Круговой тренинг "Конфликт с разных точек зрения"

Разделы: Внеклассная работа


Цель тренинга: содействовать созданию конструктивных взаимоотношений в классном коллективе через повышение психологической компетентности детей по вопросам адекватного поведения в конфликтной ситуации

І этап

Место проведения: классная комната.

Задачи: способствовать осознанию своих типичных реакций в конфликтных ситуациях; формировать представление о том, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих и самого человека; показать опасные способы выражения негативных эмоций.

Ход тренинга

Учитель. Ребята, а вам попадал когда-нибудь камушек в ботинок? Чтобы вспомнить, какие вы испытывали при этом ощущения, давайте положим себе в обувь камушек и попробуем так походить.

(Учащиеся кладут камушек в обувь и делают несколько шагов)

Вопросы учителя:

– Что вы ощущаете?

– Какое желание возникает?

– А что будет, если камушек вовремя не вытряхнуть?

Учитель. Когда у нас возникает конфликт, это воспринимается нами как камушек в ботинке, камушек в душе, который мешает нам общаться дальше. Поэтому от камушка надо избавляться вовремя, чтобы не возникало душевных ран. Эмоции – это своего рода краски, которые расцвечивают мир человеческих отношений. Сегодня символом наших эмоций будет радуга. (Открывает изображение радуги) А так как эмоции присущи каждому человеку, то радуга подарила вам шарик определённого цвета. Давайте надуем воздушные шарики и завяжем их.

(Учащиеся надувают шарики)

Учитель. Давайте вспомним, какие действия совершали ребята, когда возник конфликт. Называйте действия, которые бы начинались с первой буквы в названии цвета вашего шарика.

(Учащиеся называют, учитель показывает эти названия на шариках)

Учитель. Представьте, что надутый шарик – это человек, а воздух внутри шарика – это те негативные чувства, которые вы сейчас назвали. Может ли сейчас из шарика выходить воздух, т. е. чувство гнева? (Нет) Потому что человек закрыл их в себе и не выпускает. Я вам покажу, что случиться, если негативные эмоции все больше и больше будут наполнять человека.

(Учитель надувает шарик до тех пор, пока он не лопнет)

Вопросы учителя:

– Что же может произойти? (Лопнет, взорвётся)

– Может ли такой человек оставаться спокойным? (Нет)

– Прыгните на свой шарик. Что с ним случилось? (Лопнул, взорвался)

Учитель. Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик – это человек, совершающий агрессивный поступок. Например, нападение на другого человека. Можно ли такой способ выражения гнева считать безопасным? (Нет) А в чём опасность?

(Учитель вешает на доску рядом с радугой табличку со словом “опасно”)

Учитель. Такой способ выражения негативных эмоций опасен не только для окружающих, но и для самого человека, он пагубно влияет на нервную систему, т. е. на его здоровье. А теперь надуйте ещё один шарик, но не завязывайте его, а зажмите.

(Учащиеся надувают шарики)

Учитель. Выпустите из шарика немного воздуха. (Дети выполняют).

Вопросы учителя:
Взорвался ли шарик?
Напугал ли кого-нибудь?
Остался ли он целым?

Учитель. Негативные эмоции могут “выйти” из человека, как воздух из нашего шарика, если их выражать безопасно. От негативных чувств надо избавляться, как от камушка в ботинке, но так чтобы не причинить никому вреда. А что это за способы выражения эмоций, вы узнаете у школьного психолога и учителя физкультуры, медицинского работника и инспектора по охране прав детства. Кроме того, вы узнаете их мнения о конфликте, который произошёл в нашем классе. Потом мы снова соберёмся в нашем классе и всё обсудим.

ІІ этап

Станция “Пилюли от злости” (с медицинской сестрой)

Место проведения: в любом свободном кабинете

Задачи: формировать понятие о негативном влиянии отрицательных эмоций на физическое здоровье человека.

Медсестра. Я хочу вам показать, как негативные эмоции, возникшие вследствие конфликта, влияют на соматическое здоровье человека. Давайте посчитаем, сколько вдохов в минуту мы делаем в спокойном состоянии. У меня есть песочные часы, которые пересыпаются ровно 1 минуту.

