Тип урока: урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Цели урока:
- Дидактические:
- знакомство с основами математического моделирования;
- введение понятий “модель”, “математическое моделирование”;
- обучение решению задач на составление уравнений, выделяя три этапа математического моделирования;
- практическое применение полученных знаний;
- Развивающие:
- формирование правильной математической речи;
- развитие творческой и мыслительной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- Воспитательные:
- активизация познавательной и творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint к уроку.
План урока
Содержание этапов урока |
Виды и формы работы |
1. Организационный момент | Проверка готовности класса к уроку, приветствие |
2. Мотивационное начало урока. Подготовка к учебно-познавательной деятельности | Постановка цели урока. Вводная беседа с использованием презентации |
3. Изучение нового материала | Беседа с использованием презентации. Работа в группах |
4. Первичный контроль | Индивидуальная работа в тетрадях |
5. Закрепление изученного материала. | Работа у доски и в тетрадях |
6. Подведение итогов, домашнее задание | Работа с классом, объяснение творческого задания |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.
2. Мотивационное начало урока
– Ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы
начнём знакомство с основами математического
моделирования. Узнаем, как моделирование
помогает решать задачи.
С моделями мы встречаемся с детства. (Примеры
приводят ученики) (Презентация.
Слайд №2)
Математическая модель является приближенным
представлением реальных объектов, процессов или
систем, выраженных в математических терминах и
сохраняющим существенные черты
оригинала. (Слайд №3)
Построение математической модели заключается в
определении связей между теми или иными
процессами и явлениями.
Математическое моделирование – это средство
изучения реального объекта, процесса или системы
путем их замены математической моделью.
– Сегодня на уроке мы научимся использовать математическое моделирование для решения текстовых задач.
3. Изучение нового материала
– Откройте тетради, запишите число, классная
работа и тему сегодняшнего урока «Решение задач
на составление уравнений с помощью
математического моделирования». Прочитаем
задачу (Слайд №4)
– О чем говорится в задаче? (Ответы учеников)
– Составим таблицу, в строке запишем то, о чём
говорится в задаче. (Слайд №5)
– Прочитаем условие задачи ещё раз
– Какие действия осуществляются в задаче? (Ответы
учеников)
– В нашей таблице в столбцах запишем действия.
(Слайд №6)
– Прочитаем условие задачи ещё раз
– Неизвестную величину обозначим – х.
– Заполним таблицу (Слайд №7)
– Прочитаем вопрос задачи
– Найдём условие составления уравнения
– Составим уравнение (Слайд №8)
– Остаётся только решить уравнение и ответить на
вопрос задачи.
Ученик решает уравнение на доске, объясняя каждый шаг. Остальные делают записи в тетради.
– Составим схему нашего решения (три этапа математического моделирования) (Слайд №9)
- Составление математической модели (таблица и на её основе уравнение)
- Работа с математической моделью (решение уравнения)
- Ответ на вопрос задачи
– Используя полученные знания, решим задачу № 596
(Слайд №10)
(Слайд №11)
4. Первичный контроль
– Решите задачу № 600, выделив три этапа
математического моделирования (Слайд №12)
– Проверьте правильность выполнения задания
(Слайд № 13).
5. Закрепление изученного материала
№ 599
Условие задачи (Слайд №14)
Решение (Слайд №15)
6. Подведение итогов, домашнее задание
– Сегодня вы познакомились с понятиями –… (отвечают ученики), узнали, как и с помощью математического моделирования решать задачи – … (отвечают ученики), применили полученные знания на практике.
– В качестве домашнего задания предлагаю вам творческую работу. Придумайте задачи на тему «Я и мои друзья». Решите их, используя метод математического моделирования №595, 598, 607.
Оценки за урок.