Знакомим дошкольников с их правами

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Декада правовых знаний, посвященной принятию Международной Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка в дошкольном отделении “Ассоль” ГБОУ СОШ № 10005 “Алые паруса”

Были проведены консультации и даны методические рекомендации для родителей в подготовительной группе № 2 “УЛЫБКА” воспитателем: Зверевой Лидией Владимировной.

Список группы № 2

  1. Абаляев Филипп
  2. Аргунова Вика
  3. Балан Ксения
  4. Вохонцева Вера
  5. Власенко Гриша
  6. Верная Вероника
  7. Годицкая Александра
  8. Галле Мила
  9. Дзгоев Руслан
  10. Ермишин Никита
  11. Кисилев Анатолий
  12. Карсанова Ксюша
  13. Курчицкий Паша
  14. Литвинова Вика
  15. Мелешкин Артем
  16. Максимова Настя
  17. Мирошников Максим
  18. Морозова Карина
  19. Морозова Ангелина
  20. Павлова Катя
  21. Руденко Лиза
  22. Суворова Виктория
  23. Смирнов-Якушев Коля
  24. Соколов Вячеслав
  25. Трегубов Игорь
  26. Шембургская Вика
  27. Шмелев Степан
  28. Петухова Саша

С детьми были проведены беседы, все занятия проходили в игровой форме

“Дети мира невинны, уязвимы и зависимы” Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты, развития детей.

Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения и в обществе.

Институт семьи и права становится все менее популярен. Растет число неполных семей. Снижается воспитательный потенциал семей. Наблюдается тенденция к увеличению числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных детей, детей улиц, “социальных сирот”- то есть сирот при живых родителях.

Кроме того, сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления.

В чем же причины нарушения прав ребенка? Не в отсутствии или недостаточности законов, а в недостаточном использовании правовой базы, правоприменении.

Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Понимая, что дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации?

В каждом возрастном периоде онтогенеза ребенку необходимо предоставить полный объем материальных и иных благ, которые требуются для жизни и развития.

Проблема охраны детства условно рассматривается в двух направлениях:

Социально – правовое включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого – педагогическое предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.

На протяжении прошедшего столетия были приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

  • 1924г. – в рамках лиги Нации принята Женевская декларация прав ребенка.
  • 1948г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
  • 1959г. – Декларация прав ребенка.
  • 1989г. – Конвенция о правах ребенка.
  • 1990г – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  • В 1990г. в нашей стране в рамках Конвенции прав ребенка ребенок стал рассматриваться не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция прав ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения между ребенком и взрослым на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту ребенка от всех форм жестокого обращения;
  • права на охрану здоровья;
  • защиту его прав на образование;
  • права на игру;
  • права на сохранение своей индивидуальности.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В “Комментариях к Закону “Об образовании” четко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая и необоснованная критика. Американский исследователь Н. Полански доказал, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья, находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым.

Конвенция о правах ребенка определяет, что “каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства и взрослые должны обеспечить “право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития”.

Статьи 28-29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ прав ребенка. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями. Защищать права ребенка призвано инструктивнометодическое письмо Мин. Образования “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения” от14.03.2000г., в котором четко указывается нормы реализации программ воспитания и обучения детей в условиях ДОУ.

Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, позволили установить, что для развития личности ребенка – дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований возраста (это целенаправленная деятельность, произвольность, воображение) особое место принадлежит игре. Игра позволяет моделировать человеческую деятельность, межличностные отношения и, впоследствии, полноценно развивать личность ребенка.

“Государства – участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности”. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать сохранить и развивать этот великий дар природы.

Итак, обеспечение прав ребенка требует комплексного взаимодействия как представителей ДОУ, так и родителей воспитанника. Очень важно четко организовать деятельность всех структурных подразделений. Главной в этой работе не эпизодичность, а система и последовательность. Организатором всей деятельности является заведующий дошкольным образовательным учреждением. Именно он координирует работу, осуществляет контроль за соблюдением прав детей. Педагог же – это главное действующее лицо всей работы. От его личной позиции, культуры и понимания вопроса зависит соблюдение прав ребенка в образовательном учреждении, а во многом и в семье

В целом, первостепенным является необходимость понимания проблемы и отношение к данному вопросу как членов педагогического коллектива, так и родителей.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации - советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.

У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. Многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический, недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека.

Результаты анкетирования родителей группы показали недостаточные знания родителей о правах ребенка, затруднения в выборе средств. Из 20 человек опрошенных 38% не знают правовых документов, в которых установлены права ребенка, 38% затрудняются в формулировке прав, имеющихся у ребенка. Практически все родители применяют наказания к своему ребенку, как они считают - в целях воспитания.

Жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Сейчас на защиту прав и достоинств маленького ребенка могут встать дошкольные образовательные учреждения.

Для того, чтобы педагоги дошкольных образовательных учреждений могли в своей работе с детьми и родителями реализовать идеи Конвенции о правах ребенка в полной мере, потребовалось проведение специального исследования во многих странах мира, которое осуществлялось на средства и при участии UNICEF (ЮНИСЕФ) - Детского фонда Организации Объединенных Наций.

В законе РФ “Об образовании”, семейном кодексе РФ определены обязанности родителей, педагогов, образовательного учреждения в вопросах образования и воспитания. Они являются равноправными участниками образовательного процесса, следовательно, их педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.

