Урок математики по теме "Таблица сложения в пределах 10". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: активные методы обучения


Программа “Школа 2100”.

Урок открытия новых знаний.

Технология деятельностного метода.

Предметные цели:

1. Помочь детям составить таблицу сложения и уяснить, как пользоваться таблицей сложения для нахождения суммы и разности чисел.
2. Формировать умение выполнять вычисления в пределах 10.
3. Формировать умение правильно называть компоненты сложения, вычитания, устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатами действия сложения и вычитания.

Метапредметные цели:

Личностные УУД: с помощью учителя
– устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
– определять общие для всех правила поведения;
– определять правила работы в парах;
– оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке;
– формулировать учебные задачи;
– работать по предложенному плану, инструкции;
– дифференцировать известное и неизвестное
– определять отклонения и отличия от эталона в своей работе;
– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:
– находить необходимую информацию,
– определять и формулировать проблему,
– работать со знаково-символическими средствами,
– составлять целое из частей,
– устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:
– формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы,
– контролировать, корректировать действия партнёра в соответствии с ситуацией,
– создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.

Оборудование:

  • учебник математики. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких, 1 класс, часть 2. Москва, БАЛАСС 2011,
  • презентация,
  • карточки с заданиями.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин.)

Слайд 2. Рисунок плывущего мальчика.

– Какая русская пословица подходит к этому рисунку?

Открывать по 1 слову: “Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду”.

– Каким образом данная поговорка связна с нашим уроком?

Переделаем её так, чтобы она касалась математики: “Чтобы научиться считать, надо решать примеры, выполнять вычисления”.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (–-5 мин.)

– С чего начнём наш урок? Повторим, т. к. “не зная старого, нельзя открыть новое”; “повторенье – мать ученья”. На доске открывается смайлик “актуализация”.


Рис. 1

Задание 1. Слайд 3.

– Назовите фигуру и её местоположение в таблице.
– Что помогло нам определить местоположение фигур в таблице?

Покажите рукой, как располагаются строки. С помощью чего обозначены строки?

Покажите рукой, как располагаются столбики. С помощью чего обозначены столбики?

Задание 2.

Назвать числа по порядку от 1 до 10. Какую закономерность использовали? Какое математическое действие выполняли? Что значит +1?

Назвать числа по порядку от 10 до 1. Какую закономерность использовали? Какое математическое действие выполняли? Что значит -1?

Как записаны числа на числовом луче? (В строчку.)

Как иначе можно записать числа? (В столбик). Найдите на доске числа, записанные вертикально. Какое число, по сравнению с числовым лучом, отсутствует?

Задание 3.

Чтобы выполнить следующее задание, нам придётся разделиться на группы (по 4 человека, 2 соседние парты). Вспомним правила работы в группах (хором).

На парте лежит лист с заданием (в каждой группе – своё): к числам, записанным на доске +1, +2,…., +9, полученные ответы записать в столбик (1 число – 1 клетка) фломастером. Выбрать ученика, который представит результаты работы у доски. По окончании работы 1 ученик от группы выходит к доске, ответы прикрепляет на доску, читает ответы. Открывается Слайд 4 с верными ответами. Дети сравнивают.

– Как нашли ответы (как выполняли вычисления)?: по числовому лучу, по памяти, с помощью счётного материала.

Попросить решить 1 пример с помощью числового луча. (3 + 5)

Как вы думаете, есть ли другой способ нахождения ответов в примерах?

3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин.)

Смайлик.


Рис. 2

Какое затруднение возникло? (Как найти ответ в числовых выражениях 3+5.)

Почему возникло затруднение? (Не знаю нового способа вычислений.)

Как будем работать? Смайлик “сам найду способ” вывешивается на доску.


Рис. 3

4. Построение выхода из затруднения (4–6 мин.)

Прочитайте числа на белом листе (1-й столбик). Как бы вы назвали эти числа? (Это первые слагаемые.)

Прочитайте числа, написанные красным фломастером. Как бы вы назвали эти числа? (Это вторые слагаемые.)

А где сумма? (2, 3,…, последний столбики.)

Найдите ответ для примера 3+5.

Какой новый способ вычислений вы сейчас открыли?

Назовите тему нашего урока. (Таблица сложения.)  (Открывается запись на доске.) Чему нам надо научиться сегодня на уроке? Вычислять, пользуясь таблицей сложения.

5. Реализация построенного проекта. (5–8 мин.)

Для чего нужна таблица сложения?

Задание 1. Помогите Вове выполнить вычисления, используя таблицу.

Работа в парах: возьмите таблицу на белом листе, найдите в ней ответ. (Рисуем карандашом стрелки.)

Для проверки используем Слайд 5.

1 + 2
4 + 6
6 + 3

Как мы действуем, вычисляя с помощью таблицы?

Берём 1 слагаемое – 1столбик, берём 2 слагаемое – 1 строка, находим их пересечение – сумма. Слайд 5. 4 + 6 = 10.

Можно ли решить примеры на вычитание, пользуясь этой таблицей? Да, ведь вычитание – действие, обратное сложению. 10 – 6 = 4, 10 – 4 = 6.

Как называются числа при вычитании? Прочитайте данные числовые, используя слова: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (4–5 мин.)

На доске вывешивается смайлик, отражающий новый этап урока.


Рис. 4

– Откройте учебник на стр. 26, № 3.

Запиши равенства, которое можно составить из каждой тройки чисел, соединённых стрелкой. (Выполняем в тетради в клеточку.) Используем слова: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Работаем с опорой на Слайд 6.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3–5 мин.)


Рис. 5

Учебник стр. 27 № 4, выполняем в тетради.

Проверка по эталону. (Листы жёлтого цвета)

8. Рефлексия учебной деятельности. (2–3 мин.)

С какой проблемой столкнулись сегодня на уроке?

Какую цель поставили перед собой?

Кто не понял, как вычислять с помощью таблицы сложения? Покажите красный кружок.

Кто понял, покажите жёлтый кружок.

Кто понял и может объяснить другому – зелёный. Кто поднял зелёный кружок, выходит к доске, тянет карточку с числовым выражением и находит результат с помощью таблицы.

Физкультминутка (2–3 мин.) в середине урока.

Литература

  1. Методические рекомендации для учителя по курсам “Математика” и “Математика и информатика” для 1 класса (авторы – С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев).
  2. Мир деятельности. 1 класс. Демонстрационный материал. Петерсон Л. Г.