Факультативный урок по теме "Нулевая суффиксация". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели: повторить способы словообразования в русском языке, выявить и уточнить особенности бессуффиксного способа словообразования, продолжить формирование умения образовывать слова с помощью бессуффиксного способа.

План урока

Этапы урока Методы Время
1. Организационный момент Слово учителя 0,5 мин.
2. Целеполагание Слово учителя 1 мин.
3. Изучение нового материала Лекция, анализ языкового материала 10-15 мин.
4. Закрепление Исследовательский метод 20-25 мин.
5. Подведение итогов Беседа 3 мин
6. Домашнее задание   2 мин.
7. Оценивание    

Эскиз доски

  Дата.
Классная работа.
Нулевая суффиксация.
Д.З.:

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.

II. Целеполагание.

Сегодня на уроке вы вспомните об особенностях бессуффиксного способа словообразования, это и есть цель занятия.

III. Изучение нового материала.

  1. Какие способы словообразования вам известны? Приведите примеры.
  2. Какова особенность бессуффиксного способа словообразования?
  3. От основ каких частей речи образуются слова с помощью бессуффиксного способа?

Чем различаются слова в данных словообразовательных парах?

А) гладкий – гладь,

глубокий – глубь,

тихий – тишь,

синий – синь,

высокий – высь;

б) подвозить – подвоз,

перевозить – перевоз,

уходить – уход,

зажимать – зажим,

поливать – полив;

Промежуточный вывод.

Итак, дайте характеристику бессуффиксного способа словообразования. Приведите примеры.

Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной (производящей) основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием -ть отбрасывается: насыпать —> насыпь, просекать —> просека, загорать —> загар.

При этом следует рассуждать примерно так: загар – это то, что получилось в результате действия “загорать”; насыпь – это то, что получилось в результате действия “насыпать”.

Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных: глубокий —> глубь, гладкий —> гладь, интеллектуальный —> интеллектуал.

Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса: дикий —> дичь, тихий —> тишь, сухой —> сушь.

При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч, х//ш и др. Напоминаю, что таким способом образуются только имена существительные.

IV. Первичное закрепление.

Упражнение № 1.

Образуйте от основ данных глаголов существительные при помощи бессуффиксного способа.

Заплывать, входить, взрывать, бегать, пускать, оплатить, ловить.

Подготовка к восприятию материала, объясняющего структурные особенности слов, образованных бессуффиксным способом.

Ребята, вы помните, что словообразовательные процессы сопровождаются такими явлениями, как чередование (нога —> ножка). При бессуффиксном способе, помимо чередования, могут наблюдаться и другие явления. Посмотрите на слова следующего упражнения и сделайте вывод о том, что произошло с производящей основой.

Упражнение № 2.

Образуйте от основ данных прилагательных существительные при помощи бессуффиксного способа. Укажите, какими явлениями сопровождается образование новых слов.

Синий, злой, тихий, мутный, роскошный, глубокий, глухой, гладкий.

Промежуточный вывод.

Ребята, усечение основы, чередование звуков, мена ударения – это явления, которые называются морфонологическими, поскольку происходит фонетическое изменения морфем (морфема + фонология —> морфонология).

Упражнение № 3.

Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

Конь мой – мощь моя и крепь. Неужель он не знает, что в полях бессиянных той поры не вернёт его бег. (С. Есенин.) Но странная из солнца ясь струилась, – и, степенность забыв, сижу, разговорясь с светилом постепенно. (В. Маяковский.) К созданию будущего словаря, и этому есть много свидетельств, В.И. Даля подтолкнул А.С. Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта. (В. Воробьёв.) Александрине Муравьёвой – жене Никиты Муравьёва – в момент её приезда в Сибирь было 23 года. (Э. Павлюченко.)

V. Подведение итогов.

1. Дайте определение бессуффиксного способа словообразования.

2. Слова какой части речи могут образовываться бессуффиксным способом?

3. От основ каких частей речи образуются слова с помощью бессуффиксного способа словообразования? Приведите примеры.

VI. Домашнее задание.

Образуйте от снов данных слов существительные с помощью бессуффиксного способа и укажите, какими морфонологическими явлениями сопровождается образование новых слов:

глухой, сухой, нечистый, зелёный, переходить, пробегать, откормить, переносить, запрудить, накипеть, переписать, записать, надписать.

 

 

 

 

 

 

VII. Оценивание.

Ребята, спасибо за урок. Сегодня я поставлю отметки: …

До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Существительные, образованные от глаголов, обозначают отвлеченное название действия, а от прилагательных – отвлеченное название признака.

 

Слова в парах различаются тем, что в словах первого столбика есть суффикс, а вот втором он отсутствует, несмотря на то, что слова второго столбика - это слова производные. Из этого следует, что все эти существительные образовались бессуффиксным способом.

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заплывать —> заплыв; входить —> вход; взрывать —> взрыв; бегать —> бег; пускать —> пуск; оплатить —> оплата; ловить —> лов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синий —> синь; злой —>> зло; тихий —> тишь (чередование звуков); мутный —> муть (усечение основы, чередование звуков); роскошный —> роскошь (усечение основы, мена ударения); глубокий —> глубь (усечение основы, мена ударения, чередование звуков); глухой —> глушь (мена ударения, чередование звуков); гладкий —> гладь (усечение основы, чередование звуков).

 

 

 

 

 

Крепь <— крепкий; бег <— бегать; ясь <— ясный; вздох <— вздохнуть; приезд <— приезжать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бессуффиксный способ предполагает образование нового слова без использования суффикса. Этим способом образуются только имена существительные от основ глаголов и прилагательных: переход <— переходить; сушь <— сухой.

 

 

 

 

Глушь (мена ударения, чередование звуков), сушь (мена ударения, чередование звуков), нечисть (мена ударения, чередование звуков), зелень (мена ударения, чередование звуков), переход (усечение основы, мена ударения, чередование звуков), пробег (усечение основы, мена ударения,), откорм (усечение основы, мена ударения, чередование звуков), перенос (усечение основы, мена ударения, чередование звуков), запруда (усечение основы, мена ударения, чередование звуков), накипь (усечение основы, мена ударения), перепись (усечение основы, мена ударения, чередование звуков), запись (усечение основы, мена ударения, чередование звуков), надпись (усечение основы, мена ударения, чередование звуков).