Урок внеклассного чтения на тему "Все мы – одна ткань. И в этом мудрость жизни сокрыта…". Рассказ В.Вересаева "Всю жизнь отдала". Рассказ И.А. Ильина "У врат. О божией ткани". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Самопожертвование всего себя в пользу всех есть... признак высочайшего развития личности...

Федор Мuхайлович Достоевский

Цель: работа на рассказами писателей Вересаевым и Ильины с использованием клоуз-таста (Сloze образовано У. Л. Тэйлором от англ, closure размыкание, смыкание) (тест типа клоуз — Т Т К, подстановочный тест, тест дополнения, тест восстановления, тест с пропусками).

Задачи:

  • Познакомить с творчеством В. Вересаева.
  • Воспитать понимание себя как личности, которая должна жить для других, любить людей и помогать им.

Оформление: тексты рассказов на столе (первый рассказ без концовки), презентация.

Материал для учителя.  Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия — Смидович) (1867—1945) — русский и советский писатель В. В. Вересаев (наст. Смидович) родился 4 (16) января 1867 года в городе Туле.  Его отец Викентий-Александр Игнатьевич Смидович (1835-1894) был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своем доме первый в Туле детский сад.
В 1884 году Викентий окончил Тульскую классическую гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (закончил в 1888).  В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице (18961901), а в 1903 году поселился в Москве. В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку легальных марксистов (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. П. Маслов, Неведомский, Калмыкова и другие), входит в литературный кружок «Среда» и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В 1904 году, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу в качестве военврача, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии. В 1910 году предпринял поездку в Грецию, что привело к занятиям древнегреческой литературой на протяжении всей его дальнейшей жизни. В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. Послереволюционное время провёл в Крыму. С 1921 г. жил в Москве.
В. В. Вересаев умер 3 июня 1945 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Викентий Вересаев

Трамвайный вагон подходил к остановке. Хорошо одетая полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:
— Левочка, нам тут сходить.
(5) Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела его рукою и сердито сказала:
—Куда ты, мальчик, лезешь?
(7) Мать в негодовании вскричала:
— Как вы смеете ребенка толкать?!
Высокий мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом:
— Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он  смеет всех толкать? Он идет, - скажите, пожалуйста! Все должны давать ему дорогу! Он самая важная особа! Растите хулиганов, эгоистов!
(14) Мать возмущенно отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину.
Вагон остановился, публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился отчаянным ревом.  (19)Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.
— Ну, не плачь, мальчик мой милый! Не плачь! Не обращай на него внимания! Он, наверно, пьяный! Не плачь!
Она взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охватил ее шею. Она шла, шатаясь и задыхаясь от тяжести, и повторяла:
— Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой!
Мальчик стихал и крепко прижимался к матери.
Пришли домой. Ужинали. Мать возмущенно рассказывала мужу, как обидел в трамвае Левочку какой-то, должно быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул.
— Эх, меня не было! Я бы ему ответил!
Она с гордостью возразила:
— Я ему тоже отвечала хорошо.  Ну, что, милый мой мальчик! Успокоился ты?.. Не бери сливу, она кислая.
Мать положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял ее и снова положил перед собою.
— Ну, детка моя, не ешь, она не спелая, расстроишь себе животик А вот, погоди, я тебе сегодня купила шоколаду «Золотой ярлык» Кушай шоколад!
Она взяла сливу и положила перед мальчиком плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно нахмурился.
— Кушай, мальчик мой, кушай! Дай, я тебе его разверну.
Отец сказал просительным голосом:
— Левочка, дай мне кусочек шоколада!
— Не-ет, это для Левочки, — возразила мать. —   Специально для Левочки сегодня купила. Тебе, папа, нельзя, это не для тебя.  Ну, что же ты, детка, не кушаешь?
Мальчик молчал, капризно нахмурившись.
— Ты, наверно, еще не успокоился?
Мальчик подумал и ответил:
— Я еще не успокоился.
— Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да?
Мальчик молчал и не смотрел на шоколад.

После прочтения первой части задаю вопросы на понимание текста.

