Программа по духовно-нравственному воспитанию молодежи и учащихся "Моя семья"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Семья – это кристалл общества.
В. Гюго

Программа «МОЯ СЕМЬЯ» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. Особое внимание в наше время следует уделять семейному воспитанию. Семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Главным средством духовного, нравственного, и интеллектуального потенциала подрастающего поколения является возрождение системы духовно-нравственного воспитания и просвещения. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
– нравственной позиции (способное к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот период взросления и становления личности является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Традиционно духовно-нравственное воспитание и образование было важнейшей государственной и церковной заботой. До революции существовавшая система образования неразрывно связанная с бытом и культурой России способствовала формированию менталитета русского человека, ориентированного на христианские ценности: любовь к Богу; царю и Отечеству. Однако впоследствии в силу различных исторических причин, русская ментальность постепенно утрачивала свойственное ей благочестие. Несколько раз менялось на протяжении исторического развития отношение к ценностям, иными стали роль и место в обществе важнейших воспитательных институтов: семьи, школы, общества, государства и церкви. В настоящее время с ослаблением основного канала передачи ценностей – семейного и школы – когда ещё не определено «ядро», как основа духовно-нравственного становления детей, подростков, наблюдается усиление тенденции к проявлению молодежью: самонаправленной жестокости, алкоголизма, наркомании, табакокурения, сквернословия, самоубийств и т.д., – то есть явления, которые характеризуются как осознанные и неосознанные, как стремления несозревшей личности к физическому и моральному саморазрушению. Программа «МОЯ СЕМЬЯ» – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Проблемный анализ. Результаты диагностики показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения поколению, утрачены. Большинство родителей (87%) видят смысл образования детей в духовном просвещении и воспитании. Поэтому необходимо восстановить, использовать и продолжить развивать отечественные педагогические традиции на основе трудов К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.В.Зеньковского, святителя Тихона Задонского, Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского , монахов Глинской пустыни и др., которые расширяют возможности отечественных педагогических традиций для обновления воспитания. Работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо строить на основе приобщения детей и родителей к доступным пониманию главных святынь и духовных ценностей России. Система ценностей, закреплённая в традициях, необходима для удовлетворения духовных потребностей, поиска жизненных целей, идеалов и высших ценностей. Духовно-нравственное воспитание осуществляется на основе уважения к старшим, ко всем членам семьи, родным, близким, способствует развитию основных способностей и является средством преодоления разобщенности между детьми и родителями в семье, между детьми в коллективе, между семьёй и школой, между человеком и традиционной культурой

Цели: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям; , чтобы на основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу. Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи: Становление духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Воспитание чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру .своему здоровью через компетентностный подход в образовании.

Пояснительная записка.

Программа по духовно-нравственному воспитанию разработана в соответствии с тематическими линиями, определёнными Примерным содержанием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Работа по воспитанию носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности восприятия мероприятий как родителями , так и учащимися.. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для воспитания учащихся основной школы: счастье – ценности жизни христиан. Программа содержит глубокую смысловую линию воспитания молодых людей в мире, любви к миру к Богу. В программе подчеркнуты основные вопросы работы с родителями. Программа рассчитана на 5 лет сотрудничества школы и семей учащихся. В ходе работы ценностная значимость семьи становится главной линией работы коллектива школы.

Этапы реализации программы.

Этап.

Задачи.

Основные направления деятельности.

Ожидаемый результат.

1.

Предварительный (организационный)

(6 мес.-1 г.)

 

– Определение основных целей, задач и перечня мероприятий по реализации программы;
– определение ответственных, исполнителей, сроков и ресурсов для ее реализации;
– организация мониторинга;
– методическое обеспечение хода выполнения программы.

– Определение группы участников реализации программы. Формирование информационного банка данных;
– выделение основных этапов направлений работы;
– подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей участников проекта;
– проведение общешкольного родительского собрания;
– диагностика знаний о духовно-нравственных ценностях;
– анализ учебных программ, планов, составление тезисов направления работы по программе , с учетом внеклассных занятий;
– пополнение учебно-методических ресурсов для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Будут определены группы участников реализации программы, определены их функциональные обязанности.
– организация работы по внедрению программы;
– методическая работа с педагогами по комплексному использованию программы;
– организационно-разъяснительная работа с уч-ся и их родителями;
– проведение учебно-методических семинаров-практикумов с родителями;
– диагностика результатов работы. Выходной контроль воспитанности обучающихся, уровня компетентности и удовлетворённости участников деятельности;
– изучение семей, их традиций, взаимоотношений;
– коррекция. Регулирование, направление деятельности.

С учётом диагностических данных будут использованы учебные программы, тематические планы и планы учебно-воспитательной работы, ориентированные на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
2.

Начальный (формирующий) (2 г., выполняется совместно с предвар. –организационным).

