Тема урока: "Умножение десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков умножения десятичных дробей на натуральные числа.
  • Развивающая: развитие навыков самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений, интереса к математике.
  • Воспитательная: воспитание внимательности, активности, самостоятельности и ответственности.

Оборудование: указка, компьютер, мультимедийный проектор, наглядные пособия, раздаточный материал, магниты.

План урока (этапы урока):

1. Организационный момент.
2. Устный счёт.
3. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
4. Постановка домашнего задания.
5. Рефлексия.
6. Итог урока.

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент, мотивация Приветствую учеников, проверяю их готовность к уроку.

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. (И. Гёте)

Учитель математики: Сообщаю тему и цель урока: Тема урока “Умножение десятичных дробей на натуральные числа”. На уроке мы повторим правило умножения десятичных дробей на натуральные числа. Наш урок не совсем обычный. Его проведут: Наталья Михайловна и Светлана Сергеевна – учитель биологии, так как 21 марта – Всероссийский день знаний о лесе.
Открываем тетради, записываем число. (Презентация)

Внимательно слушают.

 

 

 Записывают в тетрадях число

2. Устный счёт Учитель математики: «Начнём наш урок с разминки – устного счёта. Проверим ваши творческие работы.

Задание 1: Выполните действия.

а) 1,13 + 2,3 =
б) 2,8 + 4 =
в) 3,85 – 2,21 =
г) 7,53 – 4 =
д) 0,3 х 3 =
е) 2,7 х 10 =

Задание 2: Восстановите запятые в примерах.

а) 32 + 18 = 5
б) 3 + 108 = 408
в) 42 + 17 = 212
г) 736 – 336 = 4
д) 52 – 21 = 31
е) 5 х 1,1 = 55
ж) 2,4 х 6 = 144
з) 1,3 х 4 = 5,2

Работают устно. Учащиеся записывают свои примеры, класс – решает и отгадывает зашифрованное слово.
3. Обобщение и систематизация знаний учащихся Учитель математики: «Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить не только о десятичных дробях, но и о насекомых, которые встречаются на дорожках, в садах и в лесу. – Узнаёте, о ком мы будем говорить?
Ответить на этот вопрос вам поможет солнышко:

Вам нужно решить примеры, которые вы видите на  экране на доске и у себя в тетрадях и разгадать кодовое слово, используя ключ.

Задание 3: Вычислите.

а) 4,3 х  2,5 =
б) 2,5 х 4 =
в) 0,5 х 0,2 =
г) 0,27 х 1,9 =
д) 0,018 х 1000 =
е) 0,728 х 3,65 х 1000 =
ж) 0,12 х 0,3 х 10 =
з) 8,39 х 4,32 – 4,32 х 6,39 = 

  М        У       Р        А      В       Ь           Я         Х
10,75    10    0,1    0,513   18  2657,2     0,36    8,64

Учитель биологии: «Муравьи не имеют крыльев, грудь маленькая. Они очень подвижны, быстро бегают. Живут, как правило, в сложно устроенных сооружениях с многочисленными ходами внутри. Многие живут под камнями,, досками, брёвнами и т. д. Муравьи живут семействами,  образуя холмики, кучки и т. д. Они полезны, являются санитарами леса, уничтожают вредных насекомых, и защищают лес от вредителей. А вот какую площадь леса (сколько «Га») могут защитить обитатели одного муравейника от вредителей, вы узнаете, если правильно решите следующую задачу:
 Задание 4: Соснами засажено 3 участка по 0,6 га, а елью 4 участка по 0,4га. Под какими деревьями площадь больше и на сколько?

Учитель биологии: Значит, обитатели одного муравейника могут защитить от вредителей 0,2 га леса.
Муравьи очень трудолюбивы, они находятся в постоянном движении с раннего утра и до позднего вечера. За один день могут уничтожить несколько тысяч насекомых.

Учитель математики: А вот сколько, интересно унать? Решив следующие уравнения и сложив их корни вы ответите на этот вопрос.

Задание 5: Решите уравнения.

а) 6,5 + 2х = 14,5
б) 7,5 + 5х – 1,5 = 16
в) х(12,5 + 2,5) = 60

Учитель биологии:
Значит, за один день муравьи могут уничтожить 10000 насекомых.

Учитель математики:

Физкультминутка!

Один, два, три, четыре, пять,              Все ребята дружно встали
Все умеем мы считать.                         И на месте зашагали.
Отдыхать умеем тоже:                          На носочки потянулись
Руки за спину положим,                       И друг к другу повернулись.
Голову поднимем выше                       Как пружинки мы присели,
И легко – легко подышим.                   А потом тихонько сели.

Учитель биологии: Давно замечено, что муравьи великие труженики. Они переносят грузы намного тяжелее своего веса.

