Окрытый урок "Техника изготовления декоративного европейского деревца Топиарии"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель занятия: знакомство с  историей топиарного искусства в виде декоративного Европейского деревца – Топиарии, современное оформление и изготовление декоративного флористического деревца.

Задачи занятия:

  • Образовательные:
    • выявить имеющиеся у детей знания о топиарных деревьях;
    • дать обучающимся представление об истории топиарного искусства;
    • познакомить с разнообразными природными и флористическими деревьями.
  • Развивающие:  
  • развивать чувства цвета и гармонии, фантазию и зрительное воображение, формировать художественное видение;
  • развивать мелкую моторику пальцев и рук.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
  • воспитать у детей дружеское отношение друг к другу, умение тесно работать в коллективе.

Возраст обучающихся: 10-14 лет

Продолжительность занятия: 45 мин.

Форма организации занятия: групповая.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер-ноутбук
  • фотоаппарат
  • экран +проектор
  • ветки толстые
  • алебастр
  • ножницы, нож
  • клей ПВА
  • термописталет + силиконовый клей
  • оазис
  • сухоцветный материал
  • секатор
  • горшочек
  • детские флористические работы
  • аксессуары декоративные

Структура занятия

I. Организационная часть (3 мин.) Приветствие. Подготовка рабочего места.
II. Основная часть (35 мин.) 1. Теоретическая часть (10 мин.) 1) Беседа об истории топиарного искусства в виде декоративного Европейского деревца.
2) Рассказ о современном оформление и изготовление декоративного флористического деревца, правила работы с сухоцветом и уход за изделиями из них;
3) Наглядная демонстрация  различных видов оформления Европейского деревца, показ презентации,  показ приемов рациональной работы с материалом, разнообразные способы декорирования деревьев цветами, лентами, бусинами и другими аксессуарами.
2. Практическая часть (25 мин.) 1) Инструкция по технике безопасности
2) Изготовление декоративного Европейского деревца.
III. Заключительная часть (7 мин.) Подведение итогов, уборка рабочего места.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть

Дети проходят в кабинет и садятся за стол.

– Здравствуйте ребята!  Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.

Проверка завершённости работы с прошлого занятия.

II. Основная часть

1. Теоретическая часть

– На прошлом занятии я давала вам задание вспомнить виды деревьев, которые вы встречаете по дороге в центр, школу. Расскажите об этом.  (Дети отвечают)
– А какой формы деревья вы видели сегодня по дорого на занятие? (Дети отвечают)  
– Сегодня вы познакомитесь с новым, необычным для вас видом деревьев – Топиарии.  Мы сегодня с вами узнаем историю Топиарного деревца. Вам наверно интересно будет узнать, что собой представляет такое дерево?  

Демонстрация слайдов с №1-7 «Разновидности топиарных деревьев».

– Само слово топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius – садовник ландшафтного орнамента.
Топиарами называют зеленые скульптуры для оформления садовых ландшафтов.
Топиарное искусство (от англ. top – вершина) – изменение естественной формы растений путем фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантазийных форм. Английское слово «topiary» восходит к латинскому «topiarius» – садовник, а оно, в свою очередь, образовано от «topia» – декоративное садоводство. В классическом понимании топиарное искусство – это геометрические, фантастические или природные формы , выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону или на глаз.
Ребята так, что же обозначает слово Топиарус? (Дети отвечают)
Топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.
Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.
А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Сегодня мы попробуем с вами  сделать Топиарные деревце.
Вы знаете, что топиарии  еще называют "Европейским деревом" и "Деревом счастья"! Декоративные флористические деревья – один из самых эффектных способов украшения интерьера.  Очень хороший выход для тех, кого не "любят" комнатные растения. Это очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна), но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.
– А у вас дома есть комнатные декоративные деревья?  (Дети отвечают)
– Их разнообразие по форме, цвету и фактуре оживляют ваш интерьер дома?  Что они вносят в ваш дом? Что они вам  доставляют вам? (Дети отвечают)
– Получить в подарок  красивое декоративное деревце – значит привлечь счастье, удачу и достаток в свой дом!
– А сделать его совсем несложно. И для этого вовсе не обязательно выращивать специальные топиарные культуры и обучаться премудростям стрижки растений.
Декоративные топиарии можно создавать из самых различных материалов, как природных, так и декоративных: цветов (живых и искусственных), ракушек, камней, сухоцветов, листвы, кофейных и прочих зерен, бумаги, прочих декоративных элементов, даже конфет… Пространство для фантазии не ограничено, и все зависит лишь от того, что вы задумали.
Сегодня я вам продемонстрирую это европейское деревце-Топиарий, которое мы сегодня с вами сделаем. (Наглядно демонстрирую деревце)

