Урок экономики по теме "Налоги". 6-й класс

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Предмет: экономика 6 класс.

Вид урока: урок-изучение нового.

Учащиеся уже знают/умеют:

  • Умеют с помощью учителя формулировать тему урока;
  • Умеют самостоятельно формулировать цель урока;
  • Умеют планировать ход деятельности с помощью учителя;
  • Умеют с помощью учителя искать и отбирать необходимую информацию;
  • Умеют с помощью учителя формулировать определения различных понятий.

Предметные ожидаемые результаты: учащиеся должны знать\уметь

  • Объяснять понятие «налога»;
  • Перечислять и понимать смысл федеральных, региональных и местных налогов;
  • Перечислять и понимать смысл элементов налога
  • Доказывать необходимость налогообложения

Метапредметные ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь

  • Анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;
  • Самостоятельно организовывать и планировать ход деятельности;
  • Организовывать поиск и отбор необходимой информации;
  • Самостоятельно анализировать и корректировать свои действия;
  • Самостоятельно организовывать работу в команде

Личностные ожидаемые результаты: учащиеся должны понимать

  • необходимость полученных способов мышления (анализ, синтез, сравнение и обобщение) и работы в команде для дальнейшего обучения.

Краткое описание предметного содержания урока: Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ. Налоги выплачиваются физическими и юридическими лицами в федеральный, региональный и местный бюджеты. Федеральные налоги и сборы: НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, НДФЛ (налог на доходы физических лиц),социальные выплаты, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. Региональные налоги:Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные налоги:земельный налог, налог на имущество физических лиц. Элементы налога: объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговый период. Из бюджета налоги распределяются на: социальную политику, национальную экономику, здравоохранение и спорт, образование и культуру, национальную безопасность и национальную оборону, общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Средства обучения Время Комментарии
Организационный момент   Учащиеся делятся на пять групп, в каждой из которых выбирается куратор, который будет распределять обязанности в ходе выполнения последующих заданий и вносить оценки каждому члену группы в оценочный лист, на основании которого в конце урока каждому учащемуся будет поставлена оценка. Приложение 2 2 мин.  
Актуализация знаний Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока. Для этого предлагается посмотреть презентацию учащейся 6 класса нашей школы, занявшую первое место в областном конкурсе «О налогах и в шутку и всерьёз» Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока


Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока
Слайд 1: тема урока
Гиперссылка на показ конкурсной презентации (слова «тема урока»)
Слайд 1: тема урока «Налоги»
Слайд 2: цель урока
3 мин. Исходя из возрастных особенностей обучаемых, интерес к изучаемой теме возникает вследствие победы их ровесницы в конкурсе, что мотивирует их на самостоятельную формулировку темы и целей урока.
Восприятие Вопрос: Назовите основные субъекты экономики
– Как вы думаете, кто и кому платит налоги?
Домохозяйства принято называть физическими лицами, фирмы – юридическими. И те и другие платят налоги в казну государства – государственный бюджет.
Итак первый шаг к достижению цели урока:
Что же такое налоги? Прежде чем сформулировать понятие налогов, давайте посмотрим высказывания знаменитых людей о них и попробуем объяснить, о чём же говорится в данных высказываниях.
Учитель предлагает сформулировать определение налога
Учитель предлагает сравнить определения учащихся с определениями, данными в словаре и налоговом кодексе
Учитель предлагает рассмотреть самые интересные налоги в истории налогообложения.
Второй шаг к достижению цели урока:
учащимся предлагается с помощью красочных учебников по налогообложению рассмотреть налоги, которые существуют на данный момент в нашей стране

Ответ: Домохозяйства, фирмы, государство
– Домохозяйства и фирмы государству




Учащиеся объясняют высказывания, представленные на слайде.
Формулируют свои определения налога.






Учащиеся изучают предложенные информационные источники, работая при этом в группах, и необходимые данные заносят в тетрадь.

Слайд 3

Слайд 4



Гиперссылка со слайда 4 (верхнее слово «налоги»)
Слайд 5

Слайд 6
Слайды 7,8



Учебники по налогообложению
18 мин. Фронтальная форма работы позволяет учащимся высказывать все свои гипотезы и взгляды на определённую ситуацию, учит адекватно принимать свои неправильные выводы и прислушиваться к мнению других.

Объяснение высказываний о налогах формирует такой способ мышления как анализ
Формулировка определения понятия формирует такой способ мышления как синтез.


Работа с информационными источниками развивает исследовательский потенциал детей. Они учатся строить план исследования информации, выбирать формы записи необходимого материала.
Групповая работа способствует формированию командного духа, толерантности, умению высказывать и доказывать свою точку зрения, умению слушать и принимать точку зрения других.
Осознание, осмысление Учитель предлагает сравнить полученные учащимися при работе с книгой данные с данными, представленными на слайдах презентации.

Третий шаг к достижению цели урока:
Каждый налог обладает элементами налога. Какие встречаются элементы налога рассмотрим на примере НДФЛ.
Учащимся предлагается рассчитать НДФЛ по данным, представленным на слайде 11Сверка результатов
Остался последний шаг к достижению цели: доказать необходимость налогообложения. Для этого учитель предлагает координаторам команд вытянуть из «волшебной шапки» вопрос и дать на него ответ, полученный в результате обсуждения командой.
Учитель предлагает озвучить ответы на поставленные перед командами вопросы.
Учителем подводится итог ответа на каждый вопрос.

Каждому учащемуся выдаётся лист с теоретическим материалом, изученным на уроке.

В результате сравнения учащиеся исправляют свои ошибки, добавляют недостающие данные, в результате чего окончательно осмысливают новые понятия.


Учащиеся с помощью учителя знакомятся с новыми понятиями элемента налога: объектом налогообложения, налоговой базой, ставкой налога, налоговым периодом.
Дети, работая в группах, выполняют задание.





Команды активно обсуждают полученную проблему.


Представитель каждой команды предлагает свой вариант ответа на полученный вопрос. Другие члены команды добавляют недостающее.

Слайд 9
Слайд 10


Слайд 11



Слайд 12


«Волшебная шапка» с вопросами


Слайд 13

К вопросу №1 гиперссылка на слайд 4 (человечек)
К вопросу №5 гиперссылка на видео (человечек)
Приложение 1
15 мин. Формирование сравнения как способа мышления.



Применение полученных знаний в конкретной ситуации.




Элемент игры превносит дополнительную мотивацию и азарт в любой вид деятельности.
Групповая работа способствует отработки навыка работы в команде.






Систематизированная информация поможет учащимся окончательно осознать и осмыслить изучаемую тему.
Рефлексия Учитель предлагает вернуться к цели урока и доказать её достижение.

Учитель предлагает выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах.
Учащиеся ещё раз формулируют определение налога, перечисляют их виды, элементы, доказывают необходимость налогообложения.
Дети поднимают выбранные ими жетоны (как правило все поднимают красные жетоны, очень редко поднимаются зелёные)


Слайд 14
Красные, жёлтые и зелёные жетона на каждого учащегося.
4 мин. Учитель по ответам учащихся определяет уровень достижения обучающей, воспитательной, развивающей и метапредметной целей урока.
Очень наглядный и показательный способ рефлексии.
Домашнее задание Выразите своё отношение к налогам в рисунке.     1 мин. В этом возрасте дети с удовольствием рисуют и им легче выразить полученные знания с помощью рисунка, нежели просто заучить полученный материал.
Оценка результатов Учитель предлагает координаторам команд сдать оценочные листы.     2 мин. За каждое из трёх правильно выполненных заданий поставлен «плюс». За три плюса – оценка 5, за два плюса – оценка 4, за один плюс – оценка 3, ни одного плюса-оценка 2.