Традиционная одежда кубанских казаков

Разделы: История и обществознание


Тип: занятие-практикум/

Цели:

  • формирование представления о материальной культуре Кубанского казачества, ознакомление с особенностями традиционного кубанского костюма;
  • формирование художественного вкуса учащихся, углубление эстетических познаний о народном декоративно-прикладном искусстве;
  • формирование умений, связанных с приемами декоративной работы;
  • формирование умений работы в группе;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, социализация личности;
  • развитие понимания причинно-следственных связей, самостоятельного логического мышления учащихся

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • экспонаты школьного музея

Зрительный ряд:

  • мультимедийная презентация «Модный альбом»;
  • цитаты из литературных произведений

Музыкальный ряд: песни И.Вараввы в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора/

\Материалы:  бумага, образцы ткани, фото элементов казачьего костюма, ножницы, клей

Итог:  выпуск «Модного альбома»/

В глазах своих вижу я зелень полей.
Живет на Кубани мой славный народ.
Мне кроме Кубани земли нет милей
И ближе, чем славный, казачий мой род!
В глазах своих вижу колосьев лучи,
Храни меня вечно, мой свод голубой.
Кубань – моя мать!
Как объятья твои горячи!
Кубань, мне вовек не расстаться с тобой!

                                                                 Татьяна Моржова

img1.jpg (279498 bytes)

Организационный момент (Презентация, слайд 1)

Слово учителя (слайд 2)

Кубанское казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков, переселившихся на Кубань, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего Дона. Поэтому, одежда кубанских казаков формировалась под влиянием южнорусских, украинских и соседних горских традиций. На нее влияли воинский быт казачества, климатические условия, народные вкусы и представления, развитие городской моды.

Учитель: комментарий слайдов презентации  (слайд 3)

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам:
конные казаки носили синие широкие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета, сапоги. Зимой – высокую меховую шапку с красным верхом, шаровары, полушу­бок.

(слайд 4)

Данные элементы стали основой повседневной одежды кубанских казаков:

(слайд 5)

Рубаха – основа казачьего костюма.
Рубаха шилась длинной, почти до колен, с прямыми рукавами, которые вшивались с прямоугольной вставкой под мышками. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи –  «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов – мережку. Затем стали носить рубахи двух видов – русскую и бешмет.

Русская рубаха заправлялась в шаровары, бешмет носился навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.

(слайд 6)

Шаровары шили на очкуре (шнурке), поскольку застежки из пуговиц и крючков не выдерживали джигитовки. Изобретение шаровар приписывают скифам. За столетия покрой их не изменился: это широкие – очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних скифских курганах, были такими же, какие носили казаки.

(слайд 7)

Существовало большое разнообразие сапог – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком.
Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги.

(слайд 8)

Чирики – туфли-галоши надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары.
Носили и башмаки (черевики) – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак – телёнок).

В качестве верхней одежды казаки носили кожухи – шубы с запахом и короткие полушубки.

Кожухи нагольные – это непокрытые материей овчинные шубы. Были кожухи волчьи, лисьи, и даже собачьи. Нередко встречались байбараки (шубы) – кожухи, крытые сукном. У Антона Головатого была " шуба лисья под зеленым сукном с золотыми петлями", "шуба волчья под красным сукном с золотыми петлями".

(слайд 9)

Также издавна предпочитали архалук – "спиногрей" – нечто среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном.

(слайд 10)

Ученик:

Казак ехал за Кубань,
Приубрался – выйди, глянь!
Сам он бравый,
Конь буланый, –
Хоть куда казак!

Его жинка молода
Отворяла ворота
Рядом ставши,
Повод взявши, –
Крепко обняла.

Набил люльку тютюном,
На коня взлетел вьюном:
Пыль степная
Понеслась –
Поскакал казак.

Учитель: В стихотворении И. Вараввы нарисована бытовая сценка из жизни кубанского народа. Поэт любуется бравым казаком, говорит, что он «приубрался» перед очередной вылазкой за Кубань. Давайте попробуем представить себе, как он был одет.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей "справы", т.е. снаряжения за свой счет. Казака "справляли" задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: "Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом – я боле перед богом за тебя не ответчик".

Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому.

Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войск: шаровары, бешмет, мундир в виде чекменя или черкески, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

(слайд 11)

В старинной казачьей песне есть такие слова:

Ученик:

Не во бурочке, только во черкасочке
У ней полы были заткнуты
Рукавички в ней призасучены
Горелочек только на откидочку
Усмотрела его родна матушка
«Не мое ли дитя в поле, как пьян шатается
Не в острое ли копье опирается
Кровавой своей полой утирается».

