Интегрированный урок (ИКН + математика) "Математическое путешествие по Марийскому краю". 5-й классе

Разделы: Математика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (36 МБ)


Цель урока.

  • Формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира
  • Укрепление межпредметных связей школьных дисциплин алгебры и Истории и Культуры Народов Марий Эл.

Задачи урока.

Учебные

  • Решить задачи на проценты на материалах истории марийского края.
  • Повторить действия с десятичными дробями в задачах по карте Марий Эл.
  • Познакомиться с легендами марийского народа о национальных богатырях Чоткаре и Акпарсе.
  • Узнать исторические названия городов Волжск и Звенигово.

Развивающие

  • Научить использовать программные знания по математике по теме “Проценты” в решении жизненных задач.
  • Провести математический диктант с последующей взаимопроверкой в парах.
  • Научиться решать математические задания с зашифрованными словами.

Воспитательные

  • Формирование интереса учащихся к изучению предмета математики и истории и культуры народов..
  • Воспитание понимания значения математики в решении простейших задач из окружающей нас жизни.
  • Воспитание патриотического отношения учащихся к историческому наследию своей малой Родины – Республики Марий Эл.

Оборудование.

- Карта Республики Марий Эл.

- Фотографии с изображением городов Республики Марий Эл и марийских национальных героев Чоткара и Акпарса.

- Презентация с текстами для математического диктанта.

- Презентация, отражающая культуру марийского народа и природу Республики Марий Эл.

- У каждого ученика на столе комплект распечатанных текстовых материалов для работы на уроке: лист с темой урока и его этапами и физические карты Республики Марий Эл.

План урока.

1. Вступление.

2. Актуализация знаний по математике.

3. Математический диктант с последующей взаимопроверкой.

4. Легенда о возникновении марийского народа.

5. Самостоятельная работа “Города Марий Эл”.

6. Легенды о марийских богатырях Чоткаре  и Акпарсе.

7. Решение текстовых задач по карте Марий Эл с применением масштаба.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступление. Оба учителя попеременно знакомят обучающихся с целями и задачами урока по своему предмету.

(Презентация “Вступление”, музыкальное сопровождение ансамбля марийских гусляров).

Звучит мелодичная народная марийская мелодия в исполнении ансамбля гусляров на тему Марийского края. Под мелодию выходит ученица и читает стих Семёна Вишневского “О, Марий Эл”. На экране один за другим сменяются фото, отражающие различные стороны жизни республики (слайд 2).

Простор полей и красота лесной поляны
Богатство нив и колокольный звон церквей.
Улыбки детские, и веером фонтаны,
Как доброта живущих здесь людей.
Исконный край Отечества – марийский,
Из глубины веков история твоя,
Наш край лесов родной и близкий,
Мы навсегда с тобой, российская земля!
Здесь тишина озёр, благоухают травы,
А в поднебесье – птичьи голоса.
И в майский день отцовской славы
Оркестров радуга и первая роса.
Исконный край Отечества – марийский,
Из глубины веков история твоя,
Наш край лесов родной и близкий,
Мы навсегда с тобой, российская земля!

Учитель ИКН. – Родина... Среди необъятных просторов нашей России есть уголок земли, который человеку ближе всего. Это место, где он родился. Для вас, ребята, таким дорогим уголком стал марийский край. Марийский край, прекрасный край... И действительно он прекрасен. Наша земля богата лесами и полями, реками и озёрами. На красоту лесов смотришь, не насмотришься, сладкую родниковую воду пьёшь, не напьёшься, и поля, как щедрая скатерть, одаривают хлебом и овощами.

Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут нас в путешествие по прекрасной земле ОНАРА.

Учитель математики. - Из математики мы с вами вспомним, как решаются текстовые задачи на “ЧАСТЬ, ДОЛЮ, ЦЕЛОЕ” и способы их решения, повторим правила действий над десятичными и обыкновенными дробями в форме самостоятельной работы, во время устного счёта решим текстовые задачи на определение доли числа в процентах. Из ИКН вы узнаете о национальных марийских героях, об истории основания городов Звенигово и Волжск. Вы познакомитесь с некоторыми статистическими данными нашего края.

– Откройте домашние тетради, запишите число и тему урока.

2. Актуализация знаний по математике.

Презентация “Актуализация знаний”. Учитель математики ведёт фронтальный опрос учащихся и отмечает ответивших в своём листе учёта работы обучающихся на уроке.

– Прежде чем приступить к материалу урока , давайте вспомним основные понятия, связанные с текстовой задачей на “Часть, долю, целое” и “Масштаб”.

- Что называется процентом?

- Какие типы задач на проценты вы знаете?

Учитель обращается с вопросом к учащимся, выслушивает их ответы и, обобщив их, продолжает фронтальный опрос.

- Какие элементы надо уметь выделять в задачах на проценты?

- Как найти целое?

- Как найти долю?

- Как найти часть?

- Что называется масштабом?

- Как определить масштабную единицу?

- Как найти расстояние на карте по расстоянию на местности?

- Как найти расстояние на местности по расстоянию на карте?

3. Математический диктант с последующей взаимопроверкой. Презентация

“Математический диктант”. Учитель математики поясняет условия выполнения математического диктанта и сопровождает слайды, озвучивая тексты заданий на них.

