Школа юных исследователей

Разделы: Внеклассная работа


Научно-исследовательская работа учителей и учащихся в нашей школе осуществляется под руководством заместителя директора школы Бадмаханды Бадмацыреновны Гармаевой. Организация научно-исследовательской деятельности школьников – одно из направлений школы полного дня, серьезная, сложная, системная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей, достигать метапредметных результатов.  

Пятиклассники только начинают свой путь в науку в Школе юного исследователя, где под руководством опытного педагога-исследователя Дондоковой Ц.Л. учатся азам исследования, находят ответы на все вопросы по написанию и оформлению исследовательской работы, премудростям публичной защиты. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача руководителя Школы юного исследователя.

В рамках Школы юного исследователя ребята делают первые шаги в науку, участвуют и достигают успехов, не только в школьных проектах «Путешествие в Древнюю Русь», «Путешествие в Древнюю Грецию», «Я автор», «Малые фольклорные жанры Забайкалья», «Сказочная карта путешествий Ивана-царевича», но и в районной конференции «Шаг в будущее», школьных, районных, всероссийских конкурсах творческих работ «Моя семья», во всероссийских дистанционных предметных олимпиадах «Олимпус», «Я энциклопедиЯ», фестивале творческих и исследовательских работ школьников «Портфолио ученика», Международной заочной онлайн-конференции школьников «Зимний школьный марафон» и др. благодаря сотворчеству с увлеченным наукой педагогу. Такая работа очень важна для успешной социализации подрастающего поколения. Главное - поставить перед собой цель, а упорство в ее достижении - та черта характера, которая объединяет всех по-настоящему успешных людей.

23 января 2014 г. на базе нашей школы прошла районная научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее. Юниор». Из нашей школы в ней участвовало 12 юных исследователей и 9 из них стали победителями и призерами конференции.

Дамдиндоржиева Бэлигма, ученица 5 класса, заинтересовала своим выступлением на тему «Гадание на бараньей лопатке как бурятская народная традиция» на секции «Психология», которое фактически исчезло из нашей жизни (III м), привела наглядные примеры из современной нам жизни, представила неопровержимые факты наглядной помощи гадания на бараньей лопатке конкретным лицам (рук. Ц.Л. Дондокова).

В секции «Литературоведение» ученица 5 «б» класса Размахнина Олеся (II место) и ученица 6 «а» класса Жамбалова Арюна (III место) представили интересные исследовательские работы «Роль этнографических диалектизмов в рассказах Н. Пахомова» (рук. Ц.Л. Дондокова) и «Старинные меры длины в жемчужинах речевого творчества» (рук. Д.Д. Батуева), которые удовлетворяли всем требованиям оформления исследовательских работ.

В секции «История» юный исследователь, пятиклассник Тимур Дондоков представил интересное исследование «Мой дедушка Дондоков Базаржаб – автор памятника жертвам политических репрессий в селе Узон», представил ценные фотоматериалы с изображением открытия памятника, единственного в округе, интервью с автора памятником из семейного архива и удостоился третьего места (рук. Дондокова Ц.Л.).

В секции «Биология» пятиклассник Дармажапов Доржижаб провел исследование «Школьный рюкзак: как сохранить здоровье позвоночника», которое вызвало большой интерес у слушателей, потому актуальна проблема тяжелых рюкзаков у младших школьников (рук. Ц.Л. Дондокова).

В секции «Экология» состоялась презентация доклада «Экологическая проблема села Дульдурга», которое представил Батодоржиев Очир, ученик 6 «а» класса. В нем поднимались животрепещущие проблемы загрязнения села и последствия воздействия их на хрупкий организм человека, его окружающую среду (рук. Д.Д. Батуева).

В секции «Экономика» ученик 5 класса Гармаев Мунко провел актуальное для нашего времени исследование «Можно ли прожить на прожиточный минимум в селе Дульдурга» (III м), было очень интересно слушать его рассуждения, он провел социологический опрос среди населения села и представил фактические данные, которые вызвали живой познавательный интерес юных исследователей (рук. Б.Б. Гармаева).

Ученица 8 класса Шагдарова Сэлмэг блестяще представила работу по теме «Радуга – знакомая незнакомка» в секции «Физика» и удостоилась первого места. Привела новые интересные факты, казалось бы, о давно и хорошо известном нам природном явлении и привела данные опытно-экспериментальной работы (рук. Э.Т. Дулмаева).

В секции «География» Дамдиндоржиева Бэлигма, ученица 5 класса, рассказала о разведении декоративных крыс и о той пользе, которую они приносят людям. Юные слушатели узнали, что, оказывается, есть такая наука – зоотерапия, благодаря которому дети и взрослые, страдающие разными заболеваниями, быстро идут на поправку, если они ухаживают за животными, в том числе и декоративными крысами. Главное, такое увлечение учит детей доброте, состраданию, заботе о братьях наших меньших (рук. М.В. Казакова).

В секции «Культурология» выступил Дашибалов Бэлиг с актуальной темой «Коновязи моей малой родины» (I м). Бэлиг проследил историю возникновения коновязей на территории Дульдургинского района и республики Бурятия, рассмотрел образ коновязи в героическом эпосе «Гэсэр» и в произведениях забайкальских писателей (рук. И.Д. Цыбенова).

Эржен Батуева, ученица 7 класса - с оригинальным исследованием на тему «Образ женщины-птицы в искусстве» (III м) в секции «Искусствоведение» заинтриговала участников. Эржэн проанализировала загадочный образ женщины-птицы в произведениях бурятского искусства (миниатюрах, иконах, картинах) с древних времен и до наших дней, олицетворяющей землю и плодородие, деторождение (рук. И.Д. Цыбенова).

В секции «Педагогика» Раднобазарова Аяна представила доклад «Сквернословие как пример культурной катастрофы» (II м), данные проведенного социологического опроса вызывают большую озабоченность фактами загрязнения русского языка ненормативной лексикой, жаргонизмами (рук. Д.Д. Батуева).

Ценность культурологии, исторического, литературного и лингвистического краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Юный исследователь с интересом и удовольствием познает свой край, и это помогает ему многое понять и увидеть удивительное, неповторимое, прекрасное, великие тайны и великую красоту в том, в чем обычный человек видит лишь обыденное.

Темы по экономике, географии, физике, педагогике, искусствоведению и культурологии, истории, литературе, экологии, биологии были интересные, социально и личностно значимые, ребята были увлечены своей работой, что придавало их презентации исследования особую атмосферу научного поиска.