Горелочек – воротник
Черкасочка – казачье старинное название черкески.

Учитель: (слайд 12)

Черкеска

Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку.
(слайд 13)
Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет – нижняя рубашка самых разных расцветок.
На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. "Газырь" в переводе означает "готов". Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению – это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками, наборный пояс.
Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от "количества" серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.
Бекирка (по имени терского казака Бекира Тургиева) – зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса.
Бечераховка (по имени казака Бечерахова из станицы Ново-Остикской) – черкеска с воротником и карманами вместо газырей.
(слайд 14)
(слайд 15)

Бурка

Верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета – "бурый". Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно, наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки, надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.
В известной казачьей песне о бурке говорится так: "Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель".
Дешевле бурок был серяк – одежда для походов, непогоды – шился из грубого толстого сукна, обычно серого или коричневого цвета. Серякам аналогичны  киреи, но они встречались редко.
(слайд 16)

Головным убором казаку служила папаха – барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки еще в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов.
На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.
Папахи казаков различных войск отличались по форме, цвету меха и донца.

(слайд 17)

Башлык – капюшон,  издавна существовавший как самостоятельный головной убор. Это слово произошло от тюркского "баш" голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи.
Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы и перебросив через плечо.

(слайд 18)

Ученик: Образ женщины-казачки наиболее выразительно отражен в песне далекого прошлого:

Кто вечернею порою
За водой бежит к реке
С распущенной косою
С коромыслом на руке?

Ясно вижу взор казачки,
Брови лоснятся дугой,
На груди неугомонной
Кудри стелятся волной,

Стан роскошный к упоенью
За собой манит во след.
Вот мелькнул и в отдалении
Скрылся шелковый бешмет.

Раздалася огневая
Песня звучная родная,
Песня Родины святой.
Это ты, моя землячка,

Узнаю твои черты,
Черноокая казачка
Чудо нежной красоты.

Учитель: (слайд 19)

В повести «Казаки» Л.Н.Толстой писал: «Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую – татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни».

(слайд 20)

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева.

(слайд 21)

Повседневная одежда казачек:

(слайд 22)
(слайд 23)
(слайд 24)

длинная исподняя (нижняя) рубаха с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом;

(слайд 25)

несколько юбок (поверх рубахи): нижняя ситцевая, затем холщевая (сотканная из конопляных ниток) и одна или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. Шили их первое время из 5-6 прямоугольных кусков материи и продергивали через них шнур – очкур. Потом появились "кошеные" юбки, плотно облегающие фигуру.
Верхнюю одежду казачки вышивкой не украшали, приговаривали: "Мы ж казаки!" А вот низ рубашки ("подставки"), который был, как правило, из домотканого полотна, вышивали красными и черными нитками.
В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отделкой.

(слайд 26)
(слайд 27)

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шились кофты, имевшие различное название в зависимости от покроя.

(слайд 28)

Кираса – праздничная кофта, плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц, которую носили только молодые женщины.
Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее.
(слайд 29)

Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Гусарка – короткая, немного ниже талии, кофта, имевшая на груди широкое украшение из шнурков.

Матене – кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.

(слайд 30)
(слайд 31)

"Парочка" (юбка – кофта) (распр. со 2-й пол. XIXв.) – в богатых семьях шилась из шёлковых или шерстяных тканей, а в бедных – из ситца. Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.
Юбок надевали несколько: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан брызжу, отделанный лентой, полоской кружева, плиса.

(слайд 32)
(слайд 33)

Важный элемент костюма казачки – головной убор.

Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – "колпаки".

(слайд 34)

"Файшонки" (от нем. слова "файн" – прекрасный). Носили в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку – шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок.
Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. В те времена бытовала поговорка: "У хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не выйдет". На шлычку женщины летом надевали легкие шелковые или ситцевые платки, зимой – тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.

(слайд 35)

Специальной свадебной одежды не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму, казачки – праздничную "парочку", юбку и кофту светлых тонов с мелким рисунком или розовое, голубое, бежевое платье.

(слайд 36)

Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани играло полотенце – рушник. Держась за полотенце, жених и невеста шли венчаться в церковь. На рушник ставили свадебный каравай. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами молодых. Полотенцами перевязывались различные свадебные чины (сваты, дружок, дружка). Почти все свадебные полотенца богато украшены на концах кружевом ручного плетения.

(слайд 37)

Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; ее уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь, она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека!
Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.