Школа безопасности, или С электричеством шутки плохи

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Цели занятия:

  • расширить представления обучающихся об электричестве, содействовать формированию у обучающихся  навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных  компетенций (ответственного отношения к себе и окружающим, осторожности, готовности к действиям в неадекватных  ситуациях).
  • закрепить правила безопасного обращения с электроприборами, предупредить возможные  негативные ситуации для ребенка;
  • развивать внимание, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, ответственное отношение к своей жизни и здоровью.

Оборудование:

  • карточки с правилами электрической безопасности в стихах,
  • карточки-задания с текстами для работы в парах,
  • плакат “Электричество опасно” (в электронном виде),
  • памятка по электробезопасности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Ребята, я загадаю вам загадку, а отгадка будет темой нашего урока:

По тропинкам я бегу,
Без тропинок не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это – … (электричество)

– Молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем, какое значение имеет электричество в нашей жизни.

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа учителя с классом.

– Я предлагаю вам поиграть в игру “Доскажи словечко”.

а) То назад, то вперёд,
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море!
Он в хозяйстве верный друг –
А зовут его… (утюг)

б) Он охотно пыль глотает,
Не болеет, но чихает.
Длинный шланг, как хобот – нос,
Коврик чистит… (пылесос)

в) Если кнопочку нажать,
Будет музыка звучать.
Всех плясать заставит он –
Озорной… (магнитофон)

– Как называются приборы о которых говорилось в загадках?

– Какие ещё электрические приборы вы знаете?

– Для чего они нам нужны?

– Благодаря чему работают все эти приборы?

– Да. Трудно представить себе современный мир без электричества. Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно наш друг и помощник. С его помощью работают все электроприборы. Но электричество может стать нашим врагом если с ним неправильно обращаться.

– В каких случаях электрический ток может поразить человека? (Если не соблюдать правила электробезопасности.)

– Электричество невидимо, без запаха и цвета. Его нельзя обнаружить без специальных технических приборов, поэтому оно чрезвычайно опасно. Чтобы не подвергать риску свою жизнь и здоровье, мы всегда должны помнить и соблюдать простые правила.

2. Работа над правилами электробезопасности.

(У каждого ученика на парте лежат карточки с правилами электрической безопасности в стихах. Каждое правило читается и обсуждается детьми. Параллельно идёт работа с плакатом “Электричество опасно” [1]. <Рисунок 1>)

  • Папа и мама сынишку бранят,
    К розетке ему подходить не велят:
    “Запомни! Что злой и опасный, как зверь,
    Ток электрический прячется в ней!”
  • Если ты пошёл гулять
    Или друга провожать,
    Закрывая в доме дверь,
    Всё ли выключил, проверь!
  • Телевизор и компьютер
    Наши верные друзья,
    Только мокрыми руками
    Прикасаться к ним нельзя!
  • Задымился если вдруг
    Электрический утюг,
    Что ты должен сделать, детка?
    Вынуть вилку из розетки.
  • Чтобы с тобой не случилась беда,
    За провода не берись никогда.
    Правило это помни, дружок!
    Не любит шутить электрический ток!

3. Работа с классом. Обсуждение ситуаций.

– К печальным последствиям могут привести игры вблизи линий электропередачи, а нередко озорство и лихачество отдельных ребят подвергает опасности жизнь и здоровье других людей.

Пример 1:

“Ребята из озорства сделали наброс тонкой проволоки на один из проводов воздушной линии электропередачи. Проволока оборвалась и повисла на проводе так, что ее конец оказался на высоте 1,5 метра от земли. Проходивший мимо мужчина, который вел за руку пятилетнего сына, не заметил проволоки, коснулся ее головой. Он и мальчик погибли.”

Пример 2:

“Два мальчика из озорства разбили в подъезде пластмассовую крышку выключателя. Возвращаясь с работы женщина в темноте не увидела, что крышка выключателя отсутствует, протянула руку, чтобы включить свет и была смертельно поражена электрическим током.”

– Давайте обсудим поведение ребят, к чему привели их поступки?

– Какие советы вы могли бы дать этим детям?

– Запомните, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, делая набросы на провода, вы, тем самым, совершаете поступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей.

4. Беседа “Оказание первой помощи пострадавшему от электрического тока”.

– Может случиться так, что на ваших глазах кто-то из ваших друзей или родных будет поражён электрическим током. Что же можете сделать вы для оказания помощи этому человеку?

– Запомните, нельзя приближаться к пострадавшему, так как вы тоже будете поражены электрическим током и кто тогда окажет помощь вам и пострадавшему? Соблюдение техники безопасности – это не проявление трусости. Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать. Если поблизости нет взрослых, которые смогут помочь, то необходимо действовать по следующим правилам:

  1. Отключите электрический прибор от розетки.
  2. Встаньте на резиновый коврик, сухую доску или бумагу.
  3. Деревянным или стеклянным предметом (шваброй, стулом, линейкой, бутылкой) отбросьте провод от пострадавшего.
  4. Позвоните по телефону “03” или “01” (назовите точный адрес и расскажите, что случилось).

– Запомните, человека, пораженного электрическим током можно спасти, вернуть к жизни, если правильно и главное, быстро оказать ему помощь. Нельзя отказываться от оказания помощи, если человек неподвижен, не дышит, у него нет пульса. Заключение о наступлении смерти может сделать только врач.

IV. Закрепление изученного материала. Работа в парах.

– Прочитайте тексты, записанные на карточках. К предложенным в них ситуациях даны несколько вариантов ответов. Обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ.

  1. Возвращаясь из школы домой, Миша увидел валявшуюся на лестничной площадке крышку от разбитого выключателя.
    а) Миша прошёл мимо, не придав этому никакого значения.
    б) Миша позвал соседей, чтобы предупредить их об опасности, и попросил вызвать электрика.
    в) Так как родителей не оказалось дома, Миша взял отвёртку и решил починить выключатель сам.
  2. Маша пылесосила в комнате. Вдруг раздался треск, из пылесоса пошёл дым и загорелся провод.
    а) Маша побежала на кухню, чтобы набрать воды и залить огонь.
    б) Маша испугалась и убежала к подружке.
    в) Маша отключила пылесос от розетки, набросила на пылесос одеяло и побежала звать на помощь взрослых.

V. Итог урока.

– Какую роль играет электричество в нашей жизни?

– Когда электрические приборы из друзей, помощников могут превратиться во врагов?

– Почему необходимо соблюдать правила электробезопасности?

– Ребята! Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление! Будьте осторожны! Берегите свою жизнь и жизнь окружающих вас людей!

VI. Домашнее задание.

В конце урока каждый ученик получает памятку с правилами электробезопасности. Приложение 1.

Дома предлагается ребятам нарисовать рисунки (условные знаки) к этим правилам.

Список литературы.

  1. Плакат “Электричество опасно” взят на сайте http://www.andamento.ru