Цели урока:
Образовательные:
- совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования,
- исследовать проблемы социального и нравственного зла,
- выявить причины падения нравственного уровня в народе, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными.
Развивающие:
- развивать наблюдательность и аналитичность;
- развивать ассоциативное и творческое мышление;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
- формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость ко злу во всех его проявлениях, чувство единения с окружающими людьми.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие, настрой на урок Вступительное слово учителя: – Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу В.М.Шукшина (на предыдущем уроке текст рассказа прозвучал в чтении учителя и сопровождался словарной работой) |
Приветствие. Составленный мини-словарь (Приложение 1) раздаётся на парты) |
2. Представление результатов домашнего задания по выявлению первичного восприятия текста рассказа “Срезал” (на слайдах) | Ребята, дома вы письменно отвечали на 2
вопроса: – О чем рассказ? – Как я понял его смысл? Результаты ваших работ представлены на слайдах. (Приложение 4) |
|
О чем рассказ? (слайд 4): – “о том, как Глеб Капустин пытался срезать кандидата-филолога”; – “о словесной дуэли”; – “о том, как Глеб Капустин не может сделать свою жизнь лучше и поэтому мстит состоявшимся людям, приезжающим из города в их деревню”. |
Зачитывают авторы строк | |
– “О невежественном Глебе
Капустине, который само утверждается за счет
образованных людей”; – “о душевной травме Глеба Капустина”; – “о том, как деревенские унижают городских”; – ”о том, как необразованный деревенский мужик задавал глупые вопросы образованным людям с целью их опозорить перед односельчанами”; – “об обычной жизни в обычной деревне”. В чем его смысл? (слайд 5) – “В людях надо видеть не только плохие, но и хорошие качества”; – “автор сожалеет о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу”; – “учит не завидовать другим”; – “главное в человеке не внешнее благополучие, а социальное положение и внутренние качества”; – “никогда не надо унижать других”; – “Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках, раскрывается сущность человека”. |
Содержание слайдов на столе у каждого ученика на раздаточном листе (Приложение 2) | |
Задание: подпишите раздаточные листы (Приложение 2) и поставьте, пожалуйста, цифру 1 напротив версии, которая ближе вам, которую вы считаете самой правильной. | Отмечают на листе правильные, на их взгляд, ответы. | |
Как доказать, чья версия верна? |
– Необходимо проанализировать рассказ, чтобы прийти к общему мнению. | |
3. Формулировка задачи урока. |
|
Раскрыть смысл рассказа, т.е. понять автора: что хотел сказать читателю и как он это сделал (какие способы использовал). |
4. Работа с названием рассказа. | – С чего начинается произведение? (Заголовок – окошко для взгляда вперёд: Посмотри и подумай – что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова, Эти слова – всему голова.) |
– С названия – заголовка. |
– Как автор озаглавил свое произведение? | – СРЕЗАЛ | |
– Как вы определили лексическое значение этого слова? | – “показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента” | |
– Кто срезал? | – Глеб Капустин | |
– Кого? (фиксирую на доске) | – Кандидата Журавлева | |
– Это был единичный случай? | – Нет, Глеб срезал и раньше: полковника, 2-х летчиков, врача, корреспондента. | |
– Глеб был один или его кто-то ещё поддерживал? | – Его поддерживали деревенские мужики | |
На доске появляется запись: |
(В ходе урока учитель дописывает таблицу) | |
5. Выявление конфликта произведения. | – У нас получились 2 группы людей, как их можно назвать одним словом? | – Деревенские и городские |
– Какие отношения между этими группами людей? | – Конфликт – основа развития
сюжета любого эпического произведения: нет конфликта – нет сюжета. |
|
– В чем он состоит? – Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, скрытый конфликт, о котором хотел сказать автор, используя данных, выдуманных им героев и данную, выдуманную им ситуацию. |