2. Практическая часть

Техника безопасности

– Помните ребята, что секатор, нож и ножницы надо передавать кольцами и рукоятью вперед, не класть на край стола, не делать резких движений, не держать острием вверх, в нерабочем положении концы должны быть сомкнуты и по окончании работы убрать их на место. Работая с термопистолетом, держим его за рукоять и плавно нажимаем на рычаг, тем самым выдавливая клей. Будьте осторожны, не делайте резких движений и не дотрагивайтесь до кончика носика пистолета, т.к. можно обжечься. В нерабочем положении термопистолет должен стоять на специальном поддоне.

Создаем декоративное Европейское деревце – Топиария

– Обратите внимание, у вас на столе много разнообразного материала. Рассказываю, как называется материал, который мы должны использовать для изготовления декоративного деревца. Далее наглядно демонстрирую презентацию по изготовлению декоративного Европейского деревца-Топиария.

Слайд 8. Описание используемых материалов.
Слайд 9. Отмеряем ветку для ствола и выстригаем нужный нам размер.
Слайд 10. Замешиваем с водой клей ПВА и алебастр до однородной консистенции.
Слайд 11. Выливаем однородную массу алебастра в горшочек и монтируем ветку по центру основы до полного высыхания.
Слайд 12. Из флористического оазиса вырезаем ножом куб.
Слайд 13. Начинаем обрезать оазис формируя из куба форму шара.
Слайд 14. Закрепляем шар на стволе намечая отверстие для дальнейшего вклеивания оазиса к стволу.
Слайд 15. Декорируем алебастр в горшочке, вклеивая декоративный мох.
Слайд 16. Каждый элемент по кругу вклеиваем от центра шара.
Слайд 17. Чередуем сухоцветный материал и аксессуары по кругу шара.
Слайд 18. Вклеиваем сухоцветный и декоративный материал плотно друг к другу.
Слайд 19. Декоративное Европейское деревце ГОТОВО!!!

III. Заключительная часть

Подводим итог выставкой работ детей.

– Давайте посмотрим, как каждый из вас оформил свое дерево счастья. Обсуждение.
– А кому вы решили подарить созданное вами дерево или вы решили украсить деревцем интерьер в своем доме? (Дети отвечают)
– Мне хочется узнать, что особенно вам запомнилось на сегодняшнем занятии? (Дети отвечают)
– А вы сможете, дома также изготовить декоративное Европейское деревце большего размера, применив полученные сегодня знания? (Дети отвечают)
– Наше занятие подходит к концу. Давайте приведем в порядок наше рабочее место.
– Ребята, вам было интересно на занятии? (Дети отвечают)
– И мне тоже было с вами интересно. Я буду очень рада видеть вас снова. До свидания.

Список используемой литературы

  1. Журнал «Садовод»  2013.
  2. Иоханнес Иттен Искусство цвета   М., Д. Аронов, 2004.
  3. Иоханнес Иттен Искусство формы М., Д. Аронов, 2004.
  4. Брикелл К. «Обрезка и формирование деревьев и кустарников». Пер.с англ. М. С. Романова Издательство: АСТ, 2006.
  5. Лекции курса Древоводство и Ландшафтный дизайн МГУЛеса.
  6. Лекции постоянного семинара педагогов-флористов в МГЦДЮТ.
  7. Современные ИКТ ресурсы.