— Кто  герои рассказа и как их можно охарактеризовать? (Героями рассказа является семья: отец, мать и ребёнок Левочка. Если говорить о матери, то она, как и всякая мать, любит безумно своего ребёнка, отец полностью её поддерживает, а вот Лёвочка – пока ребёнок, но во что может выльется такая слепая любовь – не известно.)
— Какие детали   свидетельствуют о том, что мать любит своего ребёнка. (Мальчик толкал в трамвае взрослых людей – мать заступилась. Дома она предложила ему шоколад, но после просьбы отца поделиться ответила, что шоколад для Лёвочки).
— Как отец реагирует на данные поступки, совершаемые матерью. (Отцу такая форма воспитания кажется нормой, он во всём соглашается с женой).
— Выделите суффикс в слове Лёвочка, что он обозначает? (Это уменьшительно-ласкательная форма, очень характерная для детских имён).
— Что же можем мы сказать о Лёвочке? Каким человеком он может быть в будущем?
— Найдите глаголы в пронумерованных предложениях,  о чём они свидетельствуют? (Мать сразу встала на защиту своего ребёнка, не извинилась перед людьми, а сына пожалела).
— Напишите концовку, начиная со слов «Через двадцать лет».

Слушаю предполагаемые ответы, читаю концовку автора.

Через двадцать лет. Эта самая дама, очень исхудавшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах, много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку и горько что-то шептала.
Трудную жизнь она прожила. Еще до революции муж ее умер. Она собственным трудом воспитала своего мальчика, во всем себе отказывала, после службы давала уроки, переписывала на машинке. Сын кончил втуз инженером-электротехником, занимал место с хорошим жалованьем. И вот - она сидела, одинокая, на скамеечке бульвара под медленно падавшим снегом и горько шептала:
— Я, я ему всю жизнь отдала!

Они с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении ее из комнаты. Уже четыре года назад, когда они получили эту комнату, Левочка предусмотрительно вписал мать проживающею «временно». Это больше всего ее потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки
— А я ему всю жизнь отдала!..

Снег пушистым слоем все гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно, горько шевеля губами. Кляла судьбу, в которую не верила, винила бога, в которого полуверила. Не винила только себя, что всю жизнь отдала на выращивание эгоиста, приученного думать только о себе.

— Как вы думаете, почему  рассказ заканчивается именно таким образом?
— Найдите ключевую фразу и ключевой словосочетание (не винила только себя). Почему?
— Какое бы вы дали название этому рассказу? (После предложенных вариантов называю название «Всю жизнь отдала»,  данное автором.)
— Иронизирует ли автор в названии. (Нет, это действительно так, только полученный результат ошеломил мать)

Рефлексия деятельности:

  • предметная (Что удалось понять?)
  • операциональная (Как это удалось понять?)
  • личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?).

И.А. Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний

Вчера зашел ко мне мой сосед — душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что у него лежало на сердце.
"Мой отец, знаете, был очень добрый человек. Он давно уже скончался, но как вспомнишь его, так на душе тепло и светло сделается. Он был, понимаете, портной; хороший портной, мастер своего дела; так умел построить костюм, что просто заглядение. К нему из соседних городов франты приезжали и всегда бывали очень довольны. И всегда обо всех людях болел. Сам шьет, что-то грустное напевает, а потом вдруг скажет: "Нехорошо вчера соседи Митревну изобидели, зря, все виноваты перед ней"; или: "Петру-то Сергеевичу в праздник надеть нечего, надо бы ему справить"... И опять шьет.
Бывало, разволнуется и начнет мне о "ткани" рассказывать; а он никогда не говорил "матерьял" или "сукно", а всегда "ткань". "Присмотрись, —  говорит, — Николаша, к людям. Ведь мы все одна ткань. Вот, гляди, каждая нитка к другой приникла и держит ее; все сплелись друг с другом, все вместе к единству сведены. Вот выдерни из этого суконца одну нитку, и всю ткань повредишь. Если только одна ниточка не удалась, сплоховала, истончилась или порвалась, так весь кусок выходит в брак. Ни один хороший мастер этакую больную ткань не возьмет, ни один заказчик и смотреть на нее не станет.
Вот и с людьми так же. Мир от Господа так устроен, что мы все — одна сплошная ткань. Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся. Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы, близоруки. Думают: "Что мне до него, когда мне самому хорошо"... А на самом-то деле не так. Если одному которому-нибудь плохо, то он мучается и болеет; и его мука от него во все стороны распространяется. Ходит угрюмый и других угрюмит. От его беспокойства всем неуютно. От его страха у всех раздражение делается. Люди друг к другу злым местом повертываются: не доверяют, подозревают, обижают, ссорятся. И все чувствуют, что это от него идет и на него за это раздражаются. И он это чует, отвернется, в себя уйдет, ожесточится. Ему любовь нужна, а они к нему с раздражением. И никто не видит его муку, а видят только его угрюмость, жестокость, сварливость; и не любят его... И вот уже разрыв, порвалась ткань, врозь идет, расползается. Надо скорей чинить дыру; а никто за это не берется:
"Мне, — говорят, — какое дело? его беда, он и чини". А разрыв все растет и ткань испорчена. А чинить можно только любовью: твоя беда — моя беда, моя беда — общая"...
Сердечнейший человек, знаете, был отец. И помогал всем, везде, где только мог. "Я, — говорил, — "починкою был занят", "дырку заштопал". И так, бывало, делал: собирает отрезки от всех сукон и костюмов, иной раз прямо выпросит остаточек у заказчика, и подбирает; вертит, лицует, составляет, подгоняет; очень ловко... И потом шить начнет. И уж тогда веселые песни поет. Глядишь — жилет построил; или брюки. А иногда и целый костюм подберет; завернет аккуратно в платок и снесет бедняку. И тому запретит рассказывать: этого, говорит, никому не надо знать; молчи, и все. И только мы в семье понимали, что происходит. А уж любили его, как редко кого. И за советом приходили, и просто поплакать.   Нет, знаете, разбогатеть он не хотел; ни к чему это, говорил. Сами прокормитесь. Ка-кое наследство... Вот что о ткани говорил, это наследие. А как почуял смерть, позвал меня и сказал: "Ухожу, Николаша. Не грусти. Все мы — нити в ткани Божией; и пока живем на земле, дано нам эту ткань беречь и крепить. Помнишь ты, был хитон у Спасителя, несшитый, цельный, весь тканый сверху донизу. Вот этот хитон нам помнить надо. Все мы — нити его и по смерти призваны врасти в него. Помни о нем. Это ткань Божия. Береги ее в земной жизни: каждую нитку крени, от сердца ревнуй. Сердце больше всего слушай. О чем оно вздохнет, то и делай. И все будет хорошо"...
Вот и кажется мне, знаете, что он прав был. Все мы — одна ткань. И в этом, чуется мне, мудрость жизни сокрыта"...