– Глеб хотел срезать кандидата: “люблю
по носу щелкнуть – не задирайся…” (стр.163); – “нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов...Но…здесь можно удивить наоборот…” (стр. 162). |
|
– Кто является инициатором конфликта? | – Глеб и мужики. | |
– Как, по-вашему, почему именно они? | – Им завидно. | |
– Чему они завидуют? | – “Автор приводит хорошее сравнение фамилий главных героев: Журавлёв и Капустин. Один смог добиться успеха и взлетел вверх, как журавль, а другой так же и копается в огороде, не может выбраться из сельской жизни” (попрошу зачитать данную цитату из домашнего рассуждения самого ученика). | |
6. Работа в группах | Задание 1) Вычитать в тексте 1 гр. – Как относятся к Глебу односельчане? 2 гр. – Как относится к Глебу автор? 3 гр. – Как Глеб относился к тем, кого срезал? 4 гр. – Как относятся мужики к “знатным людям”? 5 гр. – Как проявил себя кандидат по отношению к односельчанам? На доске появляется запись:
“не любили” – “ехидный краснобай” – “как собаки нерезаные” – “сочувствовали” + “друзья” + Вывод: вокруг Глеба – негатив (что
посеешь, то и пожнёшь) |
(Группы работают 5-7 мин, затем
представляют результаты работ: 1 выступающий от
группы) (Примерный результат групповой работы представлен в таблице к уроку – Приложении 3) |
7. Позиция автора. | – На чьей стороне сам автор? (Позиция
автора?) – Почему? (Если на стороне “знатных”, то
|
Группы работают 3-4 мин Выступление групп. |
(Дописываю схему на доске) | Автор не разделяет ни той, ни другой
позиции, поэтому заканчивает рассказ не
нравоучением, а сожалением о недостатке такта и
участливого внимания людей друг к другу. Шукшину важнее другое – выявить причины взаимного непонимания между людьми. Противостояние города и деревни будет продолжаться, в этом и ужас положения, его АКТУАЛЬНОСТЬ. |
|
8. Формулировка темы и идеи рассказа. | Задание 2) Итоговый вопрос: – О чём же хотел сказать автор читателю, изображая таких героев и такой конфликт? – Зачем описал подобную ситуацию? (Смысл рассказа?) |
– О конфликте между городом и деревней – Воспитывает уважительное отношение людей друг к другу, независимо от положения. Учит человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными. |
9. Рефлексия | Задание: на раздаточных листах (Приложение 2) поставьте цифру 2 напротив версии – ответа на вопрос, которую считаете правильной (рефлексия понимания рассказа после анализа) или допишите свою. | |
10. История написания рассказа. | Почему Шукшин написал этот рассказ? Вспоминая биографию писателя, скажу, что с людьми, подобными Глебу, Шукшину самому, наверняка, довелось встречаться. Выходец из деревни, он всего в жизни добился сам. Поступил в знаменитый творческий вуз страны, смело начал создавать своё кино. Фильм “Живёт такой парень” принёс Шукшину, начинающему сценаристу и режиссёру, мировую известность. На Венецианском международном кинофестивале он получил высшую награду — “Золотого льва Cвятого Марка”. Его самобытный талант актёра и писателя тоже громко заявил о себе, но, разумеется, были люди, не верящие в Шукшина и завидующие его славе. И, может быть, одну из своих поездок в родную деревню и описал Шукшин в этом рассказе. Эти мои догадки подтвердились, когда я стала читать воспоминания о Шукшине. Дарья Ильинична Фалеева около тридцати лет заведовала сельской библиотекой, знала будущего писателя “худеньким, бедно одетым мальчишкой, молчуном и книгоедом”. Она хотела организовать встречу земляков с Василием Макаровичем, ставшим известным человеком. “А што нам с Васькой встречаться? То ли мы его не видели?” — говорили некоторые. Шукшин знал эту неприязнь и болезненно переживал её. От матери слышала Дарья Ильинична: “Ходит-ходит иногда по комнате, курит, хмурится, потом вздохнёт и с такою обидой скажет как сам себе: “Гады, я ж люблю вас…””. Однако встреча с земляками получилась тёплой, хорошей. |
|
11. Домашнее задание. | Написать развернутый ответ на вопросы:
В.М. Шукшина”. |
|
12. Итог урока. | – Закончить урок хочется словами
Василия Макаровича Шукшина: “Нам бы про душу
не забыть. Спасибо за урок. |