Урок русского языка по теме "Родовые и видовые понятия". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

образовательная: совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; дать представление о родовых и видовых понятиях и формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;

развивающая: развивать познавательные (интеллект), коммуникативные, регулятивные (воли) универсальные учебные действия;

воспитательная: формировать личностные УУД через содержание учебного материала.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (хором – 5!)

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем.

А какое у вас сегодня настроение, ребята? ( Учащиеся выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).

Ой, как много улыбок засветилось! Спасибо!

А это моё настроение (большой смайлик!). Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи всем!

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):

– Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?

– Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).

– А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).

Учитель: Молодцы! В листах самоконтроля поставьте заслуженный один балл за правильно выполненное домашнее задание.

Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.

А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание.

Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (3 слайда). Поставив тире, назовите их одним словом.

Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном, поставьте 1балл в Листе самоконтроля, если нет ошибок. При наличии хоть одной ошибки вы лишаетесь балла (слайд № 6).

Учитель: Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.

А каковы задачи нашего урока? (ответы учащихся).

Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. Сверьте с образцом ответа и поставьте 1 балл в ЛСК.

3. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала; проведение коррекции.

Учитель: Приступаем к закреплению.

– Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – по вариантам по 2 предложения).

Проверка в п а р а х ! ( Балл в ЛСК).

– Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы ( к а к о й ?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах.

Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая… (собака).
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал… (конём).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (телёнком).
Толстый увалень баран –
Тоненьким… (ягнёнком).
Этот важный кот Пушок
Маленьким … (котёнком),
А отважный петушок –
Кро-о-хотным… (цыплёнком).
А из маленьких утят
Вырастают … (утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.

Учитель:

– Заслушиваем группу, которая записала 7 слов и указала родовое понятие.

– Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 10). Поставьте балл в ЛСК.

4. Динамическая пауза:

Учитель:

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова! (Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (садятся).

5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков:

– Упр.120 (1 ряд – из учебника математики;

2 ряд – из учебника литературы;

3 ряд – из учебника истории);

Докажите, что видовое понятие разъясняется через родовое (обобщение);

– Тест (по вариантам);

– Озвучить результаты. Баллы в Лист самоконтроля выставить.

6. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Исследование какой темы вели на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каковы результаты по Листам самоконтроля? Поставьте себе оценку (смотри слайд № 12).

Учитель: Урок удался, потому что у нас хорошие результаты: “5” – 8, “4” – 8, “3” – 5.

7. Выберите смайлик своего настроения.

8. Домашнее задание разноуровневое:

– упр.119;

– упр.121.

Учитель: Всем СПАСИБО за урок!

Презентация