Урок литературного чтения по рассказу А.Н. Толстого "Сугробы". 3-й класс

Разделы: Литература

Класс: 3


Цели: п

  • представить А.Н.Толстого как писателя классика,
  • познакомить с повестью А.Н.Толстого “Детство Никиты”,
  • формировать аналитическое мышление, исследовательские способности,
  • проконтролировать навыки выразительного сознательного чтения,
  • создать условия для развития интереса к чтению,
  • пополнять словарный запас учеников,
  • развивать речь и творческое воображение;
  • развивать умение видеть и ценить красоту родной земли,
  • познакомить с картиной В.И.Сурикова “Взятие Снежного городка”,
  • познакомить с традициями русского народа,
  • воспитание любви к русской природе.

Оборудование:

  • ребус, перфокарты (писатели - произведения),
  • рисунки учеников по теме “Зимние забавы детей”,
  • сообщение о писателе, кроссворд, таблица для развития поля ясного видения,
  • портрет А.Н.Толстого, книги А.Н.Толстого,
  • картина В.И. Сурикова “Взятие Снежного городка”.
  • Интернет-ресурсы :http://images.yandex.ru
  • Картинки: картины зимнего леса, домик, иллюстрации к книгам А.Н.Толстого, сорока,
  • мыс, каретник, вётлы, журавль, сугробы, айсберг.
  • Приложение 1. Презентация к уроку: А.Н. Толстой “Сугробы”.
  • Приложение 2. Треск сороки. К слайду № 8. Запускается щелчком.
  • Анимация к слайду №2. Запускается щелчком.
  • Анимация к слайду №5. Запускается щелчком.

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

Приложение.

1. Слайд 1. Отгадать ребус. Вы узнаете, чем мы будем заниматься на уроке.

Путешествие с поэтами, художниками, писателями в зиму.

2. Слайд 2. Беседа по картинам. (картины зимы)

- Какие чудесные картины зимней природы запечатлел внимательный и наблюдательный фотограф.

- Составьте по 1 красивому предложению по картинке.

Наше путешествие началось.

3.Остановка на поляне конкурсов.

Чтение стихотворения “Лыжи” А.Л.Барто.

Слайд 4.

Все любите зиму с её метелями и морозами. Особенно детям нравятся зимние забавы. Это видно по участию в конкурсе рисунков. С вашими рисунками мы побывали на горке, на катке, поболели за участников лыжных соревнований.

4. Работа с перфокартами. Работа в парах.

- Соедини стрелками фамилию писателя и его произведение. Работа в парах.

О чём писали эти писатели ?

Слайд 5. Проверка работы в парах по слайду.

5. Слайд 6. Беседа о писателе.

Граф Алексей Николаевич Толстой (29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская Империя — 23 февраля 1945, Москва) — русский советский писатель и общественный деятель из рода Толстых.

Посмотрите на выставку книг.

- Произведения какого писателя представлены на ней?

Слайд 7. “Детство Никиты”, “Золотой ключик”-- эти произведения написал А.Толстой.

Слайд 8.

- Кто это трещит на дереве?.Рассказывает ученик.

Эта сорока принесла весть. Эту повесть посвятил А.Н.Толстой сыну Никите.

Алексей Николаевич Толстой провёл своё детство на степном хуторе, недалеко от Самары. Он жил в барском доме, но дружил с деревенскими ребятишками. Вместе с ними бегал на пруд, катался верхом. Толстой полюбил русскую природу. Знойный день, ночная гроза, снежный буран -- всё оставило след в его жизни. Большим уважением к народу писатель наделил мальчика Никиту, нежного наблюдательного и серьёзного.

Проверка восприятия.

- Где жил А.Н. Толстой?

- Что узнали о писателе?

- Назовите произведения А.Н.Толстого.

С творчеством А.Н.Толстого мы будем знакомиться.

6. Слайд 9 - 15. Отгадайте кроссворд.

1. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого озера.

- Кто автор произведения, из которого эти строки?

2. -Автор строк :

“Белка песенки поёт
Да орешки сё грызёт”.

3. -Фамилия норвежского композитора посвятившего музыку девочке Дагни?

4. -В какой басне жили Осёл, Козёл, Мартышка, косолапый Мишка?

5. -Кто автор рассказа “Заплатка”.

6. -Как звали щенка,побывавшего в волчьем логове?

7. -Что уронила ворона, а плутовка лиса подобрала.

Сегодня мы знакомимся с рассказом А.Н.Толстого “Сугробы” из повести “Детство Никиты”.

7. Работа с книгой. Что такое сугробы? Слайд №17, 18.

(Сугроб – это большие горы снега.)

Слайд19,20,21,22

Словарная работа: каретник, журавль, мыс, вётлы.

(Каретник – сарай для карет, журавль-устройство для подъёма вёдер с водой из колодца, вётлы- длинные ивовые прутья, мыс- крутой берег нависший над рекой.)

Чтение вслух хорошо читающими учениками.

8. Первичный анализ.

- О чем рассказ?

(О красоте природы, о детских забавах.)

- Кто такой Никита?

(Никита – сын А.Н.Толстого.)

- Какие остановки мы можем сделать путешествуя с Никитой?

(Мы побываем на реке, на горке, в снежной пещерке.)

- О ком ещё рассказ?

(Аркадий Иванович – учитель Никиты.)

