Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.
Задачи:
- образовательная:
Вид урока: комбинированный (урок – объяснение, урок-беседа, урок-практика).
Технология: на деятельностной основе.
Технические условия: компьютерный класс.
Используемое оборудование: компьютеры с установленной операционной системой Windows XP; мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Мотивация. Актуализация знаний
– У меня сегодня радостное настроение. И это настроение я хочу передать вам.
Для того чтобы передать хорошее настроение, достаточно посмотреть друг на друга
и улыбнуться.
– Сегодня на уроке мы с вами на время перестанем быть просто учениками, и
проверим, можем ли мы быть разведчиками. А кто такие разведчики?
(Люди добывающие информацию.)
– Вспомним, что такое информация?
(Информация – знания полученные из окружающего мира.)
– В какой форме мы можем представить информацию? (звуковой, текстовой, графической, числовой…)
А какие действия с информацией выполняют разведчики?
(Передавать, обрабатывать, искать, хранить, обмениваться…)
2. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы узнаем какое действие можно еще выполнять с
информацией. А какое действие мы узнаем из слайда. (Слайд)
– Кто догадался?
– Тема нашего урока: “Кодирование информации”. Сегодня на уроке мы узнаем что же
такое кодирование информации? Зачем оно нужно?
Вы выполните самостоятельную практическую работу за компьютером.
– Какую одинаковую информацию сообщают водителям этот дорожный знак? (Осторожно, дети.)
Как вы об этом узнали, ведь на нём вообще нет надписей – ПОЧЕМУ? (По рисунку. Знак будет понятен всем, даже иностранцу.)
– Какая информация закодирована данными знаками? (Звуки, ноты.)
Пример звучания нот.
– Вспомните первый класс, какими знаками вы научились кодировать сведения о количестве предметов? (Числами.)
А слова с помощью чего кодировали? (Букв.)
Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить, но и расшифровать его.
– Какую информацию вы получаете когда слышите школьный звонок? (Собирает ребят на урок, или извещает их о перемене.)
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы.
– Например, если мы слышим 2 сигнала школьного звонка мы получаем информацию о школьной линейке. 3 звонка сообщают о совещании для учителей.
Мы договорились об этих сигналах.
– Давайте сделаем вывод: что же такое кодирование информации?
Кодирование – передача информации с помощью условных знаков (кодов).
Зачем люди кодируют информацию? (Чтобы информацию можно было сохранить и передать на носителе.)
А теперь проверим, годимся ли мы в разведчики?
Первое, что должен уметь делать разведчик, это получать и обрабатывать
информацию.
– Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами
закодировать одну и ту же информацию о пяти шариках (задание на слайде).
(Рабочая тетрадь № 2.) (Оцениваем лепестком.)
Графические данные о шариках | Текстовые данные о шариках | Числовые данные о шариках |
••••• |
Пять шариков |
5 |
Рассмотрим несколько правил кодирования (рассматриваются различные алфавиты кодирования):
Семафорная азбука.
Пляшущие человечки.
Кодировочная таблица.
3. Физкультминутка.
Разведчики должны вовремя отдохнуть и вовремя работать. Вот и наступило время отдыха. Легли все на парту, поспим. Проснулись, потянулись, зевнули. Побили себя по щекам, погладили щечки.
4. Работа на компьютере.
А теперь вы отправляетесь на очень важное задание. Вам предстоит получить и
передать шифровку, используя предоставленную кодовую таблицу.
Для выполнения этого задания очень тихо отправляемся к своим компьютерам. (задания из электронной рабочей тетради (параграф 9, задание №2). За каждое верно выполненное задание – цветной лепесток “семицветика”.
5. Домашнее задание.
А теперь все разведчики получают секретное домашнее задание. С помощью
кодировочной таблицы закодировать пословицу “Без труда не вынешь и рыбку из
пруда”.
6. Решение задачи.
Под компьютерами спрятано следующее задание для разведчиков. Возьмите их и садитесь на свои места. (Выполненные задания – лепесток “семицветика”.)
– Кто не успел выполнить задание, выполните дома.
7. Подведение итога урока.
Вы доказали, что можете быть настоящими разведчиками.
- Что нового узнали разведчики на уроке?
- Чему вы сегодня научились?
- На следующих уроках мы с вами познакомимся с другими видами кодирования информации.
- Некоторые разведчики сегодня на уроке за правильные ответы получали лепесточки. Какой предмет можно составить из этих лепесточков? (“Семицветик”.)
- У кого собрался полный “семицветик”? Тот получает оценку “5”, у кого не хватает лепестков – оценка “4”.
8. Рефлексия.
Теперь каждый разведчик закодирует свою информацию с помощью мимики – понравился урок или нет.