Учитель математики. – Сейчас вам, ребята, предстоит выполнить математический диктант за 4 минуты. Потом, поменявшись друг с другом тетрадями, каждый из вас должен будет оценить работу своего одноклассника согласно представленных на слайде критериев оценки.

4. Легенда о возникновении марийского народа. Презентация “Легенды марийского народа”.

Учитель ИКН. Звучит народная марийская мелодия в исполнении ансамбля гусляров и на фоне музыки учитель ИКН ведёт рассказ.

– У марийского народа есть много легенд и сказаний. Я хочу поведать вам одну из них о возникновении марийского народа.

Учитель ИКН сопровождает слайды презентации легендой о Юмо-боге и его дочери.

Учитель ИКН. - Когда-то в древности на марийской земле проживал только марийский народ. Современная Республика Марий Эл – это многонациональная республика, здесь проживают и мари, и русские, и удмурты, и татары, и белорусы с украинцами, мордва ... Всего более 50-ти национальностей. В настоящее время численность Марий Эл составляет около 700тыс. человек.

Учитель математики. Работает с таблицей на сладе 6.

– Вы только что послушали легенду и узнали о многонациональности нашей республике. Перед вами слайд с таблицей, на которой показан процентный состав различных национальностей и общая численность населения. Вам предстоит на 3 варианта выполнить работу № 2 в ваших индивидуальных листах.

По окончании работы учитель математики обучающихся, которые первыми справились с заданием и с комментариями отмечает ответивших в своём листе учёта работы обучающихся на уроке.

5. Самостоятельная работа “Города Марий Эл”.

На экране открывается Презентация с картой Республики Марий Эл и отмеченными городами на ней.

Учитель ИКН. – Территория Республики Марий Эл разделена на сельские районы. Сколько районов в республике? Перечислить их.

- Какие районные центры вы знаете?

- Сколько городов в марийском крае? Перечислите их.

Учитель математики. – В настоящее время не все города имеют своё первоначальное название. Сейчас, если вы правильно выполните в самостоятельной работе вычисления, то с помощью ключа сможете определить как назывались самые молодые два города Звенигово и Волжск раньше.

ЗВЕНИГОВО -

           
25,032 : 0,56 50,1 – 9,323 1,4 * 2,9 37,4 * 8,5 26,04:5,6 178,6 + 89,44

Ключ к расшифровке названия городов

3,8 4,06 4,6 4,65 17,41 18,8 40,777 44,7 77,21 268,04 317,9 1400 3040
Н К И Р Т Л Е Ч А Ы У О П

ВОЛЖСК -

               
103,4:5,5 560 * 2,5 6,08 : 0,002 75,31 + 1,9 21 – 3,59 17,02 : 3,7 3,142 + 0,658 1,4 * 1000

Ключ к расшифровке названия городов

3,8 4,06 4,6 4,65 17,41 18,8 40,777 44,7 77,21 268,04 317,9 1400 3040
Н К И Р Т Л Е Ч А Ы У О П

Учитель математики фронтально опрашивает результаты выполнения работы. Учитель ИКН рассказывает об истории возникновения названий этих городов.

6. Легенды о марийских богатырях Чоткаре и Акпарсе.

На экране открывается Презентация с картой Республики Марий Эл и затем по ходу рассказа анимационно появляются на ней места рождения национальных героев Чоткара и Акпарса.

Учитель ИКН. – По одной из марийских легенд на территории Волжского района давным – давно проживал богатырь ЧОТКАР.

Обучающийся класса в национальном костюме рассказывает о Чоткаре.

Учитель ИКН. – Существует легенда и о другом национальном герое – Акпарсе.

Обучающийся класса в национальном костюме рассказывает об Акспарсе.

7. Решение текстовых задач по карте Марий Эл с применением масштаба.

Учитель математики. – Сейчас по карте Республики Марий Эл вам предстоит определить её масштаб и затем вычислить расстояние между родными селениями национальных марийских героев Чоткара и Акпарса, если известно, что расстояние между городами Звенигово и Козьмодемьянск равно 126 км.

Каждый обучающийся работает со своей картой и выполняет работу в рабочей тетради.

8. Домашнее задание.

По математике:

  • Составить все три типа задач на проценты на материале истории Республики Марий Эл.
  • Определить по карте Республики Марий Эл расстояние между городами Звенигово и Волжск.

По ИКН:

  • Найти материалы и подготовить сообщения о других национальных героях марийской земли.

9. Подведение итогов урока.

Учитель математики. – Давайте, ребята, подведём итоги нашего интегрированного занятия. Чем сегодня вы занимались на уроке математики?

- Какие числовые характеристики из жизни марийского народа вы узнали на уроке?

Учитель ИКН. – Что нового вы узнали на уроке ИКН?

- Перечислите самые многочисленные национальности марийского края.

- Сколько национальностей проживает в современной Республике Марий Эл?

- О каких известных личностях марийской земли шла речь сегодня на уроке?

Учитель математики. – В заключение нашего урока оцените свою работу и под смайликом, который соответствует твоему настроению, напиши слово “ДА”.

Обучающиеся на личных карточках выделяют соответствующий смайлик.

 

Литература.

1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 7-е изд., испр., - М.: Мнемозина, 2008.

2. Васин К.К., Сануков К. Н., СергеевМ. Т. По памятным местам. Историко-краеведческие очерки. Йошкар – Ола. 1968.

3. Москвина Л.П., Петухова Г.Н., Никитина Ю.М. История и культура народов Марий Эл. 5 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2012.