Интерактивный плакат как ОЭР (обучающий электронный ресурс) на уроках истории. Часть II «Историческая карта»

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


План.

  1. Ещё раз об интерактивном плакате.
  2. Аннотация, структура и методические рекомендации по применению ОЭР “Историческая карта” на уроках истории в 5 классе.

В этом учебном году я предлагаю коллегам ОЭР - интерактивный плакат “Историческая карта” для 5 класса. Небольшое исследование на тему об интерактивном плакате мною было опубликовано в 2012-2013 учебном году на сайте “1 сентября”, поэтому останавливаться на теоретических суждениях подробно я не буду. Но напомню коллегам, что

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЛАКАТ - это электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук.

По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЛАКАТ имеет ряд особенностей.

Особенности интерактивных плакатов:

  • высокая интерактивность – диалог между учителем и учеником посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на уроке;
  • простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
  • богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
  • групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом);
  • учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами.

А также нужно помнить при изготовлении и применении интерактивных электронных плакатов, что они имеют определённую структуру.

Структура интерактивного плаката может выглядеть так:

  • иллюстрированный опорный конспект;
  • многоуровневый задачник;
  • набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
  • конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала);
  • навигация.

По содержанию ОЭР, в зависимости от того, какую цель и задачи ставит перед собой педагог, может носить информационный, игровой, моделирующий, контролирующий, обучающий, обобщающий характер и др.

Интерактивный плакат “Историческая карта” на уроках истории в 5 классе будет интересен как при индивидуальном, так и при групповом обучении.

Рабочее время 35-40 минут (творческое задание выполняется в домашних условиях).

Аннотация ОЭР

Тип ресурса Обучающий ОЭР
Название предмета История (пропедевтический курс)
Тема урока “Историческая карта”
Технические средства, необходимые для работы с данным ресурсом ПК, Microsoft Office PowerPoint 2007, принтер
Программные средства, используемые для разработки данного ресурса Microsoft Office PowerPoint 2007, Word 2007
Информационные ресурсы, используемые для разработки ОЭР 1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006. (О видах исторических карт).

2. В. Н. Темушев - Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории. (О видах исторических карт).

3. http://www.univer5.ru/pedagogika
/metodika-prepodavaniya-istorii-v-shkole-
novaya-tehnologiya-lichnostno-orientirovannogo-
istoricheskogo-obrazovaniya/

4. Майков А.Н. – История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007.

5. Социологический словарь http://slovarus.ru/?di=2214

Цель, реализуемая с помощью данного ресурса - Познакомить ученика с исторической картой;

видами исторических карт; с особенностями легенды исторической карты.

- Учить читать историческую карту; отличать историческую карту от других видов карт.

Педагогические задачи, решаемые с помощью данного ресурса Предметные задачи:
  • формирование у ученика способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки: анализ, сопоставление, обобщение;
  • формирование навыков чтения исторической карты: находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;
  • воспитание готовности применять новые знания и умения.

Метапредметные задачи:

Формирование у ученика

  • способности планировать и организовывать свою учебную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы;
  • готовности представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах;
  • способности решать творческие задачи, используя контекстные знания.

Личностные задачи:

формирование опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к своей деятельности.

Формируемые результаты обучения Ученик узнает, что такое “историческая карта”, “легенда карты”; какие бывают исторические карты.

Ученик познакомится с особенностями легенды исторической карты.

Ученик научится читать историческую карту; отличать историческую карту от других видов карт.

Ученик продолжит формировать

- навыки самостоятельной работы с ОЭР;

-навыки планирования и организации своей учебной деятельности на уроке и дома;

- готовность представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (карта, рассказ – фантазия).

Ученик продемонстрирует наличие (или частично) способности решать творческие задачи, используя контекстные знания.

Ученик приобретёт опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к своей деятельности.

Форма организации деятельности

учащихся (учащегося)

Предъявление учащемуся учебного материала. Обеспечение самостоятельной работы учащегося по изучению нового материала.

Структура плаката “ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА” на уроках истории для 5 класса.

Интерактивный плакат “ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА” для 5 класса, состоит из 4 БЛОКОВ, РАБОЧЕЙ КАРТЫ УЧЕНИКА (включая оценочный лист) и НАВИГАЦИИ:

“Цель” и “Теория” - здесь ученик (-и) знакомится (-ятся) с целью занятия и основными задачами, которые необходимо будет ему (ей, им) решить, какие навыки освоить и закрепить, а также учебной текстовой информацией по изучаемой теме, которая включает в себя, в том числе, работу с понятийным аппаратом;

“Практика” - это практическая часть работы, которая включает в себя задания репродуктивного и творческого характера, выполнив которые, ученик (-и)

создаст (-дут) собственный продукт деятельности (предполагается, что творческая часть работы выполняется в домашних условиях, либо уроки должны быть спаренные);

“Проверь и оцени себя!” - блок для самопроверки (он содержит верные ответы к теоретическим и практическим заданиям, балльную шкалу, шкалу оценивания);

“Сертификат” - 3 слайда, на которых размещены сертификаты I, II, III степени (в зависимости от общего количества баллов, которые ученик (-ки) наберёт (-ут), поэтапно выполняя все задания). По сути, это самооценка ученика и оценка, которую учитель сможет выставить по итогам изучения новой темы “Историческая карта”. Сертификат следует распечатать по завершении всех видов работ и подсчёта общего количества баллов и вписать ф.и. ученика;

“Как работать с плакатом (навигация)” - слайд, на котором расположена информация, облегчающая ученику (-ам) или учителю, возможность самостоятельно “передвигаться” по плакату. Начинать работу следует именно с этого слайда, независимо от формы (индивидуальная или групповая) и, желательно под руководством учителя (особенно, если ребята не очень сильные) – это сэкономит время на уроке и при подготовке домашнего задания.

“Рабочая карта ученика” (Приложение 1) - пошаговая инструкция изучения новой темы, выполнения заданий, рефлексии, самооценки для ученика, включая оценочный лист. Общие результаты учитель может использовать, как возможность оценить деятельность ученика (-ов) по итогам изучения новой темы.

До начала работы с ОЭР ученика (-ов), следует распечатать РАБОЧУЮ КАРТУ УЧЕНИКА (может быть другой вариант: заполнение карты в электронном виде, но это может затруднить и затянуть время работы на уроке, а также выполнение творческой части задания – составление рассказа и карты).

Задания типа “СДЕЛАЙ ВЫВОД” содержатся и в теоретическом и практическом блоках – это позволит ученику (-ам) самостоятельно провести рефлексию.

Данный ОЭР при его незначительной трансформации, может применяться на уроках географии и в начальной школе на уроках “Окружающий мир”, что делает его универсальным. Поэтому оставляю презентацию открытой.

Желаю всем удачи в этом учебном году и высоких творческих достижений!