Урок физики по теме "Трение в природе и технике". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель: 

- расширение и уточнение знания о природе силы трения и способах её изменения, выяснение важности силы трения в природе и технике, оптимизация психоэмоционального состояния школьников на уроке.

Задачи.

Образовательные: 

- показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике;
- познакомить учащихся со способами изменения силы трения.

Развивающие: 

- формировать умения применять знания в нестандартных ситуациях;
- создать условия для развития мышления; способностей учащихся к анализу; 
- способствовать развитию воображения, образного и логического мышления, развивать умение анализировать факты, развивать наблюдательность, память;
- формировать умение систематизировать информацию, находить требуемую информацию в различных источниках, формировать умения и навыки работы с научно-популярной и дополнительной литературой.

Воспитательные:

- развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения, умение видеть физику вокруг себя;
- активизировать деятельность учащихся, снизить уровень тревожности при умственном напряжении, способствовать сохранению психического, физического, духовного здоровья школьников;
- воспитывать у детей отношения к ПК, как к инструменту, предназначенному для работы, учить методу проектирования.

Тип урока. Урок изучения и обобщения материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 1), карточки-тесты по теме «Сила трения» (Приложение 2).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1 Организационный момент. Сообщение целей урока. Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока. Совместно с учителем формулируют цели урока.
2 Самостоятельная работа. Организует проведение тестового задания.

Приложение 2

Записывают ответы на вопросы теста

По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону.

3 Объяснение нового материала Объясняет новый материал Участвуют в обсуждении вопросов
4 Решение качественных задач. Осуществляет подборку качественных задач. Обсуждают и решают предложенные задачи.
5 Подведение итогов урока. Подводит итоги урока. Проводит рефлексию. Отвечают на вопросы рефлексии.
6 Домашнее задание. Объясняет домашнее задание. Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания.

I. Организационный момент. Формулирование целей урока.

II. Самостоятельная работа.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Раздает тестовые задания каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут) Выполняют задания-тесты.

По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1 мин.)

Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на слайде

III. Объяснение нового материала

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Настраивает обучающихся на рабочий лад. Формулирует основополагающий вопрос: «Трение – полезно или вредно» Предлагают свои ответы на основополагающий вопрос
Первично вводит материал с учетом закономерностей познания при высокой активности учащихся.  Активные действия учащихся с изучаемым материалом.
Рассказывает о роли силы трения при ходьбе. Рассматривается ходьба по скользкой поверхности. Приводят примеры.

Обсуждают вредное и полезное проявление силы трения . Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.

Подводит обучающихся к тому, чтобы они сами предлагали варианты уменьшения и увеличения силы трения Предлагают свои ответы.
1. Какие ещё виды смазки, кроме жидкой, вы знаете? 

2. Знаете ли вы такую жидкость, которая увеличивает трение? 

3. Какой лёд более скользкий: гладкий или шероховатый, покрытый мельчайшими бугорочками? 

Советский учёный К.Вейнберг доказал, что при трении о лёд (например, полозьев) выделяемое тепло заставляет лед плавиться; при этом образуется тонкая водяная плёнка, которая играет роль смазки и делает лёд скользким. Так как трение о бугристый лёд больше, то и тепла выделится больше, значит, он и будет более скользким.

4. Для чего подковывают лошадей?

5. Почему нагруженный автомобиль на размытой дороге буксует меньше, чем пустой? 

6. Почему, спускаясь по канату, опасно быстро скользить? 

7. Осенью у трамвайных путей, идущих под уклон вблизи деревьев, вывешивается табличка «Листопад. Берегись юза!» Что такое юз? Чем вызвано появление такой надписи? 

1. Сухая, графитовая

2. Гудрон

3. Скольжение лучше на шероховатом льду.

4. Для увеличения сцепления между ногами и поверхностью земли.

5. Нагруженный автомобиль оказывает большее давление на дорогу, вследствие этого сцепление колёс с грунтом у него больше, чем у пустого.

6. Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги.

7. Скольжение уже заторможенного, не вращающегося колеса называется юзом. Попавшие под колеса свежие листья, будучи раздавленными, дают влагу, значительно уменьшающую трение. Начинается скольжение.

«Тихая вода подмывает берега»

Какой смысл заложен в этой пословице? С житейской точки зрения, по-видимому, ее смысл в том, что малое, но длительное воздействие приводит к значительному результату. С точки зрения физики можно дать такое объяснение.

Между отдельными слоями  воды, текущей в реке, действует трение, которое называется внутренним. В связи с этим скорость течения воды на разных участках поперечного сечения русла реки не одинакова. Самая большая в середине русла (на быстрине), самая маленькая у берегов. Но сила трения не только тормозит воду, но и действует на берег, вырывая частицы грунта и тем самым, подмывая берег. 

 
Формулирует совместно с обучающимися выводы:

- сила трения зависит от свойств соприкасающихся тел (от рода поверхностей);
- сила трения зависит от силы давления и не зависит от площадей трущихся поверхностей.

Записывают в тетрадях выводы.

IV. Решение качественных задач.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.

1. «Плуг от работы  блестит».

2. «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой».

3. «Корабли спускают, так салом подмазывают».

1. Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей..

2. Уменьшение силы трения. Роса увеличивает массу стебля. Поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса сразу срезает его. Роса создает смазку, и уменьшается сила трения, когда при обратном движении косы она скользит по траве.

3. Роль смазки выполняет сало

Ответьте на вопросы:

1. Почему кусок хозяйственного мыла легче разрезать крепкой ниткой, чем ножом?

2. Зачем зимой дорожки посыпают солью?

3. Почему уменьшается глубина рельефного рисунка на колесах тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной технике по мере ее эксплуатации?

4. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?

1. При разрезании ниткой возникает меньшая сила трения, чем при разрезании ножом

2. Чтобы увеличить силу трения

3. Вследствие действия силы трения

4. Для лучшего сцепления с поверхностью

V. Подведение итогов урока.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Сегодня на уроке мы познакомились с примерами проявления силы трения в природе и технике.  
Какие понятия мы повторили? Сила трения. Виды силы трения.
Что нового узнали на уроке? Как уменьшать или увеличивать силу трения. Вредное и полезное проявления силы трения.
Чем запомнился вам урок? Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения.
Оцените свою работу на уроке. Оценивают работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

§32, подобрать 3,4 пословицы на тему «Сила трения».

По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Трение в природе и технике».

Литература

1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений-9-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.: ил.

2. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, полэзии, прозе и анекдотах: пособие для учащихся и учителей /С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2008. -152 с.: ил.