Творческие задачи при изучении синтаксиса

Разделы: Русский язык


Актуализация: в свете современных требований курс русского языка направлен на реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, системно-деятельностного подхода школьников к его освоению.

Таким образом, мы видим, что ФГОС требует от учащегося:

– добывать знания самостоятельно,
– применять их согласно ситуации,
– перерабатывать, систематизировать  информацию, предъявлять её разными способами.

В своей методической работе я  применяю « творческие задачи». Так, работая по теме «Синтаксис», практикую мастерскую  «Творческие задачи при изучении синтаксиса»:

– создать миниатюру, осложнённую лингвистическим заданием (вариантов «осложнений» множество),
– различные знаково-символьные (графические) «чтения», диктанты,
– «игра на опережение».

«Задача» не должна носить скучной, монотонной и обязывающей, сковывающей воображение, полёта мысли формулировки. Она должна звучать необычно, интригующе, так, чтобы её захотелось "решить", но и так, чтобы обучаемый выдал желаемый результат. Я часто использую этот приём в установке творческой ситуации.

Такие виды задачи формируют метапредметные общеучебные умения. Дети учатся:

– понимать проблему,
– выдвигать гипотезу,
– подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
– устанавливать причинно-следственные связи,
– формулировать выводы,
– самостоятельно организовывать собственную деятельность,
– работать с различными источниками информации, находить её, анализировать и использовать в самостоятельной работе,
– ориентироваться в знаково-символьной системе,
– осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Задача 1

Сочинения, осложнённые лингвистическим заданием.

1. Написать миниатюру "по следам ярких личных впечатлений», применяя умение постановки двоеточия в БСП.

Тема «Правила постановки двоеточия в БСП»

Хорошо на юге утром: сверху уже припекает солнце, а от моря веет живительной прохладой. Вокруг, как в сказочном саду, растут апельсиновые деревья, кусты граната, высокие пальмы, ароматные южные цветы. Под раскидистыми кронами больших деревьев можно укрыться от палящей полуденной жары.
Наконец на смену дню приходит долгая южная ночь: ярко-оранжевый солнечный диск опускается за горизонт, словно ныряет в голубую бездну моря, а взамен на небосклоне появляется тонкий серп Луны, прокладывающий Млечный путь на воде. (Волчек Лиза)

2. Как вариант – написать миниатюру, применив знания о постановке двоеточия в разных случаях.

Всем известно, что в году четыре сезона: зима, которая покрывает все снежным ковром; весна, приносящая радость; лето, которое забавляет нас играми; осень, нагоняющая тоску. И каждый из них хорош по-своему.
Зимний сезон прекрасен: он радует нас своей суматохой перед новогодними праздниками, запахом елки и мандаринов и даже просто огромными падающими хлопьями снега.
Весной в каждом человеке пробуждаются заснувшие чувства: любовь, жизнерадостность, словом, люди, подобно цветам, раскрывают свои бутоны.
Лето – любимая пора школьников, студентов и их родителей: многие берут отпуска и уезжают на юг или отдыхают в своих загородных домах.
Осенний период у каждого вызывает свои чувства: одних одолевает грусть, печаль; другие же любуются прекрасными пейзажами и с радостью проводят последние солнечные деньки. (Мишакова Нина)

Задача 2

Дописать текст по предложенному началу, употребив наречия в разной синтаксической роли. (Тема «Синтаксическая  роль  наречия») . ( Жирным шрифтом дан предложенный текст. Обычным – текст, созданный учениками)

Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться, на берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, невообразимо страстно манила к себе.

В тени тоже было жарко. Жара, как огненная царица , своим теплом и лаской окутывала всех . Вдруг лёгкий-лёгкий ветерок тихо подул и, попав во владения жары, стал тёплым и невыносимым. На ярко-голубом небе  медленно-медленно плыли воздушные облака. Этот пейзаж неподвижно стоял в летний день, словно заколдованный тишиной. (Ботова Надежда )

Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояла несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, невообразимо страстно манила к себе.

Мы с ребятами решили искупаться. В воде мальчишки брызгались и кувыркались, мало-помалу они выходили на берег и вновь ныряли в воду.
Становилось темно , и все разошлись по домам . Мы радовались с ребятами, что завтра мы снова встретимся у речки. (Блиох Влад)

Написать сочинение-миниатюру по предложенному началу, применяя знания о причастном и деепричастном оборотах. (Жирным шрифтом дан предложенный текст. Обычным – текст, созданный ученицей)

Гулять по лесу ничуть не утомительно для любознательного человека. Вглядываясь в растения, окружающие нас, мы делаем необыкновенно интересные открытия. Есть растения, которые сами пытаются завязать знакомство с человеком. Пробирается человек среди зарослей кустарников, взмахнёт неосторожно рукой, вот уже и обожгла его крапива. Пришлось неожиданно познакомиться с ней. Знакомство это далеко не приятно. Если вы найдёте на одежде цепкие семена, знайте: так необычно знакомится с людьми череда.

 А вот у взрослого лопуха не только есть большие листья, которыми он прикрывается от солнца, но и колючки, пройдя мимо которых, можно легко их захватить с собой. Также мы можем увидеть цветок-недотрогу,  отличающегося  удивительной особенностью: если дотронуться до его плодика, он "взрывается", разбрасывая вокруг семена. Некоторые растения ядовиты, их нельзя рвать или есть их ягоды. Перед прогулкой в лесу обязательно нужно знать, какие растения нуждаются в охране, а  какие лекарственные. (Васильева Мария)

Задача 3

Написать сочинение-миниатюру, употребив знания о сложноподчинённом предложении по предложенной цитате, приведя 2-3 аргумента из жизни, из личных впечатлений. (Тема «Сложноподчинённое предложение»)

«Осторожность – дело хорошее, но даже черепаха не сделает ни шагу, не высунув голову из панциря» (Неизвестный автор)

Каждый человек знает, что такое страх, и осторожно относится к этому понятию. Изучая мир, мы видим у себя на пути всё новые и новые преграды. Но, несмотря на опасности, люди постоянно идут на риск, спотыкаются, встают и вновь прыгают с парашютом, плывут в одиночку в кругосветное путешествие и покоряют очередные скоростные вершины.  Что такое осторожность в нынешнем мире? Некая мера, к которой прибегают люди, ещё не испытавшие чувство адреналина. Осторожность – атавизм человечества. Вымирают те представители человечества, которые живут только для того, чтобы жить. Нет больше людей, по образу жизни похожих не Премудрого пескаря из одноимённой сказки Салтыкова-Щедрина. «Зачем обрекать себя на безликую смерть? Если умирать, так героем!» – рассуждают каскадёры и с завидной частотой бьются головой об стены, выпрыгивают из горящих автомобилей и летят без парашюта с 12-того этажа.А если иначе, почему же тогда уже двенадцатый сезон великий и могучий Михаэль Шумахер, проходя на пределе поворот «Тамбурелло», летит к очередной победе? Ведь там, в 1994 году разбился Аиртон Сенна! И почему же после этого гонщики не сидят дома, а рискуют самым бесценным? Ведь даже самые огромные зарплаты не должны заставлять человека ставить на кон всё! Видимо, это что-то свыше.
Риск становится неотъемлемой частью жизни людей. И без него мир обречён на безликое существование. Вспомните, с каким удовольствием мы наблюдаем за событиями книг или фильмов, несущих в массы храбрость воинов  Второй  Мировой войны. Не рискуй они тогда собой, мир был бы накрыт волной безликой фашистской машины. А вспоминали ли они тогда об осторожности?
Риск – благородное дело. Конечно, он не всегда оправдывает средства, как гласит ещё одна народная мудрость, но , кто никогда не рискует, как известно, не пробует на вкус шампанское, отдающие сладостью великих побед.
Осторожность – атавизм человечества, ведь даже черепаха не сдвинется с места, не высунув голову из панциря.  (Багрянцева Женя)

Задача 4 (усложнённая – для хорошо подготовленных классов)

Тема «Осложнённое предложение» 8 класс.

В начале урока проводится повторение и закрепление темы при помощи «чтения» схем – опор. Затем учащимся предлагается задание «опознать» изученные пунктограммы в тексте, установив причинно-следственные связи и аргументируя свой выбор.

1. Недалеко от Рязани на реке Оке есть село Константиново родина поэта Сергея Есенина. 2. Дом Есениных теперь здесь открыт музей находится в самом центре Константинова перед сельской площадью. 3. Около дома растёт посаженнный поэтом в 1924 году тополь.
4. В передней у двери стоит деревянный сундучок где Есенин хранил книги любимых русских поэтов и писателей Пушкина Лермонтова Кольцова Гоголя. 5. В маленькой светлой горнице расположеннной за перегородкой – дубовый раскладной стол с резными ножками за которым поэт любил работать приезжая в Константиново.
6. Справа от дома Есениных за сельской площадью среди деревьев виден  двухэтажный  дом принадлежавший до 1918 года местной помещице. 7. Хозяйка его Лидия Ивановна Кашина послужила Есенину прообразом героини поэмы Анна Снегина.
8. Здесь в Константинове особенно чувствуется подлинно всенародная любовь к поэту. 

Задача 5

«Игра на опережение». Попытайтесь «опередить» разработчиков КИМов и  «предугадать» вопросы по изученному. Класс делится на группы, работают 20 минут, затем задают свои вопросы друг другу, спорят, обсуждают, находят верное решение задачи.

Тема « Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах» 7 класс.

1. Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. 2. Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. 3. Люди по-разному называют иву.
4. Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пуховками, нежная ива. 5. Чуть-чуть пригреет солнце, вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы.
6. Ива – неприхотливое дерево. 7. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит корни, начнёт расти.
8. В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. 9. Корни ив защищают от разлива вешней водой устроенные людьми плотины.
10. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
11. Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль.

(По И. Соколову-Микитову)

Сформулированные вопросы группой 1

1. Сколько в тексте сложных предложений?
2. Верно ли, что в предл.№5,9,10,11 есть причастные обороты?
3. Верно ли, что в предл.№4,5,10 есть деепричастные обороты?
4. Объясните, почему ставится тире в 6 и 7 предложениях.

Сформулированные вопросы группой 2

1. Найти предложения с обособленными причастными оборотами.
2. Сколько предложений с необособленными причастными оборотами?
3. В каком предложении сразу 2 причастных оборота?
4. В каком предложении сразу 2 деепричастных оборота?

Задача 6 (усложнённая )

Графический диктант с последующей усложнённой проверкой и самокоррекцией.

По окончании диктанта учитель даёт установку – найти схему, соответствующую тому или иному предложению, аргументируя свой выбор и по необходимости  внося корректировку в собственные графические обозначения.(Схемы открываются после диктанта при помощи ИКТ-носителя или находятся на обратной стороне доски).

Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга на север, стала
кружить над разливом. 2. Я видел освещенные зарею широко распахнутые крылья, длинные шеи, слышал их голоса. З. Я сидел на маленьком островке и, затаив дыхание, наблюдал почти сказочную картину. 4. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали, не замечая меня. 5. Я долго не выходил из шалаша, пока по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водой, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север. (По И. Соколову-Микитову)