(Дети считают)

Медсестра. Запишите свой результат в таблицу. Приложение 1.

Медсестра. Теперь сделаем 20 приседаний и посчитаем количество вдохов в минуту после этого.

(Дети выполняют)

Медсестра. Запишите свой результат в таблицу.

(Выполнение упражнений для восстановления дыхания)

Медсестра. Сравните два результата и сделайте вывод. (Количество вдохов после приседаний возросло)

Медсестра. Это происходит потому, что при физической нагрузке клеткам организма требуется больше кислорода (т. к. надо больше энергии). Поэтому частота вдохов возрастает. Также происходит с нашим организмом, когда мы злимся, сердимся. У нас учащается дыхание.

Медсестра. Теперь нащупаем пульс и сосчитаем, сколько ударов в минуту делает наше сердце в спокойном состоянии.

(Дети считают)

Медсестра. Запишите свой результат в таблицу. Теперь выполним 20 прыжков и посчитаем количество ударов в минуту после этого.

Медсестра. Запишите свой результат в таблицу.

(Выполнение упражнений для восстановления дыхания)

Медсестра. Сравните два результата и сделайте вывод. (Количество ударов после прыжков возросло)

Медсестра. Это происходит по той же причине – при физической нагрузке клеткам организма требуется больше кислорода, который несут клетки крови. А для того, чтобы скорость течения крови возросла, сердце должно чаще сокращаться. Ведь сердце – это своеобразный “насос”, который выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Точно также происходит учащение сердцебиения при возникновении негативных эмоций. Как вы думаете, зачем у меня на столе стоит изюм? (Ответы детей)

Медсестра. Учёные доказали, что изюм содержит некое вещество, способствующее подавлению негативных эмоций и чувств. Поэтому, если вы чувствуете, что начинаете злиться, то съешьте горсточку изюма. Угощайтесь!

Станция “Ребята, давайте жить дружно”
(со школьным инспектором по охране прав детства)

Место проведения: в любом свободном кабинете.

Задачи: дать представление о мерах наказания за правонарушения (побои, клевета, оскорбление); подвести к пониманию необходимости выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.

Инспектор. Отношения между людьми в любом государстве регулируются основным законом – Конституцией. В Конституции сказано, что каждый человек имеет право на неприкосновенность. Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Инспектор. Как вы думаете, когда люди дерутся, говоря на языке закона – наносят побои, они нарушают право человека на неприкосновенность? (Ответы детей). Такие действия людей называются правонарушением.

Инспектор. Сейчас мы разделимся на две группы и поиграем в игру “Собери рассыпавшуюся фразу”. У вас на столах лежать карточки со словами, вам надо составить предложение. Вы можете использовать карточку-помощницу, на которой написана выдержка из Уголовного Кодекса РФ.

(Учащиеся работают 3 минуты)

Инспектор. Какая фраза получилась у первой группы? (Нанесение побоев, причинивших физическую боль, наказываются). Да, действительно, это наказуемое деяние. Наказывается оно штрафом, обязательными или исправительными работами или арестом в срок до трёх месяцев.

Инспектор. Какая фраза получилась у второй группы? (Клевета, порочащая честь и достоинство другого человека, наказывается). Клевета – это распространение заведомо ложных сведений. Наказывается это деяние штрафом, обязательными или исправительными работами. Тоже наказание установлено за оскорбление, унижение чести и достоинства другого человека, выраженное в неприличной форме. Но так как дети не могут нести ответственности до своего совершеннолетия, то ответственность за их правонарушения ложиться на родителей. А хотите ли вы огорчать своих родителей? (Ответы детей). Когда разгорелся конфликт, и вам хочется кого-нибудь ударить, оскорбить, унизить, подумайте о своих родителях. Остановитесь вовремя, сохраняйте ваши честь и достоинство.

Станция “Я здоровье берегу, сам себе я помогу”
(мальчики у учителя физкультуры)

Место проведения: спортивный зал

Задачи: обучить безопасным приёмам выражения негативных эмоций посредством подвижных игр с подушками.

Учитель. Я знаю, что у вас в классе произошёл конфликт. Я согласен, Катя не права в том, что рассказывала о произошедшем у вас на уроке детям из другого класса. Как говорят, сор из избы не выносят. Да ещё исказив некоторые факты. Это действительно раздражает.

