Художник в театре

Разделы: МХК и ИЗО


Введение преподавания на уроках ИЗО элементов театрального искусства способно эффективно повлиять на учебно-воспитательный процесс: через коллективное творчество (создание спектакля), расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения. Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. Школьникам нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но не менее интересно узнать о самом искусстве. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.

Представляю урок изобразительного искусства в 3-м классе по теме «Художник театра» (раздел «Художник и зрелище» программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского). Для реализации данной теме было запланировано 1 час урока. Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть интересна для ребёнка, принята им эмоционально и в её основе должна лежать личностно значимая для ребёнка тема. Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность. Основной образовательной задачей урока было познакомить детей с основными стадиями исторического развития искусства сценографии от античности до наших дней. Учащимся предлагается попробовать свои силы в создании декораций для постановки кукольного спектакля по сказке. На занятии ребёнок в представляемой мастерской выступает в роли художника.

Многие из нас ходили в театр и обращали внимание на то, что когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех зрителей охватывает ощущение волшебства и тайны. Мы ещё не видим героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир. Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес,- это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. Появляется термин сценография (от греч. "скенё" – "палатка* и "графо") появился сравнительно недавно. Прежде принято было говорить о театрально декорационном искусстве. Сюда включалось оформление сцены, обозначение места действия, стиль костюмов персонажей, особенности реквизита. Понятие "сценография" значительно шире. Художник стенограф строит театральное пространство, учитывая взаимодействие сцены и зрительного зала. Сценография- вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. Декорации указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму – в лето, улицу – в комнату. Очень созвучны термины «сценография» и «скенография», который в свое время понимался как «роспись сцены», т. е. применение «живописных перспектив» в оформлении сцены. «Скенография есть рисунок фасада и картина внешнего вида будущего здания, сделанного с надлежащим соблюдением его пропорций». Витрувий. (Учитывая, что скена — это фасад театральных помещений, перед которыми и находилась площадка, где разыгрывалось представление). Сценография это пространственное решение спектакля.

В Древней Греции, и мы видим что с этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография, как исторически первая система оформления его спектаклей. В античном театре амфитеатр (от греч. "амфи" – "с обеих сторон", "кругом" и "тёатрон" – "место зрелищ") с местами, возвышавшимися уступами, охватывал с трёх сторон небольшую круглую площадку – орхестру (от греч. "орхёомай" – "танцую"), на которую выходили актёры и хор. Они появлялись из здания скены, где хранились костюмы и маски, проходили через просцениум – площадку перед стеной скены – и по небольшим лесенкам спускались на орхестру. Зрителю, смотревшему сверху и сбоку из амфитеатра, пустая круглая плоскость орхестры казалась фоном для фигуры актёра. Античная драматургия не предполагала изображения конкретного места действия. Сидя в огромном амфитеатре, зритель ощущал себя частью единого театрального целого.

В Средние века спектакли стали снова играть под открытым небом. Формы средневекового народного, уличного театра сохранились и в эпоху Возрождения – в конструкции шекспировской сцены. Именем великого английского драматурга называют тип построения театрального пространства, существовавший в период правления королевы Ели заветы I Тюдор (1558-1603 гг.). Театр Шекспира. Шекспировские трагедии, комедии и хроники шли в помещении театра "Глобус" (построен в 1599 г.). Название объясняется внешним сходством: зрительный зал охватывал сценическую площадку с трёх сторон и напоминал глобус. Однако есть и иной, символический смысл названия: театр – это мир, а в пьесах представлены все основные сюжеты человеческой жизни. Над сиеной "Глобуса" был навес, а над головами зрителей – открытое небо.

Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Очень многое из того, что придумали театральные архитекторы и художники в эпоху Возрождения, сохранилось в театре до наших дней. Линию рампы (фр. rampe), границы между зрительским и игровым пространством, до сих пор часто обозначают маленькими светильниками. Снабжённые специальными отражателями, они расставляются, чтобы ярче осветить сцену и лица актёров. На консольных креплениях, выдвинутых из стены, натягивали тросы (верёвки), и при помощи особого устройства персонажи пролетали над сценой. Несмотря на новейшие достижения современной сценической техники, принцип этого устройства по прежнему считается самым надёжным. К концу XVII в. в театральной архитектуре окончательно оформилась сцена-коробка – такая же, какую можно встретить в театре сейчас. Особое внимание художники вплоть до конца XIX в. уделяли тому, каким способом сохранить у зрителя ощущение, что в этой коробке заключено огромное пространство. Эта так называемая итальянская сцена стала самой распространённой в европейском театре.

