Цель: ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование.
Задачи:
- Личностные: формировать ученическую компетентность, расширять общий кругозор.
- Предметные: формировать представление детей об основах правовых знаний; создать условия для понимания учащихся своих прав.
- Метапредметные:
- Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
- Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности
- Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новое.
Оборудование: медиапроектор, экран, компьютеры, карточки с текстами, презентация, книги, рисунки.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Содержание урока | Формирование УУД |
УУД |
I. Организационный этап Создание мотивации к учебной деятельности. Стали ровно, тихо сели. Презентация 1. Слайд 2 2 ученика читают стихотворение.
– Как называется страна, в которой мы с вами
живем? |
– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем
говорить на нашем занятии? Желаю успехов в
работе на уроке.
|
Коммуникативные и личностные УУД формируются
личностные УУД – мотивация к учебной Познавательные – получение новой информации |
II. Этап подговки к активному и
созательному усвоению: – Мы живём в замечательной стране. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. Слайд 3. (На доске написано слово «закон» и дается его значение). – Что такое закон? Слайд 4. – Все законы записаны в этой книге (показ). Она называется Конституцией Российской Федерации. – В этой конституции записаны наши с вами права. |
– Кто назовет тему занятия? | Коммуникативные и личностные УУД формируются
личностные УУД – Познавательные: получение новой информации |
III. Этап целеполагания В прошлом году мы познакомились с обязанностями, а в этом году мы стали взрослее и познакомимся с правами. Слайд 5. Помогать нам сегодня будут литературные герои
и сказочные герои. (Ребята сидят по группам, в каждой группе присутствует родитель). |
– Какая цель урока может быть
поставлена в связи с темой? – На какие вопросы мы должны ответить, чтобы достичь цели? – Что мы будем делать для достижения этой цели? – Зачем нужно знать эти сведения? – Нужны ли эти знания для достижения цели урока? |
Личностные – умение сотрудничать, регулятивные – умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, познавательные – получение новой информации, умение вычленять нужную информацию из общей информации, коммуникативные – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера. |
IV. Этап актуализации знаний 1.
Инсценировка стихотворения «Прививка» С. В.
Михалкова Слайд 6. – Сейчас вы поработаете в группах, ваша задача ответить на вопрос: “О каких правах шла речь в вашем домашнем задании. Когда вы определитесь, ваш представитель подходит к доске, выбирает то, о чём шла речь”. 2. Дети подходят к доске, выбирают и прикрепляют к доске:
– Не нарушая вашего права на отдых, проведем музыкальную паузу. |
– Как ваше домашнее задание связано с темой нашего разговора? | Познавательные – получение новой
информации; регулятивные – умение оценивать свои знания и делать выводы. |
V. Физминутка Под музыку “Танец маленьких утят” |
||
VI. Этап усвоения новых знаний: работа
с текстами 1. Каждой группе предлагается 3 отрывка. Надо определить, какое право нарушено у героев произведений. (Приложение 1) 1. Текст А.С. Пушкина. Слайд 7 Статья 1 гласит: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах». Это значит, что государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности. Статья 7 гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и имеет право на имя и приобретение гражданства» Слайд 8 2. Текст «Золушка» Ш. Перро Право на отдых и досуг. (Ст. 24) Слайд 9. 3. «Три поросёнка» С.В. Михалков Право на неприкосновенность жилища. (Ст. 25) 2. Ответь на вопрос сказочных героев 1. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» – Зачем ты, Иван-царевич, сжег мою лягушечью кожу? Ищи меня теперь в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного! Слайд 10. Ребенок, как и любой другой человек, имеет
правона свою личную жизнь, на свою тайну. Слайд 11. 2. Каким правом воспользовался герой Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде»? Правом на труд. |
– Какие ещё права есть у наших граждан, вы узнаете, выполнив задания наших сказочных героев. | Познавательные и регулятивные – формирование
умения устанавливать причинно – следственные
связи, учитывать чужое мнение, формулировать
собственную позицию, |
VII. Этап проверки понимания нового 1. К сегодняшнему уроку оформлена выставка ваших рисунков. Каждая группа должна выбрать рисунки, которые отражают их домашнее задание. Слайд 12 2. Игра «Четвёртый лишний». Детям предложено 4 сказки. В этих сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу…
|
Найди лишнюю сказку. | Личностные – проявление
интереса и терпения при выполнении,
познавательные – выделение общих признаков,
классификация, регулятивные – удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели, познавательные – формировать умение самостоятельно находить новую информацию |
VIII. Этап закрепления нового Презентация 2 – тренажёр Работа с тренажёром |
Познавательные УУД – выявлять
особенности разных предметов в процессе их
рассматривания, воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для решения учебной
задачи, получение новой информации; регулятивные – оценивать уровень своих познаний, личностные – формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, регулятивные – формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью. |
|
Презентация 1. Слайд 13 IX. Этап подведения итогов – Подходит к концу наш с вами разговор. Вы будете взрослеть, и знакомиться с другими правами, но это будет позже. – Чтобы вы хотели пожелать людям, которые составляют законы, принимают их? – Мои пожелания к вам, ребята. |
– Что для себя нового вы узнали? – Знали ли эти сведения раньше? – Где могут пригодиться в жизни они? – Какая была тема нашего урока? – Какие цели и задачи мы поставили перед собой? – Достигли ли мы задач урока? Цели? – Что вам понравилось на уроке? – Где вам могут пригодиться в жизни эти знания и умения? – Ответим на вопрос: – Что приятнее всего? (Достичь желаемого). |
Личностные – уважение к мнению
другого, освоение роли проверяющего, познавательные
– получение новой информации и регулятивные – способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности, коммуникативные – учет другого мнения, умение работать в группе. |
Слайд 14. X. Этап рефлексии Слайд 15. – Спасибо всем за работу. |
– Какое задание больше всего
понравилось на уроке? – Какое задание вызвало затруднения? Почему? – Что нового узнали на уроке? – Что вспомнили? – Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания? Самооценка. На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.
Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы. |
Личностные – формирование оценки своих
эмоциональных реакций, проявление интереса и
терпения при выполнении самооценки, познавательные – выделение общих признаков, классификация, регулятивные – удерживание цели деятельности до получения результата, коммуникативные – формировать умение сотрудничать для достижения цели. |