Сергею, на мой взгляд, нельзя забывать, что Катя девочка, которая физически слабее его. А обижать тех, кто слабее тебя не по-мужски. Сила мужчине дана, чтобы защищать слабых. Девочки иногда совершают поступки, которые вызывают желание пустить в ход кулаки. В такой ситуации у вас есть выбор

Мужчина должен в любой конфликтной ситуации уметь контролировать свои действия и управлять своими эмоциями. Вот сегодня я вас научу, как можно безопасно выпускать свой гнев. Поиграем в игры с подушками.

Игра “Подушечные бои” (2 минуты). Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушки, издавая победные кличи. Сюжетом игры может быть “Сражение двух племён” или “Вот тебе за …”

Игра “Выбиваем пыль”(2 минуты).Каждому участнику достается “пыльная подушка”. Он должен, усердно колотя по ней руками, хорошенько её “почистить”.

Игра “Детский футбол” (4 минуты).Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать отнимать. Главная цель – забить гол в ворота.

Станция “Спокойствие. Только спокойствие”
(девочки у психолога)

Место проведения: кабинет психолога

Задача: способствовать развитию умения понимать и уважать чувства других людей.

Психолог. Я предлагаю вам поиграть в игру “Сплетня”. 6 девочек выйдут за дверь. Оставшимся детям я прочитаю небольшой текст. Кто-нибудь из вас передаст содержание текста девочке, которая войдёт сюда. Она следующей девочке и так далее. Ваша задача внимательно слушать и замечать у кого, и каким образом история меняется.

(6 девочек выходят за дверь)

Психолог читает текст. Однажды на уроке математики учитель вызывает Яцека к доске. А Яцек такой невыразительный, ну ты же его знаешь. И вот Снежанна Станиславовна даёт ему задание. Яцек начинает что-то быстро-быстро писать. Потом понимает, что неправильно. Хватает тряпку, наспех всё стирает. Снова пишет и снова ошибается, опять всё стирает. И так несколько раз. В классе шум, гам. Математичка встаёт, подходит к незадачливому Яцеку. Яцек делает неловкое движение рукой, и… тяжёлая школьная доска с грохотом падает. Учительница кричит. В классе раздается взрыв смеха. Бедный Яцек выбегает за дверь.

Психолог. Вы сейчас все смеялись. Смех – это очень хорошо. Но мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что также смеются над тем, кто передаёт искажённую информацию другим, т. е. как вы говорите “сплетничает”. Подумайте, а приятно ли быть осмеянным?

Психолог. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру “Неоконченное предложение”. Каждый из вас получает карточку с неоконченным предложением, которое вы должны продолжить. Время работы 1 минута.

Предложения

Когда я ошибаюсь перед всем классом, то я чувствую …
Когда надо мной смеются за моей спиной, я чувствую …

Вопросы психолога:

– Итак, какие чувства вы указали?

– Возможно ли, что ваши чувства совпали с чувствами Сергея?

– Значит, вы можете понять его состояние.

– Вы хотели бы оказаться на его месте?

– Какие чувства вы испытываете к нему в данной ситуации? Начните со слов: “Я понимаю Сергея, потому что…”. Кате я предлагаю высказаться дважды: самой первой, а потом самой последней.

Станция “Я здоровье берегу, сам себе я помогу”
(девочки у учителя физкультуры)

Место проведения: спортивный зал

Задача: обучить безопасным приёмам выражения негативных эмоций посредством комплекса гимнастических упражнений “Бэби-йога”

Учитель. Я знаю, что у вас в классе произошёл конфликт. Сергей не прав в том, что дал волю рукам. Обижать тех, кто слабее тебя не по-мужски. Но я понимаю его возмущение Катиным поступком. Я тоже не люблю, когда смеются за моей спиной. А ещё больше не люблю, когда передают информацию всем подряд, даже тем, кого это не касается, да ещё искажают её. Как говорят ваши мальчики, сплетничают. За такие поступки людей не уважают. Но вы ещё дети, вы только учитесь жить в обществе. А в современном обществе очень сложно избежать конфликтов. Конфликт всегда окрашен отрицательными эмоциями. От этих эмоций надо уметь избавляться. Сегодня я вам покажу комплекс гимнастических упражнений “Бэби-йога”

Учитель. Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Голову поверните набок. Рот чуть-чуть откройте, язычок прижмите к верхнему ряду зубов, как будто произносите звук “т”. глаза закройте. Полежите немного послушайте музыку, постарайтесь ни о чём не думать, ровно дышите: вдох – выдох, вдох – выдох (музыка 1 минута). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза.

Сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину, голову слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко.

Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх – выдох. Опустите руки на пол – вдох. Правую ножку назад – выдох, левую ножку назад – вдох. Прогнули спинку – вдох – выдох. Легли на живот. Правую ножку поджали – вдох, левую ножку поджали – выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох.

Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Скажем все вместе: “Здравствуй, солнце!”

А теперь ляжем на спину. Будем глубоко дышать. Вдох – выдох, вдох – выдох. Ни о чём не думаем, отдыхаем (музыка 30 секунд). Повернулись на бок, поджали ножки к груди и обхватили их руками. Лежим, дышим, думаем только о приятном: о зелёной травке, божьей коровке, бабочке, ромашке… Дышим ровно, спокойно…

А сейчас сядем, согнём ножки друг к другу, сложим ручки ладошками к груди. Вы стали похожи на красивый цветок лотос, белый, стройный, нежный, спинку выпрямили, головку подняли, подбородок вверх. Хорошо, молодцы, ровно, красиво дышим, как будто нюхаем этот цветок…

Легли на спину, расслабились, руки и ноги лежат свободно, дышим чётко – вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошо! Потянулись сладко, попробуйте зевнуть. Возьмите себя руками за бока, поднимите медленно ноги и попытайтесь встать на лопатки. Держите ноги прямо, подбородком нажимайте на грудь. Чувствуем, как улучшается наше состояние. Вы чувствуете себя хорошо!

Закиньте ноги за голову. Поднимитесь и сделайте мостик. А сейчас превратимся в колесо – встаньте на руки и ноги, выгнитесь. Вот такое колесо получилось. Молодцы!

Ляжем на спину, вытянем руки и ноги, расслабимся. Закроем глаза. Вдохнём глубоко-глубоко… – выдохнем глубоко (так 3 раза).

Давайте превратимся в рыбку. Ляжем на спину, выпятим грудь, уберём руки под спину, выгнемся, дышим глубоко, ровно, спокойно 30 секунд. Вы рыбки в воде, дышите глубоко и ровно.

Теперь снимем всю усталость, ляжем ровно. Уберём руки за голову, сядем. Руки вверх и наклоняемся вперёд – вдох, руки вниз – выдох, вверх – вдох, вниз – выдох…вдох – выдох.

Скажем все вместе: “Спасибо, Солнце!”

Станция “Спокойствие. Только спокойствие”
(мальчики у психолога)

Место проведения: кабинет психолога

Задачи: формировать представление о негативном влиянии отрицательных эмоций на психическое здоровье человека; обучить безопасным способам выражения чувства гнева и раздражения.

Психолог. Я вам хочу рассказать о влиянии конфликтов на психическое здоровье человека. Конфликт всегда сопровождается отрицательными эмоциями. Какими? (Дети называют). Какой заряд несут эти эмоции?

Психолог. На уроках обществознания вы говорили о различных сторонах личности: настроение, мысли, высказывания, поступки, желания, характер. Как отрицательные эмоции могут на них отразиться? (Нет настроения, плохие мысли, негативные высказывания, нехорошие желания, нежелательные поступки, могут сформироваться отрицательные черты характера)

Психолог. Сделайте вывод о влиянии конфликтов на психическое здоровье личности. (Негативные эмоции, рождаемые в конфликте, отрицательно влияют на психическое здоровье человека)

Психолог. Посмотрите на иллюстрацию. Приложение 2. Какие эмоции испытывают эти персонажи? (Гнев, негодование, злость, раздражение)

Психолог. Кто выглядит более нелепо? Почему?

Психолог. Рассмотрите рисунок ещё раз и скажите, почему важно научиться правильно выражать свои эмоции? (Чтобы не быть похожим на животное)

Психолог. Сегодня я вам расскажу о некоторых приёмах, помогающих избавиться от негативных эмоций. Нарисуйте на альбомном листе гнев, как вы его себе представляете.

