Цель: углубить знания обучающихся о раннецветущих растениях нашей местности.
Задачи:
- сформировать у обучающихся ценностное представление о раннецветущих растениях;
- развивать познавательный интерес к жизни растений весной;
- воспитать у обучающихся бережное отношение к природе;
- изготовить листовки в защиту первоцветов.
Метод проведения: словесный, игровой, наглядно-образный.
Возраст детей: 9-10 лет.
Оборудование: мультимедиа проектор, иллюстрации первоцветов, раздаточный материал (канц.товары)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный этап
1.1 Организация начала занятия
1.2 Созданиe психологического настроя на учебную деятeльность, активизация внимания
2. Подготовительный этап
2.1 Сообщeние темы, цели, задач учебного занятия.
2.2 Мотивация учебной деятельности обучающихся.
(Приложение 1. Слайд № 1)
Вступительное слово педагога. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на занятии присутствуют старшие ребята, которые будут помогать нам) .
(Слайд № 2)
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
(Слайд № 3)
– Звeнят ручьи, галдят птицы, трещит на реке
лед… Всё заполнил весенний шум, поднялся до
самого чистого голубого неба. Оживает природа,
зацветают деревья и кустарники, а затем
появляются нежные первоцветы – как символ жизни,
света и тепла.
И, кажется, что вовсе не с юга приходит весна, а
рождается здесь под снегом, и выходит на свет
каждый раз новой и неповторимой.
(Слайд № 4)
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем
говорить? (Ответы детей)
– Молодцы, правильно – о ПЕРВОЦВЕТАХ (Слайд № 5)
– небольшой группе цветов, которые появляются
первыми после долгой холодной зимы. А вы знаете,
что о них сложены легенды и предания.
(Читается стих, один из старших ребят)
(Слайд № 6)
У занесенных снeгом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, сильно припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цвeтку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора.
И вылез. А кругом все тихо…
Соседей нет. Он первый здесь.
Его увидeла зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела:
Уж больно тонок ты, дружок.
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки,
Опять зима, а не весна.
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую склоня,
Сказал: «Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!»
Педагог: Сегодня мы поговорим о первоцветах, которые растут в наших краях.
3. Викторина «Знаeте ли вы первоцветы?»
На экране поочерёдно показываются рисунки или фото первоцветов, ребята называют их названия и рассказывают все, что знают о них. Если не знают, то рассказведет педагог или старший из учеников (Приложение 2)
(Слайды № 7, 8)
Сон трава
(Слайды № 9,10)
Мать и мачеха
(Слайды № 11,12)
Медуница
(Слайды 13,14)
Ландыш
(Слайды № 15,16)
Калужница
(Слайды № 17, 18)
Калужница
Педагог: Молодцы ребята вы знаете много первоцветов. Мне очень понравились ваши ответы…
(Слайд № 19)
Педагог: Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Стебелек ландыша унизан белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз, и из каждого кувшинчика льется тончайший, ни с чем несравнимый, аромат. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго.
4. Сообщения старших ребят:
(Слайд № 20)
Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – «мачеха», а нижняя – мягкая, теплая – «мать».
(Слайд № 21)
Медуница неясная («легочница»). Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.
(Слайд № 22)
Калужница болотная. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.
(Слайд № 23)
Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро увядают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются толстенькие корневища, похожие на червячков. Свое название ветреница получила за то, что ее тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка. Растение это ядовито и опасно для скота.
5. Педагог: А кто из вас знает, какие из этих первоцветов используются в лечебных целях?
(Выслушав учеников, педагог продолжает рассказ.)
Мать-и-мачеху используют как средство от
простудных болезней, от кашля. Листья ее
заваривают и пьют как чай или полощут горло.
Медуницу неясную не зря называют еще
«легочницей». Для лечения болезней легких
заваривают надземную часть растения (без корней)
и пьют как чай.
Ветреницу дубравную используют для лечения
суставов. Собирают надземную часть растения (без
корней), готовят настой на спирту и натирают им
больные места. Растение ядовито, поэтому с ним
надо обращаться осторожно.
(Слайд № 24)
6. Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
(Слайд № 25)
7. Практическая работа: изготовление листовок «Берегите первоцветы!»
– Одно из правил охраны первоцветов гласит:
«Расскажи друзьям и близким об охране
первоцветов». Как можно это сделать? (Ответы
детей)
– Правильно, оформить листовки, а потом
развесить их, чтобы люди помнили об эти цветы.
1. Посмотрите, что лежит перед вами.
2. Выберите рисунки первоцветов.
3. Сейчас мы с вами будем делать листовки,
разукрасим понравившиеся вам первоцветы.
(Слайд № 26)
8. Итоговый этап
– Ребята, вот и заканчивается наше занятие. Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Ответы детей)
– Дома обязательно расскажите своим близким о том, что вы узнали сегодня на занятии. А ещё вашим домашним заданием будет то, что сделанные сегодня листовки вы должны будете повесить на подъездах своих домов. Тогда соседи и друзья, живущие с вами рядом, будут знать, о том что первоцветы нуждаются в нашей охране.