- Что можно о нём сказать?

(Учитель добрый, заигрывал с мальчиком, называл его разбойником, шутил с Никитой.)

9. Самостоятельное чтение с заданием.

- Подумай, какие слова надо прочитать выразительно?

Соблюдай паузы, передавай настроение.

10. Динамическая пауза. (Имитация ходьбы на лыжах, игры в снежки.)

11. Чтение по частям. Вторичный анализ произведения.

1 часть.

- Какая главная мысль части?

(Снег все кругом изменил: дворы стали ниже, ступени хрустящие, широкие вётлы все в снегу.)

- Что увидел Никита во дворе?

(Всё было в снегу. Двор был покрыт сияющим, белым мягким снегом.)

- Какие образные выражения использует автор при описании зимнего дня?

(Белые шапки, вросли в снег, стеклянные следы полозьев.)

- Какие слова показывают, что намело большие сугробы?

(Сугробы чуть не до неба.)

- Почему следы полозьев были стеклянные?

(День был тёплый, снежок под полозьями подтаивал.)

- Объясни: каретник, вётлы---?

- Почему степени были хрустящими?

(На ступенях лежал снег, поэтому ступени хрустели.)

Задание экспертной группе: найти в интернете объяснение –почему снег хрустит.

Снежинки имеют кристаллическую форму. Хруст снега –звук от раздавленных кристалликов. Человеческое ухо не может воспринять звук от одной сломанной снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный хруст.

- Как озаглавить можно эту часть текста?

(Зимний двор.)

2 часть.

- Куда направился Никита?

(Никита пошел к реке.)

- Как шёл Никита к реке?

(Он шел по чужим следам.)

- Почему шёл по чужим следам?

(Самому прокладывать дорожку в глубоком снегу трудно.)

- Почему он шёл задом наперёд?

(Так Никита запутывал следы, чтобы никто не знал куда он пошёл.)

- Мыс --?

(Это крутой берег, нависший над рекой. А здесь он образовался из снега.)

Прочти описание снежного мыса над рекой.

(На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс- и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

- Какой заголовок к этой части ?

(Берега реки Чагры.)

3 часть.

Слайд №23

Синь-?

Си- ние _______________

Поси- нели _____________________

Сине- ватый __________________

- Подбери подходящие по смыслу слова, составь словосочетания.

- В чем различие слов синий и синеватый ?

(Синеватый - это оттенок синего цвета.)

- Прочти описание реки.

(Речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.)

- Как выглядела деревня?

(Чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки,дымки поднимались над крышами и таяли.)

- Журавли деревенские --?

(Шест для подъёма воды из колодца.)

- “Кончанские” мальчишки --?

(Мальчишки с другого конца деревни.)

- Почему мальчишки казались маленькими ?

(Они были очень далеко.)

-О чем рассказывает эта часть текста?

(О деревне Сосновке.)

4 часть.

- На чем катался Никита с горы?

(Никита катался с горы на скамейке.)

- Как автор говорит, что гора крутая?

(Ветер свистел, пыль снежная поднялась, скамейка пронеслась по воздуху.)

- Нравилась Никите эта забава? Докажи.

(Никита смеялся, ему было весело.)

- Как озаглавить эту часть текста?

(Катание с горы.)

5 часть.

- Где делал Никита пещерку?

- Почему в пещерке, которую выкопал мальчик “разлился голубой полусвет”?

Слайд № 24

Снег поглощает часть света(а белый свет состоит из набора цветов, частот видимого спектра, от синего до красного),свет красного спектра поглощается активнее, чем свет синего спектра. На поверхности голубоватый оттенок снега едва заметен, так как при прямом попадании почти весь свет отражается. Попробуйте проделать глубокую ямку в снегу, на дно которой не проникал бы свет. В глубине ямки вы сможете увидеть свет, прошедший сквозь толщу снега, - он будет синим.

- Как Аркадию Ивановичу удалось найти Никиту?

(Никита очень хорошо спрятался, Аркадий Иванович выманил его интересным сообщением.)

- Придумайте заглавие к этой части.

(Снежная пещерка.)

12. Слайд № 25

Путешествие в прошлое. В.Суриков “Взятие Снежного городка”.

На картине Сурикова изображена старинная сибирская игра на масленице. Во всём настроение праздника, весёлых зимних забав.

Всадник на лошади, преодолевая преграду, врывается в крепость.

Это настроение передаётся художником узорчатыми платками, накидками, расписными дугами саней. В.Суриков показывает удаль, весёлый характер русского народа.

13. Рефлексия.

Что вы узнали о Никите? Каким он был?

Никита рос умным, наблюдательным, пытливым мальчиком. Он видел “синие следы зайцев” и “стеклянные следы полозьев”.Он дружил с деревенской ребятнёй,хотя жил в барском доме. Развивался среди народа, видел тяжёлую крестьянскую жизнь и великий крестьянский труд. Всё для Никиты полно значения, всё важно и интересно.

Вместе с Никитой мы научились видеть прекрасное в обыкновенных вещах, с новой силой ощутили любовь к русской земле, к русской природе.

14. Домашнее задание. Слайд № 26

  • Пересказ текста,
  • составление плана,
  • рисунок к понравившемуся отрывку,
  • чтение рассказов А.Н.Толстого из книги “Детство Никиты”.