Психологическое занятие по теме «Знакомимся с правилами взаимоотношений»

Разделы: Школьная психологическая служба


Форма проведения: комбинированная с использованием элементов тренинга, дискуссии, беседы.

Продолжительность занятия: 45 мин. (урок).

Возраст школьников: 9–10 лет.

Причина выбора темы: запрос учителей начальной школы.

Оборудование и материалы:

  • столы стоят буквой “П”;
  • магниты;
  • плакаты;
  • набор карточек с качествами людей;
  • набор карточек с правилами самовоспитания;
  • цветные мелки.

Набор материалов для каждого ученика:

  • “светофорики” (красные и зеленые кружки);
  • бумажные очки;
  • бумажные ладошки;
  • цветные карандаши.

Цели и задачи:

1) закрепление знаний школьников об основных человеческих качествах;

2) формирование принятия других на основе осознания общности между другими и собой;

3) развитие способности к самооценке и самонаблюдению;

4) ознакомление с правилами и приемами самовоспитания положительных качеств.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Приветствие:

Влево, вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дотронемся руками,
Пусть дружба остается с нами.

Релаксационное упражнение “Спаси птенца”:

Представьте, что на ваших ладошках беспомощный замерзший птенец. Согрейте его, спрячьте в своих ладонях, подышите на него. Приложите ладони к своей груди – поделитесь с птенцом теплом своего сердца, добротой своей души. Птенчик согрелся. Раскройте ладони. Улыбнитесь ему: “Лети, птенчик”.

В атмосфере добра продолжим занятие.

А цель наша: Подумать о себе, подумать о других и найти пути и правила, как развить в себе положительные качества. Ведь каждый хочет быть хорошим! Так?!

II. Основная часть.

Психолог читает стихотворение Л. Кузьмина

“Дом с колокольчиком”:

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка
И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:
– Входи, не стесняйся, дружок. –
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если…
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром…

То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.

Обсуждение стихотворения:

Как поняли стихотворение?

Какие пословицы можно применить к этому стихотворению? (“Как аукнется, так и откликнется”, “Что посеешь, то и пожнешь”)

Психолог начинает известные высказывания, дети – продолжают:

“Относись к людям так, … (как ты хочешь, чтобы они относились к тебе)”;

“Чаще ставь себя … (на место другого человека)”;

“Вежливость порождает и вызывает … (вежливость)”;

“Доброта порождает и вызывает … (доброту)”;

“Улыбка порождает и вызывает … (улыбку и дружбу)”.

Песня “От улыбки станет всем светлей…”.

Слова психолога: Известные выражения, произнесенные выше, примем за правила воспитания в себе положительных качеств?

Существуют и другие правила самовоспитания.

Упражнение “Волшебные очки”.

Ребята, я уверена, все знают сказку “Снежная королева”.

Кто ее написал?

Как зовут детей?

Что случилось с Каем? Кто его спас?

Хотите услышать продолжение этой сказки?

Когда Кай и Герда выросли, они изобрели волшебные очки, в которых можно было разглядеть все хорошее, что есть в человеке, даже если оно глубоко спрятано.

Я эти очки принесла к вам в класс. Примерим их! Посмотрите внимательно на одноклассников.

Кто хочет сказать, что он видит в волшебных очках?

Обсуждение упражнения “Волшебные очки”.

Что чувствовали те дети, которые говорили об одноклассниках, и что чувствовали те, о ком говорили? (Всем было приятно).

Вывод: почаще мысленно одевать волшебные очки и доставлять радость людям, замечая в них хорошее. Это тоже пусть станет нашим правилом.

Другие правила мы с вами найдем в ситуациях.

Ситуация первая о мальчике Саше, ученике третьего класса одной из школ города Москвы.

Саша видел, что его соседа по парте уважают одноклассники, с хорошей стороны отмечает учительница…

“Почему? – подумал Саша, – Я хочу, чтобы ко мне тоже так относились”.

“А ты понаблюдай за ним”, – посоветовала мама.

Мальчик подметил, что его одноклассник всегда аккуратен, внимателен на уроках, не выкрикивает ответы, вежлив с одноклассниками и взрослыми.

Что мы можем посоветовать Саше? (Брать пример с хорошего – это тоже правило).

Ситуация вторая о девочке Кате, ученице третьего класса, которая, выходя отвечать к доске, очень волнуется, переживает и поэтому многое путает в ответе.

Ей не хватает одного качества. Какого? (Уверенности)

Но учительница сказала, что можно себя тренировать при подготовке домашнего задания.

Дадим совет Кате.

И так, мы получили новое правило – тренировать положительные качества.

А теперь загадка:

В школе есть свои…
В театре есть свои…
В столовой есть свои…

Кто догадался, какими словами нужно закончить эти предложения? (Правила поведения).

Ребята вот мы и познакомились с правилами, как воспитать в себе положительные качества.

Упражнения на развитие способности к самооценке и самонаблюдению.

Упражнение “Мешки”.

На доске два нарисованных мешка: красный и зеленый. У каждого ребенка набор “светофорик” (красный, зеленый кружок).

Психолог показывает по очереди карточки с положительными и отрицательными качествами людей (трудолюбие, смелость, лень и т.д.).

Школьник показывает красный кружок, если этого качества в нем много или он хочет, чтобы было много. Если большинство детей показывает красный кружок – психолог кладет карточку с качеством в красный мешок.

Школьник показывает зеленый кружок, если этого качества в нем мало или он хочет, чтобы было мало. Если большинство детей показывает зеленый кружок – психолог кладет карточку с качеством в зеленый мешок.

Обсуждение упражнения “Мешки”.

Какие получились мешки?

Предполагаемые ответы:

- в одном мешке положительные качества, в другом – отрицательные;

- в нас больше положительных качеств;

- каждому положительному качеству соответствует отрицательное;

- чем больше места занимает положительное качество в человеке, тем меньше остается – отрицательному.

Красный мешок увеличивается, а зеленый сморщивается, уменьшается.

Остались только положительные качества.

Упражнение “Ладошки”.

В каждом человеке одно положительное качество хорошо развито, другое хуже.

Ребята, у вас на партах ладошки из бумаги и два карандаша (зеленый и красный). Подумайте и напишите красным карандашом на пальчиках бумажной ладошки те свои положительные качества, которые в вас развиты и вы хотите их сохранить; зеленым – напишите те качества, которые в вас мало развиты, но вы хотите их воспитать.

Звучит музыка. Дети работают.

Ладошки остаются у школьников как напоминание и ориентир в самовоспитании.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов:

  • С чем мы познакомились сегодня?
  • Что нового узнали?
  • Какие приемы и правила развития в себе положительных качеств запомнили и будете использовать?

Дети повторяют правила и приемы развития в себе положительных качеств. Психолог вывешивает на доску заранее подготовленные плакаты с правилами:

“Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе”;

“Чаще ставь себя на место другого человека”;

“Вежливость вызывает вежливость”;

“Доброта вызывает доброту”;

“Улыбка вызывает улыбку”;

“Доставляя радость людям, замечай в них лучшие стороны”;

“Бери пример с хорошего”;

“Выполняй правила поведения”;

“Проявляй положительные качества”.

Мы смогли сегодня заглянуть в себя. Оценить себя. Значит, лучше будем понимать других.

Прощание:

Влево, вправо повернемся
И друг другу улыбнемся.
Дотронемся руками,
Пусть дружба остается с нами.

Всем спасибо! Занятие окончено!