Цель урока: охарактеризовать сущность физических и химических явлений; признаки и условия протекания химических реакций.
Задачи обучающие:
- Обеспечить осмысление и восприятие понятий «физическое явление», «химическое явление», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».
- Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений, умение проводить химический эксперимент, объяснять значение явлений в жизни природы и человека.
Задачи развивающие:
- Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных работ. Развивать мыслительную деятельность учащихся: суждение, умозаключение, доказательство.
- Совершенствовать умения учащихся наблюдать, фиксировать во время выполнения опытов, интерпретировать полученные данные в ходе опыта и обобщать результаты работы.
- Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованиями в соответствии с правилами безопасности.
Задачи воспитывающие:
- Содержательную основу урока составляют ценностные отношения (осознание практической значимости изучаемого), опорные и новые знания, а также способы деятельности (умение анализировать ход и результаты эксперимента и работать с реактивами).
Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
- Общий метод (частично-поисковый).
- Частный метод (словесно-наглядно-практический).
Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник «Химия 8» О.С. Габриелян.
- перманганат калия, магний, этиленгликоль;
- мел, соляная кислота;
- хлорид меди (II), гидроксид натрия;
- гидрокарбонат натрия, уксусная кислота;
- гидроксид натрия, индикатор фенолфталеин.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Операционно-исполнительский этап:
- Объяснение нового материала;
- Демонстрационные опыты;
- Лабораторная работа (экспериментальные задания);
- Фронтальная беседа (по итогам демонстрационного эксперимента и лабораторной работы) с заполнением таблицы;
- Самоконтроль знаний учащихся;
- Информация о домашнем задании и инструкция к его выполнению.
III. Оценочно-рефлексивный этап.
Ход урока
Эпиграф (Слайд 2)
Высокая цель человека науки – проникать в саму сущность наблюдаемых явлений, постигать их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими.
Р. Ролан
С веществами могут происходить различные изменения: испарение воды, плавление стекла, сгорание топлива, ржавление металла, скисание молока, плавление парафина, гниение листьев.
Эти изменения могут быть физическими или химическими. (СЛАЙД 3-12)
Все вещества обладают определенными физическими свойствами, перечислите их.
– Цвет, агрегатное состояние, температура кипения и плавления, электрическая проводимость, теплопроводность.
– При нагревании воды, вода переходит из жидкого агрегатного состояния в газообразное. Образуется новое вещество? Что происходит с веществом?
– Новое вещество не образуется. Изменяется агрегатное состояние.
– При замерзании воды, вода переходит из жидкого агрегатного состояния в твердое. Образуется новое вещество?
– Изменяется агрегатное состояние.
– При измельчении сахара образуется сахарная пудра. Что происходит с веществом?
– Изменение размера частиц.
Демонстрационный опыт.
Нагреем стеклянную трубочку с помощью щипцов посередине.
– Что наблюдаем?
Палочка раскалилась, стекло размягчилось и согнулось. Наблюдаем процесс плавления стекла – переход вещества из твердого состояния в жидкое.
– Образовалось новое вещество?
– Нового вещества не образовалось.
– Как называются эти явления?
– Физические.
– В чем сущность физического явления? Что происходит при физических явлениях? Образуется новое вещество?
– При физических явлениях новые вещества не образуются, а изменяется агрегатное состояние.
– Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется их агрегатное состояние или форма. (СЛАЙД 13)
– В чем сущность химических явлений, что такое химическое явление?
Чтобы ответить на данные исследовательские вопросы проведем демонстрационные эксперименты и лабораторную работу. Ведь практика – является критерием истины.
– Внимательно посмотрите демонстрационные опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений и сделайте выводы о признаках химических явлений.
Демонстрационные опыты. (СЛАЙД 14)
Опыт 1. «Извержение вулкана».
Опыт 2. «Растворение мела»
Опыт 3 «Взаимодействие растворов».
Демонстрация видеофрагмента «Горение магния»
Заполнение текста. (Характер учебно-познавательной деятельности – частично-поисковый).
По итогам демонстрационного эксперимента в процессе фронтальной беседы, учащиеся заполняют таблицу, дают определение понятия «химические явления» (СЛАЙД 15-16).
– Химическими называют такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие вещества. Химические явления называются химическими реакциями.
Название опыта | Условия протекания хим. реакций | Признаки хим. реакций | Общий признак химической реакции |
1. «Извержение вулкана» | |||
2. «Растворение мела» | |||
3 .Взаимодействие растворов |
– Сделаем вывод, каковы признаки химических реакций. (СЛАЙД 17)
– Признаками химических реакций являются:
- изменение окраски,
- выделение (поглощение) теплоты,
- выпадение осадка,
- выделение газа,
- появление запаха.
– А условием протекания химических реакций является: соприкосновение реагирующих веществ, нагревание.
В чем же сущность химического явления?
– Явление, при котором образуется новые вещества.
(Учащиеся заполняют последнюю графу таблицы).
ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ. Перед лабораторной работой – инструктаж:
- При работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами.
- Растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1-2мл, что соответствует 1-2см.
- Действовать только по указанию учителя.
Задание. У вас у каждого на партах даны инструктивные карты, в которых вам предлагается текст описания опытов, в данный текст вы должны вставить пропущенные слова. Приложение 1.
Лабораторная работа (СЛАЙД 18). (Самостоятельная поисковая работа учащихся по определению химических превращений и их признаков, работа в группах.
(Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений, проверяет выполнение заданий, проверяет выполнение заданий посредством индивидуального опроса).
– Следующий этап нашей работы закрепление знаний учащихся по данной теме.
Тест «Физические и химические явления» (СЛАЙД 19-20).
-
Какие из перечисленных явлений являются химическими (химическими реакциями)?
А) замерзание воды
Б) горение фосфора
В) расплавленная сера соединяется с водородом в ядовитый газ – сероводород
Г) плавление металлов
Д) горение свечи
Е) сжижение воздуха
Ж) горение природного газа -
Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?
А) кипение воды
Б) разложение воды электрическим током
В) углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал
Г) плавление металла
Д) таяние снега
Е) разложение пероксида водорода на воду и кислород
Ж) испарение воды
Проверь себя! (СЛАЙД 21). Ответы:
- б, в, д, ж
- а, г, д, ж.
Информация о домашнем задании и инструкция к его выполнению. Приложение 2.
Домашнее задание: п.3, и выполнить тестовое задание по вариантам и составить кроссворд по теме (СЛАЙД 22).
Рефлексия. (СЛАЙД 23) Что вы сегодня узнали нового? Что Вас больше всего удивило? В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Сегодня на уроке с помощью демонстрационных опытов и лабораторной работы Вы нашли свою истину.
Список литературы:
- Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян.-15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
- Контрольные и проверочные работы. Химия 8 кл. к учебнику О.С.Габриеляна – М.: Дрофа 2008
- О,С.Габриелян Н.Н. Рунов. Химический эксперимент в школе 8-11 кл. – – М.: Дрофа 2005
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.8 класс: Учеб.пособие для общеобразоват.учрежден.– М.: Дрофа, 2003.– 304с
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 8 класс: В 2 ч. Ч.2: Настольная книга учителя– М.: Дрофа, 2003.-320с.