 

Осуществление инструктивно-методической работы с участниками программы;
– подготовка и выпуск презентационных материалов, посвященных реализации программы;
– осуществление промежуточного контроля, экспертиза проведения отдельных мероприятий программы.

– Учёба и самообразование участников проекта;
– реализация программы по блокам. Описание и обобщение опыта инновационной деятельности;
– регулярное информирование участников о ходе реализации программы;
– проведение консультаций, конференций по вопросам организации методического обеспечения воспитательной работы в школе.

На основе диагностических данных будут созданы новые и скорректированы апробированные методические материалы для реализации воспитательной модели.
3.

Основной (практический) (до 2 лет).

 

Реализация программы основного этапа работы;
– анализ достигнутых результатов и определение перспектив;
– обобщение и описание хода и результатов работы по программе.

– Обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами;
– итоговый анализ инновационной деятельности, подготовка методических рекомендаций и их последующая апробация.

Каждый ребёнок получит возможность укреплять и развивать своё здоровье, интеллектуально-творческий потенциал, сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация. Снизится уровень агрессивности, заболеваемости. Будет осуществлён анализ результатов инновационной деятельности.

4.

 

Аналитический (до 6 мес.).

 

– Анализ проделанной работы по реализации программы;
– формирование банка методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

 

Подведение итогов педагогической деятельности по реализации проекта;
– оформление и описание опыта работы над программой;
– изучение общественного мнения участников проекта о степени удовлетворённости работой по реализации программы и о дальнейшей работе по ней;
– презентация опыта и результатов инновационной деятельности в школе, районе.

– Будет проведён анализ педагогической деятельности в рамках проекта, подготовлены аналитические материалы по итогам реализации программы , сформирован банк методических разработок по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

5.

Итоговый (до 6мес.).

– Мониторинг влияния реализации программы на духовно-нравственное развитие обучающихся;
– подведение итогов и результатов, формулирование опыта.

– Подготовка методических материалов по результатам инновационной деятельности;
– будут подготовлены методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию, описан опыт работы и создана новая модель работы по формированию и развитию духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального развития обучающихся.

Планируемые результаты.

Школьники имеют представления:

– о семейных традициях;
– об особенностях семейных отношений;
– духовных и нравственных ценностях;
– о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
– знакомы с историей и культурой своей страны;
– умеют беречь и поддерживать красоту;
– проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
– верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
– стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

– сотрудничают в тесном контакте со школой и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
– воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
– являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу. Отечеству;
– понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Содержание программы.

Наименование блока

Задачи

Формы работы

1.

Шире круг. Наш союз.

Диагностика педагогов, обучающихся, их родителей о духовно-нравственных ценностях.

Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

– Тестирование;
– анкетирование;
– опрос;
– творческие работы;
– педагогические наблюдения;
– беседы.

2.

Как прекрасен этот мир. Красота Божьего мира.

Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

– воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

– формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии .

– Чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме;
– этические беседы;
– совместные экскурсии,
– часы общения;
– творческие работы;
– проекты;
– выставки;
– семейные чтения;
– семейные посиделки.

3.

Я в мире, мир – во мне. Мир и христианская семья.

– Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
– воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
– расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
– повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся к духовному росту, к высшим духовным ценностям;
– организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся;
– знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа

– Беседы;
– часы общения;
– классные часы;
– семейные праздники;
– посиделки;
– походы;
– дни именин и дни рождения;
– совместные выставки;
– творческие встречи;
– индивидуальные консультации;
– дни открытых дверей;
– практикум для родителей и т.д.

4.

Здоровый образ жизни.

– формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
– профилактика вредных привычек;

На примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.

– Совместные прогулки;
– кроссы;
– спортивные соревнования;
– праздники;
– беседы-практикумы;
– походы;
– эстафеты;
– турниры;
– акции;
– встречи;
– Дни здоровья и т.д.

5.

Учёба и труд рядом идут.

Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;
– воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;
– формирование единства знания и духовности, направленного на благо человека, Отечества.

– Организация самообслуживания;
– беседы;
– конкурсы;
– встречи с интересными людьми;
– деловые игры;
– ролевые игры;
– выставки и др.

6.

Я – гражданин России.

Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;
– знакомство с изменениями в общественно-политической жизни
страны, развитие чувства патриотизма;
– развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям;
– поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
– проведение родительских собраний.

– \Экскурсии в храмы монастыри, музеи;
– знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;
– встречи с ветеранами войн;
– уроки мужества;
– этические беседы;
– встречи с семьями;
– линейки, классные часы;
– КТД;
– конкурсы, сочинения;
– обсуждение фильмо

Презентация к программе.

Приложение к програаме.

Литература

  1. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

  2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1988.

  3. Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/

  4. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. http:5 ballov.qip.ru/

  5. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М. «Педагогика», 1988.

  6. Журналы «Классный руководитель».

  7. Журналы «Образование школы».

  8. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.

  9. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М.1996.