занятиям, не принес школьные принадлежности. Но разве только он в этом виноват. Нет, виноваты и родители. Вспомним обязанности родителей как участников образовательного процесса.
Родители должны:
2.6. Выполнять устав школы и обязанности участников образовательного процесса;
2.7. Следить за здоровьем и внешним видом ребёнка, а также обеспечивать по мере своих возможностей условия жизни, необходимые для его нормального развития, обеспечивать ребёнка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия);
2.8. Выполнять решения родительских собраний и педагогических советов. Аргументированное несогласие с решениями сообщается родителями администрации письменно.
2.9. Отпускать ребёнка на внеклассные мероприятия, если он здоров и сам того желает;
2.10. Посещать родительские собрания;
2.11. Поддерживать контакт с классным руководителем своего ребёнка;
2.12. Контролировать посещение занятий ребёнком. В случае, если ребёнок пропустил, с ведома семьи учебный день или несколько уроков, письменно оповещать об этом классного руководителя;
2.13. Контролировать ход учебной деятельности ребёнка (в том числе еженедельно фиксировать своей подписью ознакомление с записями в дневнике), способствовать успехам ребёнка, оказывать ему помощь в проблемных вопросах.
Кроме этого, за причиненный ущерб школе в виде уничтоженного стекла, согласно гражданскому и уголовному законодательству будет отвечать не ребенок, а его законный представитель и устав школы гласит, что родитель обязан компенсировать материальные затраты школы, если они возникли в результате прямых действий ребёнка (замена разбитого ребёнком оконного стекла, ремонт мебели, поврежденной ребёнком и т.п).
Да, Обманул ребенок учителя и вахтера, но выяснив причину обмана (ребенок хотел попасть на урок), мы оправдаем ученика, но поставим вопрос к вахтеру и учителю, которые, не запуская ребенку в школу из-за его опоздания и отсутствия у него бейджика, забыли, что согласно закону и уставу школы
2.12. Отпускать ребёнка из школы во время занятий можно только при наличии записки от родителей (законных представителей) или справки медицинской сестры (врача); в непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося;
В отношении предъявленной моему подзащитному претензии в вымогательстве скажу следующее: объяснили ли Вы, уважаемые родители и учителя, что обо всем, что происходит в школе Ваш ребенок должен говорить вам: и о хорошем, и о плохом. Только отношения полного доверия между вами помогут Вашим детям. Надо разъяснить детям, что обо всех фактах выпрашивая у них денег с угрозой или нет, они должны сообщать Вам, учителю или администрации школы, чтобы квалифицировать и пресечь подобные факты в самом начале. Согласно практике, вымогатель, чувствуя свою безнаказанность, никогда не остановится сам и его денежные претензии будут все больше и больше.
В отношении поведения Перестукина на уроке скажу: Да, Перестукин отвлекал других детей на уроке, он виноват. Но и учитель в этой ситуации виноват тоже. Так как согласно вышеуказанным законам, учитель не имеет права:
- выгонять ученика с урока;
- выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося;
Обвинитель просит слово для реплики:
Понимая желание защиты обелить поведение учащегося Перестукина я позволю себе огласить права учителя.
Учитель имеет право:
- высказывание в корректной форме (устно или письменно) претензий к ребёнку, критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования в целом;
- защиту профессиональных чести и достоинства, если они нарушены администрацией, учеником или его родителями (законными представителями);
- защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя;
Защитник: Хочу напомнить, что и УЧАЩИЕСЯ, вне зависимости от возраста имеют права на:
- свободное выражение собственных мнений и убеждений, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь;
- защиту работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью;
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей;
- защиту от применения методов физического и психического насилия;
- добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой– либо работы, не связанной с учебным процессом;
- объективную оценку своих знаний, разъяснение критериев, на основании которых поставлена данная оценка;
Обвинитель: РОДИТЕЛИ имеют право на:
2.13. Контролирование хода учебной деятельности ребёнка (в том числе еженедельно фиксировать своей подписью ознакомление с записями в дневнике), способствовать успехам ребёнка, оказывать ему помощь в проблемных вопросах;
1.5. Дополнительные встречи с учителем, если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (в сроки, согласованные с учителем);
1.13. Присутствовать на уроке, предварительно согласовав с учителем предметником дату своего посещения;
1.14. При наличии срочных вопросов встретиться с учителем или классным руководителем после уроков для консультации и совместного поиска решения проблем;
1.19. Родители могут, ожидая ребёнка, находиться в вестибюле школы, сообщив охране причину прихода.
Судья: Считаю факты и доказательства изложенными. Предлагаю сторонам высказать свое мнение в прениях.
Обвинение: Я считаю, что ученик Перестукин нарушил основные обязанности учащегося, а именно:
Не имел достойного обучение, поведение ущемлял интересов других учащихся, с неуважением относился к старшим, уничтожал имущество школы и должен быть признан виновным.
Защита: Нельзя забывать, что Перестукин Виктор – ребенок и его поведение – это лишь его понимание мира и его реакция на ситуации. А уровень его поведения это то, что в него было вложено родителями, учителями, окружающими его людьми. Чтобы понять ребенка, надо вспомнить, что и для вас когда-то “деревья были большими” и все происходящее мы воспринимали не как перечень каких-то правил и обязанностей, а просто как жизнь.
Судья: Учитывая неординарность процесса, признаю виновными в проступках и ошибках Виктора Перестукина его родителей, учителей и самого Виктора Перестукина. Предлагаю рассматривать происшедший день в жизни Перестукина рядом ошибок, совершенных всеми и поддающимся исправлению. Предлагаю всем присутствующим объединить усилия, почувствовать себя участниками образовательного процесса с единой целью и с едиными методами работы.