— Какие сложились впечатления после прочтения текста? Что можете сказать о герое? (Герой текста – простой человек, портной, но с сильной и правильной жизненной философией.)
— В чём заключается жизненная философия героя?  Найдите ключевое слово в пятом абзаце  и сможете дать правильный ответ. (В любви к людям. Любовь не показная, а идущая изнутри).
— В первом тексте  речь тоже шла о любви, но почему такой разный результат? (Отец героя второго текста любил и помогал людям, мать Лёвочки любила только Лёвочку, а он эту любовь воспринимал ни как подарок, а как данность, долг матери.)
— Как говорил персидский и таджикский поэт, живший в 9 веке, Абду Абдаллах Рудаки «Прекрасно то деяние, Когда с другим свое ты делишь достояние.» Именно такое деяние совершал герой рассказа.
— Прокомментируйте последний абзац, с чем главный герой ассоциирует жизнь людей? (С божией тканью.)
Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) — христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти (Мф.27:59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.
— Сравните последние абзацы второго рассказа и первого?  Какие выводы можно сделать?  (Мать Лёвочки полуверила в бога, поэтаму в своих бедах винила его, а не себя, праведник из второго рассказа верит, что все мы ниточки божией ткани, и должны быть достойны того, чтобы после смерти врасти в неё)
— Какое название мы можем дать второму рассказу? (После прослушанных вариантов, зачитываю название, данное автором.  У врат. О божией ткани)
— Прослушайте строчки из Нового Завета.

29. Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей:
слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30. и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем
твоим, и всею душею твоею, и всем разумением
твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
31. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего,
как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину
сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33. и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею
душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как
самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал
ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того
никто уже не смел спрашивать Его.

 — Это строчки из   Нового Завета  «Евангелие от Марка». Простая жизненная философия героя рассказа полностью совпадает со словами Иисуса Христа.
— И если сегодня мы говорим о ткани, то я каждому из вас сегодня эту ткань раздала. Найдите её.

Текст — (от лат. textus — ткань, сплетение). Именно над понимание текста мы сегодня с вами и работали. От понимания смысла текста – к пониманию смысла жизни.

Рефлексия деятельности: предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?).
— И последнее высказывание, которое является для меня ключевым в жизни
«Самопожертвование всего себя в пользу всех есть... признак высочайшего развития личности...» Федор Мuхайлович Достоевский.
— Спасибо за внимание!

Приложение 1

Приложение 2