На основе анализа имеющейся современной педагогической литературы, программ можно отметить, что содержание правового воспитания детей старшего дошкольного возраста достаточно разработано, имеется такая методическая литература, как: “Беседы об ответственности и правах ребенка”, “Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка”, “Беседы о правах ребенка”, “Знакомим дошкольника с конвенцией о правах ребенка”, и другие. Но недостаточно разработаны рекомендации для воспитателя, формы и содержание работы с родителями старших дошкольников работу по правовому воспитанию детей, отсутствуют рекомендации воспитателям для проведения такой работы.

Таким образом, существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы воспитателя и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработанных методических рекомендаций по реализации прав ребенка на защиту и помощь в семье.

Проблема: определить комплекс мероприятий с рекомендациями по взаимодействию с родителями, направленных на реализацию права ребенка, на защиту и помощь.

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение других. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей. Их беспокоят непослушание конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников.

Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Жизнь, здоровье, будущее ребенка зависит от родителей и от взрослых , его окружающих, от мира на земле, от экологического состояния планеты.

Если раньше система общественного воспитания снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка на детский сад, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят, о нем заботятся!

Моя задача как педагога состоит в том, чтобы не оставаться равнодушной и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка, обеспечить в процессе общения ребенка с родителями:

- чувство психологической защищенности;

- доверие миру;

- эмоциональное благополучие;

- формирование личностной культуры;

- развитие индивидуальности.

Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с педагогами, с детьми, с родителями. Мною использованы формы и методы работы по охране прав ребенка. В своей работе я провожу занятия, дискуссии, анкетирование для родителей, дидактические игры и упражнения. Использую в своей работе художественную литературу (стихотворения, пословицы, поговорки). Мною дана консультация на тему: “Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания”.

Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

План работы с родителями по правовому воспитанию:

Октябрь

  • Дискуссия "Защитим наших детей от..."

Февраль

  • Консультация "Переживания детьми дошкольного возраста физического наказания"

Март

  • Родительское собрание "Защита прав и достоинств маленького ребенка"

Апрель

  • Оформление памятки "Советы родителям"
  • "Семь правил взрослых"
  • Организационно-просветительская работа с родителями

Содержание работы

Сроки проведения

1. Подготовка нормативно-правовых документов по проблеме охраны прав детей

Сентябрь

2. Организация информационного стенда в каждой группе детского сада “Правам ребёнка посвящается”

Октябрь

3. Анкетирование:

- Хорошие ли Вы родители?

— “Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребёнку?”

— “Охрана прав и достоинств ребёнка”

Октябрь. Апрель.

4. Организация в детском саду:

- библиотеки

В течение года

5. Индивидуальная работа с семьёй

В течение года

6. Комплексный мониторинг по проблеме жестокого обращения с детьми

Март

7. Творческая гостиная педагогов и родителей “Как любить ребёнка”

Декабрь

8. Групповая дискуссия “Наказывая, подумай: зачем?”

Январь

9. Оформление рекомендаций по изучаемой проблеме

В течение года

10. Родительское собрание, знакомство родителей с положением “Конвенция о правах ребёнка”, “Семейный кодекс РФ”.

октябрь

11. Родительское собрание “Нарушение прав ребенка в нормальных семьях”

февраль

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми по правовому воспитанию.

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны правового воспитания ребенка.

Необходимо подготовить для родителей письменную консультацию об их конституционных правах и обязанностях, поместить ее в родительский уголок. Предложить для родителей почтовый ящик "Ваш вопрос - наш ответ". Где родители смогут задать вопросы конфиденциального характера и получать ответ педагога, руководителя, специалистов, родительского комитета, психолога или врача. А также можно провести презентацию детской литературы по правовому воспитанию, рассказать о том, как можно доступно объяснить детям их права и обязанности.

Постепенно родители станут полноправными участниками образовательного процесса. Родители будут принимать активное участие в создании предметно-развивающей среды.

Интересная и плодотворная такая форма работы, как семейный клуб. В клубе педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники, как субъекты совместной деятельности. Именно совместная деятельность детей и взрослых обеспечивает развитие личности ребенка.

Таким образом,

• Все выше перечисленная работа поможет воспитателю установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;

• Поможет оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;

• Родители станут полноправными участниками образовательного процесса, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;

• Взаимодействие родителей с детьми все больше приобретает личностно-ориентированный характер;

• Дети будут комфортно чувствовать себя дома и в детском саду.

За время исследовательской работы было проведено анкетирование родителей по знанию правовых документов и защите прав ребенка, размещена стендовая информация в родительском уголке, и проведены беседы, составлен план работы по правовому просвещению родителей в соответствии с перспективным планированием работы воспитателя со старшими дошкольниками.

Подводя итоги, можно отметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН. Продукт моей работы -достигнут, дети поняли материал.

Список используемой литературы.

  1. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/library/prava-rebenka
  2. Усачев А. Приключения маленького человека:Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых Повесть-сказка 1997, 95с.
  3. Будякова Т. О праве ребенка на честь и достоинство. Дошкольное воспитание 2004г. №3 с. 19-20
  4. Бутусова С. Собрание на тему “Родителям о правах ребенка”. Дошкольное воспитание 2003г. №9 с. 56-57.
  5. Все - на защиту детства! О работе Российского детского фонда. Пока не поздно. 2009 №16 с. 2
  6. Забота о детях-сиротах и детях-инвалидах
  7. Рыбаков В. Воздух сиротства // Семья и школа 2005г. № 11 с 22.
  8. Голуб Н.В. Российская семья и ее проблемы. Школьная библиотека 2008г. №2 с 20-22.