Как самостоятельный вид искусства театрально декорационное складывается только к середине XIX в. Драматургия начала ставить перед театром новые задачи – не только обозначать место действия или историческую эпоху. Театральные традиции прошлого изучаются и используются современной режиссурой. В наши дни с режиссёром постоянно работают сценографы. Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, – а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Сначала художник постановщик, в течение длительного времени работавший вместе с режиссёром над художественным решением спектакля, приносит в театр эскизы декораций. Но эскизы – плоское, двухмерное изображение, а сцена пространство трёхмерное. Поэтому результаты своего труда театральный художник может правильно оценить, только выполнив макет декораций. На этом необходимом и крайне важном этапе на помощь художнику приходит макетчик. Уникальность профессии театрального макетчика состоит в том, что он одновременно и художник, и столяр, и слесарь, и драпировщик. Работает мастер в определённом масштабе – 1:20. В каждом театре есть подмакетник – уменьшенное в двадцать раз изображение сцены. В этой "коробочке" и "колдует" макетчик. Сначала он обычно делает так называемую прирезку – "прикидывает" декорации из обычной бумаги. Это как бы черновик, с которого затем можно уже начисто, без ошибок, из дерева, картона, ткани и других материалов изготовить макет. Используют декорации нескольких видов. Жёсткие, или строенные, изготавливают из дерева (досок, брусков, фанеры) и металла. Они должны быть одновременно и прочными, и лёгкими, быстро устанавливаться на сцене. Жёсткие декорации делают разборными – чтобы было удобно хранить и перевозить во время гастролей. Мягкие декорации – это половик, которым затягивают планшет сцены (пол), кулисы, перекрывающие сцену по бокам, падуги, закрывающие верх сцены, а также задники, создающие фон.

Конспект урока

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развития драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку. Самоценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что моменты вспомогательные, как, например, техническая работа по изготовлению сцены, приобретают для детей значение ничуть не меньшее, чем сама пьеса и игра.»
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1930 глава VII. театральное творчество в школьном возрасте

Тема: «Художник в театре».

3 класс

Длительность урока 40 мин.

Урок в форме познавательной лекции с последующим выполнением практической работы на основании полученных на уроке знаний.

Обучающая задача: Развитие творческих способностей учащихся.

Развивающие задачи:

  1. Дать первоначальное понятие о театре как о роде искусства и месте, в котором дают представление
  2. Увлечь учащихся процессом подготовки спектакля, оформления сцены.
  3. Развивать устную диалогическую речь.

Воспитательная задача:

  1. Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценирование сказок.
  2. Прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Форма урока. Комбинированный (технология + художественный труд на уроке ИЗО)

Цели урока:

  • выяснить, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля;
  • познакомить с художественной деятельностью сценографа;
  • формировать представление о выразительных средствах сценографии;
  • познакомить учащихся с видами сценического оформления;
  • формировать умение определять тип сценического декорационного оформления;
  • способствовать формированию коммуникативной культуры;
  • способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
  • определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя;
  • обсудить и проанализировать фотографии театральных макетов и эскизов;
  • развивать навыки пространственной композиции;
  • развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям театрального и изобразительного искусства;
  • развитие познавательных способностей учащихся
  • развивать навыки создания эскиза декораций.

 

Задачи урока: создание макета декорации к спектаклю.

Форма самостоятельной работы учащихся: индивидуальная

Оборудование:

  • для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, картон, гуашь,
  • акварельные краски, кисти, баночка для воды,
  • для учителя: презентация, интерактивный экран,
  • книги о художниках-декораторах Билибин, Врубель;
  • таблица с терминами («декорация», «спектакль», «сцена», «занавес», «кулисы», «задник»).

Особенность урока: использование видеоматериалов (интеграция изобразительного искусства, театра, литературы).

План урока: 

Этапы урока Время
  Мобилизующее начало урока. Сообщение темы и постановка цели урока. 1
  Вводная лекция 11
  Выбор сказки. Объяснение выполнения практической работы. 3
  Физкультминутка 4
  Самостоятельная работа учащихся. 19
  Анализ коллективной работы учащихся. Итог урока 2

Опорный материал урока представлен в виде таблицы.

Используемая литература:

  1. Горяев Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. М., Просвещение, 2005 (комплект учебников).
  2. Программа Неменского Б.М «Изобразительное искусство и художественный труд» М., Дрофа, 2001г., с.133.
  3. С.Б. Дроздова. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Горяевой., Л.А. Неменской, А.С. Питерских. Волгоград: Учитель, 2005г, с. 57-59.
  4. Т.Н. Проснякова. Уроки мастерства. 3 класс. Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005г с. 92-95 (на столах у учащихся).
  5. А. Толстой. Сказка «Приключение Буратино или золотой ключик»

Краткий отчёт преподавателя о проведённом уроке:

Урок в целом прошёл в рамках задуманного плана. Дети смотрели презентацию и слушали информационный материал с большим интересом.

Выбор учеников выпал на сказку, прочитанную на уроке литературного чтения- «Сказка о царе Салтане», также к сказке «Золушка» .

К работе отнеслись творчески, с большим интересом.

Оценка работ учащихся.

На втором уроке планируется оформление сцены объёмными и полуобъёмными декорациями.