"Финикия". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель урока: дать представление о Финикии как морской цивилизации через использование проблемного диалога как средства развития ключевых компетентностей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • создать у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии; раскрыть особенности финикийского алфавита.

Развивающие:

  • создание условия для формирования у учащихся умения работать с исторической картой;
  • умения сравнивать однородные явления ,получать информацию из различных источников знаний.

Воспитательные:

  • показать вклад финикийцев в мировую культуру; продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование мотивации к изучению истории, в процессе рефлексии уметь проводить самооценку. Ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учебе.
  • Предметные: предметные действия с учебным материалом (УУД познавательные: давать определения понятиям, показывать на карте государства, осуществлять сравнение). Ученик научиться делать умозаключение и выводы на основе аргументации.
  • Метапредметные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность (УУД регулятивные – уметь самостоятельно контролировать свое время, целеполагание). Навыки сотрудничества (УУД коммуникативные – аргументировать свою точку зрения, организовывать учебное сотрудничество). Работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение (УУД познавательные – осуществлять сравнение). Ученик научиться основам саморегуляции своей учебной деятельности, сотрудничеству, учитывать разные мнения, обосновывать собственную позицию, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Понятийный аппарат: колония, алфавит.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке вы за правильные ответы будете получать красные кружочки. Я их сделала специально такого цвета и формы. Как вы думаете, почему? Что это может обозначать? (Дети высказывают свои предположения)

2. Актуализация знаний.

Сейчас я дам вам возможность заработать эти кружочки, и, может быть, когда они будут у вас в руках, вы отгадаете загадку.

Фронтальный опрос

  1. Где располагалось государство Ассирия? (в средней части долины реки Тигр)
  2. Чем была богата эта страна? ( полезные ископаемые: металл, камень)
  3. Какой была ассирийская армия? (царский отряд– тяжелая и легкая пехота, конница и колесницы. При осаде использовали штурмовые лестницы, осадные башни и стенобитные орудия. Имелось спец. Подразделение, занимавшееся строительством дорог, мостов и укреплений)
  4. Как относились ассирийцы к покоренному населению? (платили дань, изощренные пытки и издевательства над побежденными врагами, массовое насильственное переселение покоренных народов0
  5. Как звали царя, собравшего крупнейшую библиотеку? (Ашшурбанапал)
  6. Что произошло со столицей Ассирии городом Ниневией? (В 612 г до н.э. была разрушена армией Мидии и Вавилонией, держава прекратила существование)

Индивидуальное задание.

Собрать слово из букв и объяснить что оно обозначает.

Слово – таран

Молодцы, ребята, вы получаете свои заслуженные кружочки. Может, кто-нибудь из вас догадался, почему они такого цвета? (Дети пытаются отвечать)

Тогда предлагаю слушать меня внимательно, и, может быть, в моем рассказе вы услышите ответ.

3. Изучение нового материала.

Мотивирование к учебной деятельности.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним интересным государством Древнего мира, но сначала послушайте отрывок из книги Геродота «История в девяти книгах».

Учитель зачитывает классу отрывок из книги Геродота «История в девяти книгах» или показывает слайд с текстом.

Отрывок из книги Геродота “История в девяти книгах”

… Ливия же, (Геродот имеет ввиду Африку) по видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы ( Гибралтарский пролив), пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет) во время плавания вокруг Ливии Солнце оказалось у них на правой стороне….[1] Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем.

Вопросы к классу по документу

– Кто совершил путешествие вокруг Африки?

– О каком государстве сегодня пойдет речь?

– Как бы вы сформулировали тему урока?

Учащиеся формулируют тему урока

Записывается тема урока – Финикия

Финикия – небольшая страна древности. Финикийцы были замечательными мастерами, отличными мореплавателями, бороздили просторы морей и океанов. Интересен тот факт, что они первыми отправлялись в далекие плавания. Но не все считали финикийцев искусными мореплавателями. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку. Как вы думаете, ребята, какую проблему нам предстоит решить сегодня на уроке?

Ученики формулируют проблему: правда, что финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока.

– Какова цель нашего урока, в чем она будет заключаться? (знакомясь с географическим положением страны, занятиями ее жителей, ответить на проблемный вопрос)

– А что для этого надо?

Учащиеся определяют учебные задачи.

Работая с текстом учебника, картой, иллюстрациями найти ответ на проблемный вопрос.

Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит задание составить полный ответ на вопрос. Руководителям групп организовать поиск ответа в предложенном тексте, составление рассказа.

(Учитель формирует группы по 4 человека, назначает руководителей.

В классе, где спокойные межличностные отношения, ровный состав можно дать возможность детям самим выбрать руководителей групп.)

Карточки для работы в группах

Работа в группах.

Физминутка.

Ответы представителей групп.

4. Закрепление изученного материала.

После работы в группах и выполнения задания учитель задает вопрос:

Вспомните наш проблемный вопрос: правда, что финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока? Как мы на него ответим?

Сегодня существует более 244 государств. Сегодня есть такое государство – Финикия? (Ученики отвечают)

История Финикии недолгая. В 6 в до н.э. завоевана персами, в 332 г до н.э. -Александром Македонским. На этом месте сегодня Ливан. Но мы во многом благодарны финикийцам.

– Если бы вы встретили финикийцев, за что вы их бы отблагодарили? (Ученики отвечают)

– За что бы вы их критиковали? (Ученики отвечают)

5. Рефлексия.

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Подсчет кружочков. Выставление оценок.

Ребята, догадались ли вы, почему кружочки у вас красные? (пурпурная краска)

Задание на дом.

Прочитать параграф 14, ответить на вопросы1,2,3, составить рассказ от имени финикийца о морском путешествии

Литература:

  1. Андреевская Т.П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина; под общ. ред. В.С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе./ В.В. Шоган, Н.В. Оболонко, Е.В. Сторожакова. – Ростов н/Д: Феникс. 2013.