(Дети рисуют 1 минуту)

Психолог. А теперь разорвите свой рисунок на мелкие кусочки и выбросьте в урну. Становится намного легче.

Психолог. А теперь будем надувать воздушный шарик. Представим, что каждая порция углекислого газа (вредного для человека), вдыхаемого нами в шарик это отрицательная эмоция, которую надо назвать про себя.

(Мальчики надувают)

Психолог. Теперь посмотрите на свои шарики. По объёму шарика видно, у кого, сколько негативных эмоций скопилось. А теперь отпустите свои свои шарики, свои негативные эмоции.

Психолог. Ещё очень хорошо помогают дыхательные упражнения. Поиграем в игру

“Дыши и думай красиво” или “Спаси птенца”.

Психолог. Как только ты почувствуешь, что разозлился, хочется кого-то стукнуть, что-нибудь кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди. Давайте попробуем.

(Дети выполняют)

Психолог. Это поза выдержанного человека. Упражнение это называется “Возьми себя в руки”

ІІІ этап

(в классе с классным руководителем)

Место проведения: классная комната

Задачи: познакомить учащихся со способами решения конфликтов; развивать умение выбирать более оптимальный способ решения в зависимости о ситуации; развивать чувство принадлежности к группе, принятие детьми друг друга.

(Дети входят в кабинет и садятся на ковёр)

Учитель. Итак, вы теперь знаете какими способами можно избавиться от камушка в ботинке, выпустить из себя негативные эмоции. Что можно делать? Называние действия должно начинаться с той же буквы, что и цвет радуги (приложение 2). (Ответы детей)

Учитель. Эти способы выражения негативных эмоций можно считать безопасными?

(Учитель вешает на доску рядом с радугой табличку со словом “безопасно”)

Учитель. Эти упражнения помогают избавиться от негативных эмоций, но не разрешают конфликт. Психолог Кеннет Томас предлагает 5 способов решения конфликта:

(Учитель показывает изображения животных с их значением через презентацию)

  • “Акула” – один из участников конфликта добивается своего в ущерб другому.

  • “Сова” – выбор решения, которое отвечает интересам обеих сторон.

  • “Лиса” – выбор, при котором каждая сторона что-то теряет и что-то выигрывает.

  • “Черепашка” – уход от конфликта.

  • “Медвежонок” – принесение в жертву своих интересов ради интересов другого.

– Какой же способ разрешения конфликта выбрать ребятам? Давайте проголосуем. На большом столе в коробочках лежат изображения животных, возьмите нужную вам картинку и повесьте на доске.

(Учащиеся голосуют)

– Итак, большинство выбрали “мудрую сову”. Что вы посоветуете делать ребятам, для того чтобы между ними не возникало подобных конфликтов. Причём так, чтобы не ущемить интересы каждого из них. (Высказывания детей)

Учитель. Как вы думаете, есть ли в конфликте победитель?

Учитель. Да это так, всегда проигрывают обе стороны. Поэтому нет смысла выяснять кто виноват больше. Нужно направить свои силы на разрешение конфликта. Отважьтесь на первый шаг – это показатель силы вашего характера и вашего самоуважения. Высказывая свою точку зрения, свои чувства постарайтесь выслушать противоположную сторону, понять её. Конфликты надо уметь разрешать или безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт с одноклассником, другом, учителем, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми, кто вам дорог. В случае, если вы не сумеете выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда…

– А теперь я предлагаю поработать творчески и составить коллаж на тему “Наш класс без конфликтов”. Подумайте, как бы вы изобразили свой класс, может быть даже каждого, ваши взаимоотношения, общение без конфликтов. На маленьком столе лежит цветная бумага, клей, ножницы, кисти, краски, карандаши, старые детские журналы. Вы можете вырезать подходящие вам картинки из журналов, что-то дорисовать, дописать.

(Выполнение и презентация коллажа 15 минут)

– Я думаю, конфликты иногда даже нужны. Именно в споре рождается истина. Можно сказать, что конфликты необходимы для развития. Надеюсь, ваш конфликт послужил ступенькой к следующему этапу развития ваших взаимоотношений в классе.