Учитель математики: Во сколько же раз больше их груз мы узнаем, решив следующую задачу:

Задание 6: Дорога через лес состоит из 2-х  участков. Длина первого участка 3,2 км, а второго участка в 4 раза больше, чем длина первого участка. Какова длина всей дороги?

Учитель биологии: Да, муравьи поднимают груз в 16 раз превышающий свой вес.
В районе своей деятельности муравьи рыхлят почву, выносят на поверхность новые слои земли, богатые питательными веществами. За несколько лет своей деятельности они заменяют полностью верхний слой почвы.

Учитель математики: А вот за сколько лет, вы узнаете, решив такую задачу:

 Задание 7:

1,7 0,8 0,3
10 8,1 11,3
3,4 2,5 3,05

1. Из первой строки выберите наименьшее число.
2. Из второй строки выберите ни наибольшее, ни наименьшее число.
3. Из третьей строки выберите наибольшее число.
4. Найдите произведение выбранных чисел
5. Округлите до целых и получите ответ на вопрос.

Учитель биологии: Ребята, муравьи – выносливые, трудолюбивые и живут семьями, а теперь давайте посмотрим как вы умеете работать в группах. Для этого надо собраться с мыслями  и выполнить задание на карточках.

Учитель математики: Раздаю карточки с заданиями. Даю инструкцию по выполнению задания:  Выполнять задания нужно прямо на карточках, обводя в кружочек верный ответ.

Задание 8. Задание в форме теста по карточкам. 

Группа  1.

1. Найдите произведение чисел 3,29 и 5.

а) 16,45               в) 164,5
б) 106,45             г) 1,645

2. Для приготовления творога взяли 6 литров молока. Сколько молока надо взять, чтобы получилось творога в 2,5 раза больше?

а) 15 литров               в) 2,5 литра
б) 16 литров               г) 2,4 литра

 3. Произведение чисел 135 и 33 равно 4455. Используя этот результат, соедините каждое произведение десятичных дробей соответствующим числом:

1,35 х 3,3                      0,4455
1,35 х 0,33                    4,455
13,5 х 3,3                      0,04455 
0,135 х 0,33                  44,55

Группа  2

1. Произведение чисел 126 и 22 равно 2772.  Используя этот результат, соедините каждое произведение десятичных дробей с соответствующим числом:

1,26 х 2,2                            27,72
1,26 х 0,22                          0,02772
12,6 х 2,2                            2,772 
0,126 х 0,22                        0,2772

2. Найдите произведение чисел 4,36 и 3:

а) 130,8
б) 14,08
в) 1,308
г) 13,08

3. Для приготовления повидла  взяли 5 кг сахара. Сколько сахара надо взять, чтобы получилось повидла в 3,5 раза больше?

а) 17,5 кг
б) 16 кг
в) 1,75 кг
г) 15,5 кг

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 Желающие по очереди решают у доски, а остальные в тетради.

 

 

 

 

Один ученик решает задачу у доски, остальные работают в тетрадях.
Решение:
1) 0,6 * 3 = 1,8(га)
– площадь под соснами.
2) 0,4 * 4 = 1,6(га)
– площадь под елями.
3) 1,8 – 1,6 = 0,2(га)
– на столько площадь под соснами больше, чем под елями.

Ответ: на 0,2 га.

 

Три ученика одновременно решают у доски, а остальные по вариантам решают с места и следят за доской.

Корни уравнений:

а) х = 4
б) х = 2
в) х = 4

Сумма корней:

4 + 2 + 4 = 10

 

 Внимательно слушают

Выполняют упражнения.

 

 

 

Внимательно слушают.

 

 Один ученик решает задачу у доски, остальные работают в тетрадях.
1) 3,2*4 = 12,8 (км) длина 2-го участка
2) 3,4 + 12,8 = 16 (км) длина всей дороги
Ответ: 16 км

Внимательно слушают

 

 

Выполняют задание с комментарием, один ученик записывает решение на доске.
Решение:
0,3*10*3,4=10,2
10,2 » 10
Ответ: за 10 лет муравьи могут полностью заменить верхний слой почвы.

Выполняют задание в группах.

4. Постановка домашнего задания.

5. Рефлексия

6. Итог урока

«Молодцы ребята, в классе вы поработали хорошо, справились с заданиями. А выполнив домашнее задание, вы узнаете на каких растениях чаще всего встречаются муравьи. Домашнее задание на карточках.

Мы подводим итоги урока.

Учитель биологии: Что же нового вы узнали об обитателях лесов, полей, лугов, дорог – муравьях?
Благодарю за хорошую работу. Оценки за урок следующие ….
Математика может помочь в разных жизненных ситуациях, поэтому важно её хорошо знать.
Всем спасибо. До свидания.

Берут домашнее задание.

Выбирают соответствующего человечка.

Отвечают на вопросы.

Выходят из класса