Основы светской этики. Понятие добра и зла

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели: учить детей анализировать как свои поступки, так и поступки окружающих и делать нравственный выбор в пользу добра.

Задачи:

Предметные:

  • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности;

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  • формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • презентация;
  • учебник “Основы светской этики” Данилюк А.Я., 4-5 кл., “Просвещение”

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Звучит “Песенка кота Леопольда” (слайд 2)

- Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Герой какого мультфильма встретил нас сегодня? Как вы думаете, почему именно он?

- Как вы поняли понятия: “добро” и “зло” (Слайд 3)

- Давайте вспомним пословице о добре и зле (Слайд 4)

- Чтение сказки о добре и зле, написанной учеником класса(Слайд 5).

- В русских народных сказках добро всегда (за редким исключением) побеждает зло. Но всегда ли так было в жизни? Всегда ли в современном мире бывает именно так? Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы.

Тема  урока:

- Как на протяжении истории менялись представления о добре и зле.

(Слайд 6)

3. Объяснение нового материала:

В древности существовал обычай приносить в жертву богам не только плоды и животных, но и людей. И это не считалось злом. Наоборот, люди думали, что делают хорошо, ведь они пытались задобрить богов, которые потом помогут им вырастить богатый урожай, или удачно поохотиться (Слайд 7).

На протяжении многих тысяч лет в истории существовало рабство, когда одни люди полностью зависели от других. Рабовладельцы заставляли рабов работать на себя, плохо их кормили, могли вообще продать или даже убить. Рабы работали не получая не только платы за свой труд, но и благодарности(Слайд 8).

В России сотни лет существовало крепостное право. Крестьяне, как вещь, принадлежали барину. Их могли обменять, подарить, отобрать детей. Нередко жестокие помещики издевались над крестьянами, наказывали их за любую провинность (Слайд 9).

В истории человечества было много случаев, когда людей убивали за то, что у них другой цвет кожи, за то, что они думают по-другому, другое вероисповедание. И это не считалось злом (Слайд 10).

Шло время. Менялось общество и люди стали задумываться, как сделать свою жизнь и жизнь общества лучше и учились этому. В современном мире зло, насилие, убийство считается аморальным, то есть безнравственным. Это называют нравственным прогрессом. Сегодня люди знают, что нельзя никого держать в рабстве и заставлять работать без оплаты, что нужно заботиться о стариках, слабых, больных (Слайд 11). Если они этого не делают, то их осуждают, считают аморальными, или безнравственными.

Конечно, в мире не стало всё хорошо, есть еще и бедствия и страдания. Есть ещё и войны, и голод, и болезни. Злые люди совершают террористические акты против мирных жителей.

21 октября 2013 года в городе Волгограде в автобусе № 29 произошел взрыв. (Слайд 12)

Причиной взрыва стала детонация взрывного устройства, изготовленного из двух тротиловых шашек и двух гранат, начинённых поражающими элементами — шурупами и металлической стружкой. Мощность взрыва составила 500—600 г в тротиловом эквиваленте.

В результате взрыва погибло 8 человек, включая террористку, ранено 37 человек (30 из них были госпитализированы). Также среди пострадавших числятся случайные прохожие и водители автомобилей, которые в момент взрыва находились рядом с автобусом.

Вся мировая общественность, граждане России осудили этот чудовищный теракт. На месте трагедии установили Поклонный крест, собираются построить часовню.

Однако люди стараются становиться лучше, противостоять злу. Помогает им в этом знания о добре и зле.

10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла главный документ современности – Всеобщую Декларацию прав человека.

Статья 1 Декларации гласит – Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (Слайд 13)

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста.

Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей (Слайд 14)

4. Подведение итогов:(Слайд 15)

Выбери верный ответ.

С чем связано нравственное развитие общества:

  1. Поменялась техника
  2. Изменилась природа
  3. Изменились поступки людей
  4. Изменились условия жизни

Что осознали люди в связи с нравственным развитием общества:

  1. Нельзя держать людей в рабстве
  2. нельзя унижать людей за их цвет кожи
  3. Все ответы верны
  4. Нельзя заставлять работать без оплаты труда

Что такое аморальный поступок:

  1. Подумать плохо о друге
  2. Промолчать при встрече
  3. Забыть дома тетрадь с домашним заданием
  4. Не заботиться о пожилых родственниках

Знания о добре и зле помогают людям:

  1. Проявлять заботу о близких
  2. Жить в мире
  3. Все ответы верны
  4. Дружить