Занятие по внеурочной деятельности клуба "Почемучки". 1-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 1


Цель занятия: Знакомство с русской традицией Встречи Весны через произведения устного народного творчества.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и понимать друг друга. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Задачи занятия:

  1. Познакомить с первыми признаками весны через работу над пословицами, загадками, закличками с выполнением практического задания.
  2. Развивать наблюдательность и познавательную активность.
  3. Воспитывать эстетическое отношение к русским народным традициям.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивацион-ный этап (1-2 минуты) – Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.   Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. Личностные УУД:

Ценить и понимать друг друга. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других.

2. Этап актуализации знаний (5–6 мин) (Звучит спокойная музыка, учитель говорит под нее.)

– Долго длится зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.

Учащиеся слушают и смотрят на 1 слайд с темой “Весна, весна и все ей рады…”

Ответы детей: об обрядах в старину

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, участвовать в работе группы.

А) Сообщение темы и цели. Наступает весна, но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали обряд.
– Как он называется?
Этот обряд называется “Закликание весны”.
Сегодня и мы будем встречать Весну, рассказывая о ней стихи, петь песни – заклички, призывая ее поскорей растопить зимний снег.
Предположение детей о том, как может называться такой обряд.  
Б) Выступление детей (Звучит музыка Закличка “Весна-Красна”) Выходят дети и читают стихи о Весне.

1-ый ученик.

Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!

2-ой ученик.

Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила.

3-ий ученик.

Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла.

 
3. Этап открытий новых знаний. (20 мин)

А) Постановка проблемы.

Б) Вводное слово учителя.

– Этот обряд справляли 22 марта.
– Почему именно этот день выбрали?
22 марта день весеннего солнцеворота. В старину говорили “Солнце на лето, зима на мороз”. С этого момента день становится длиннее, а ночь короче.
(Учитель одевает на голову платок и завязывает фартук, имитируя, как могли хозяйки стряпать).
– В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной и овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.

Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову.

Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму.
(Звучит музыка “Проводы весны”, входят родители в роли Весны и Зимы.)

Весна.
С Весной Зимушка повстречалася,
О, здоровьице, все справлялася.
Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима.
Бью челом тебе, Весна теплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня – Зимушку – проклинают все?

Весна.
Потому что ты – больно лютая
И холодная и голодная.
Я же теплая и приветливая.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?

– А что чтобы ей было легко уходить, ребята, проводим зиму песней.
– А ты, Весна, останься с нами. (Весна остается в классе вместе с детьми, Зима уходит)

Предположения детей о том, как они понимают, что такое солнцеворот.

Учащиеся смотрят сценку “Весна и Зима повстречались”.

Учащиеся поют песню “Весняночка”.

Познавательные УУД: систематизировать информацию, выбирать нужную информацию, умение формулировать определение.

Коммуникативные УУД: распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Личностные УУД: владеть языковой культурой.

 

– К нам Весна шагает,
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами…

– Ребята, а по каким признакам мы узнаем, что пришла весна?

Ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева “Зима недаром злится…”

Зима недаром злится –
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон.
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Коммуникативные УУД: формирование монологической речи.
В) Просмотр мультфильма “Весенние мелодии”. (Просмотр фрагмента мультфильма “Весенние мелодии…”) Ответы детей о весенних признаках. (День становится все длиннее, солнце ярче светит,…) Регулятивные УУД: план выполнения задания, самоконтроль.
  – Какие приметы весны вы еще увидели? Ответы детей о прилете птиц. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников.
Г) Работа с загадками. – Верно, об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. “Сорок сороков птиц летят, весну несут”, – говорили крестьяне.

Сбирались птицы, сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы, садились певчи
Рядами, рядами.
– Угадайте, что за птицы были?

Отгадав мои загадки, вы ответите на вопрос, какие птицы являются вестниками весны?

– Молодцы!

Дети смотрят слайды с загадками о птицах.

1. Черный, проворный, кричит “крак”, червякам враг.

2. Мы ждём вас из далёких стран.
Для гнёзд построим вам дворцы
И будем слушать по утрам,
Как весело поют …

3. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворенья!

Ответы детей. (Грач, скворцы жаворонок)

 
Д) Слушание музыки

Е) Выполнение практической работы.

– Больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Прислушайтесь. (Звучит музыка “Трель жаворонка” Кто поет? Это поет жаворонок.
– 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста – жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой.
А мы попробуем слепить птичку-жаворонка из соленого теста.
(Вспомним правила техники безопасности.)
(Работа под музыку “Трель жаворонка”.)
– Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну-красну поскорее прийти на землю.
Какие песенки – заклички вы знаете?
– Возьмем своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь песенку-закличку “Жаворонушки”.
– Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами. И весна будто откликалась на зов людей – пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества – солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода – круг………………………..
Учащиеся слушают музыку “Трель жаворонка”. Смотрят слайд с изображением жаворонка.
Учащиеся работают с соленым тестом. Лепят жаворонков.
Ответы детей о том какие заклички о весне они знают.
(Группа девочек поет закличку “Жаворонушки”)
– Чувиль, виль, виль жаворонушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Лето теплое, Весну красную -
Нам зима надоела, весь хлеб переела.
Весна-Красна, на чем пришла?
На кнутике, на хомутике?
Чувиль, виль, виль жаворонушки…

Учащиеся демонстрируют в своих руках слепленного жаворонка и поют закличку “Жаворонушки” уже все вместе.
– Чувиль, виль, виль жаворонушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Лето теплое, Весну красную -
Нам зима надоела, весь хлеб переела.
Весна-красна, на чем пришла?
На кнутике, на хомутике?
Чувиль, виль, виль жаворонушки…

Звучит песня “Весну пора звать…”. Дети водят хоровод под музыку.
Ответы детей.
Регулятивные УУД: умение выполнять самостоятельно работу, организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Коммуникативные УУД: умение выполнять индивидуально учебные задания.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном действии.

Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении.

Рефлексия. (5-7мин) – Вспомните цель, поставленную в начале занятия.
– Сегодня мы отмечали день встречи весны.
– По каким признакам мы узнаем, что наступает весна?
– Какую птицу мы слепили? Почему именно ее?
(Обращение к весне) Мы рады, что ты осталась с нами.
Весна: Спасибо, ребята, что вы меня так радушно встречаете, я благодарю вас и оставляю вам этих жаворонков…………………………
(Вручается тарелка с испеченными из теста “жаворонками”)
– На этом наше занятие закончено.
Ответы детей о том, что они встречали и закликали Весну.
Дети называют признаки наступления весны.
Ответы детей о том, что жаворонок является первым вестником весны.