Специальные символы (по типу оригами) в подготовке детей к обучению грамоте

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Подготовка ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе, а именно постановка правильной речи является главной задачей дошкольного учреждения. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития и обучения детей грамоте. Обучение звуковому анализу и синтезу даёт возможность ребёнку усвоить письменную речь. В тоже время, чтобы обучить звуковому анализу и синтезу надо сформировать способность воспринимать и различать звуки речи, обладать фонематическим восприятием и фонематическим слухом.

В методике оригами можно найти много достоинств, которые при использовании в работе учителя-логопеда будут оказывать неоценимую помощь в обучении грамоте детей дошкольного возраста. Следует особенно обратить внимание на то, как совершенствуется мелкая моторика рук при складывании фигур и поделок оригами.

На занятиях по обучению грамоте предлагались задания по бумагопластике и оригами «Сделай символ своими руками», дети с большим интересом включались в работу, занятия проходили в игровой форме, повышалась мотивация.

Что же такое «оригами»?

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений рук.

Так что же такое оригами?

Оригами – это «художественная обработка бумаги» или «конструирование из бумаги».

Оригами используется как в педагогике, так и в медицине. Педагоги и психологи выяснили, что у древнего искусства поистине неисчерпаемые возможности для развития мышления и психики, координации движений мелкой моторики. Медики оценили оригами как оригамодиагностику и оригамотерапию. Занятия оригами действуют успокаивающе, учат владеть собой.

Необходимо сказать о том, какую роль играет движение и, в частности, активная работа обеих рук в развитии человека. В эволюции человечества именно способность манипулировать руками послужила одной из отправных точек развития интеллекта. