Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, её поведения и деятельности представляет исключительный интерес для учителей, логопедов и родителей. По существу никакое социально-педагогическое взаимодействие с ребенком невозможно без учета особенностей мотивации.
Мотивация – процесс формирования мотива.
“Мотив – это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет её на удовлетворение определенной потребности. При этом в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности”. (А.М.Леонтьев).
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка. Очевидное влияние на успешность учебной деятельности оказывает сила мотивации, её структура.
Чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности, в том числе и речевой. Но эта связь сохраняется до определенного предела. Однако мотив может характеризоваться не только количественно (“сильный” – “слабый”), но и качественно (“внутренний” – “внешний”). Здесь речь идёт об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность важна сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность), то говорят о внутренней потребности. Если же значимы другие потребности (похвала, оценка, приз), то говорят о внешних мотивах.
Формирование мотивации немыслимо у ученика вне возраста и его психических характеристик.
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности. При этом подчеркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности ещё труднее, чем формирование действий и операций (А.К.Маркова)
Всё вышесказанное о мотивации учебной деятельности напрямую относится к мотивации речевой деятельности, поскольку учебная деятельность немыслима вне речевой. У учащихся, зачисленных на логопедический пункт, достаточно сильная мотивация к учению, к речевой деятельности, но у них преобладает социально-ролевой мотив.
Закрепление мотива посещать школу, логопедические занятия во многом зависит от того, как учитель или логопед относится к учащимся (исследования Я.Л.Коломенского). Различные стили общения формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует “внешнюю” мотивацию. Мотив “избегания неудачи” задерживает формирование “внутренней” мотивации. Демократический стиль способствует “внутренней” мотивации
Интерес к логопедическим занятиям является важной составляющей в общей структуре мотивации учения.
У учащихся с общим недоразвитием речи отмечается быстрое угасание положительной мотивации к коррекционным занятиям. Это связано с теми трудностями, с которыми сталкиваются дети в процессе учебной деятельности: перегрузки ЦНС, снижение памяти и мыслительных операций, неустойчивость внимания и т.д.
Существенной особенностью мотивации речевой деятельности учащихся с ОНР является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения, поэтому между намерением и выполнением его не должно проходить много времени, чтобы это намерение не остыло. Перед учащимися с речевой патологией целесообразно ставить ближайшие, небольшие цели.
Мотивация речевой деятельности.
В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность – стремление, вступив в общение с другим человеком, что-то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства и эмоции, разделить их с собеседником.
Перед началом логопедического занятия необходимо заинтересовать ребенка,
например:
– показать его хорошо выполненную работу в классе или на родительском собрании;
– повесить на стенд лучших работ;
– наклеить на обложку красивую наклейку;
– показать работу учащимся в других логопедических группах;
– включить его работу в книжку-малышку;
– за хороший ответ наградить медалькой.
Учителю-логопеду необходимо помнить, что для ребенка с ОНР логопедические занятия – это серьезная работа, что признание и удовольствие за свой труд учащийся должен получить как можно скорее. В результате на следующем логопедическом занятии у этого ребенка появится естественная потребность выполнить качественно работу с целью получения похвалы, почувствовать себя успешным.
Понятно, что ситуация логопедического занятия должна создать естественную коммуникативность речи, следовательно, прежде, чем дать учащимся задание на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желание вступить в речевое общение, т. е. создать речевую ситуацию.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективными способами формирования потребности речевого высказывания являются задания исследовательского, творческого, проблемного, игрового характера.
Речевые ситуации, мотивирующие процесс формирование развернутого высказывания.
1. Составление рассказов по картинам с проблемным сюжетом (например, картины Т.А.Ткаченко). Картина – прекрасная наглядность, на базе которой ребенок под руководством логопеда анализирует и рассуждает, пополняет запас знаний об окружающей действительности, фантазирует и сочиняет.
Составление рассказа может быть по опорным словам или вопросам.
2. Озвучивание диафильмов, мультфильмов.
Звук выключается, ребенок, просмотрев кадры, озвучивает их. Затем детям предоставляется возможность прослушать оригинал.
3. Творческий пересказ с изменением места, времени, характера героев или “ты – главный участник события”.
4. Цветные рассказы.
На альбомных листах логопед фломастерами рисует линии, фигуры, а ребенок дорисовывает и комментирует свои действия. Этот вид работы развивает художественное воображение.
5. Экскурия.
Это может быть экскурсия будущих первоклассников по школе, экскурсия по весеннему парку.
6. Репортаж.
Например, репортаж с субботника или “веселых стартов”.
7. Рассскажи другу.
Друг – житель Африки. Расскажи ему о зиме.
Твой ровесник живет в Берлине, расскажи ему о своем городе.
8. Книга полезных советов для первоклассников.
Учащиеся предлагают свои советы, например, как правильно готовить уроки.
Как правильно ухаживать за маленьким четвероногим другом.
Как сделать кормушку для птиц.
Как самостоятельно пришить пуговицу и т.д.
9. Рассказ с продолжением.
Комбинированная творческая работа. Логопед начинает читать предложение, а учащиеся продолжают его. Например, “Город невежливых людей”.
Был на свете город. Все его жители болели ужасной болезнью – невежливостью.
При встрече… … (они не здоровались).
При расставании … … (не говорили “до свидания”) и т. д.
10. Рассказы по воображению.
Этот прием – разновидность эмпатийного рассказывания. Очень нравится учащимся, сразу все включаются в работу.
Примерные темы:
“Хорошо быть облаком летучим”.
“Я – капелька дождя”.
“Вы – солнечный лучик”.
“Я – ромашка на лесной полянке”.
“Я – последний осенний лист”.
Рассказ старого букваря.
Если бы я была бабочкой.
Три желания. (Если бы у меня была золотая рыбка).
У каждого дерева своя судьба.
11. Философский трактат.
“Манная каша глазами сытого и голодного”.
“Жизнь библиотечной книги” (В гостях у лентяя и отличника)
12. Составление рассказа о красоте мира в динамике, с момента появления до момента исчезновения.
“Лужа”;
“Колосок”;
“Снежинка”;
“Капелька воды”;
“Подснежник”;
13. Конкурс фантастических идей.
“Школа будущего”.
“В гостях у инопланетян”
“Я изобрел машину времени”.
14. Речевая игра “Хорошо – плохо”.
Формирует диалектическое мышление при выявлении в предмете, явлении положительных или отрицательных моментов.
“Дождь”.
“Мороз”.
“Снегопад”.
“Листопад”.
“Охота”.
“Мороженое”.
15. Игры-инсценировки (рассказа, сказки, жизненной ситуации).
16. Описание картины по памяти “Кто самый внимательный?”
17. Сказка наоборот.
18. Изготовление книжек-малышек для воспитанников детского сада.
Все перечисленные упражнения создают речевую ситуацию, активизирующую речевую деятельность, развивают воображение, творческое мышление у детей с речевой патологией.
Список литературы
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1983. – 96 с.
- Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной – Спб.: Питер, 2007. – 592 с.
- Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7–10 лет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.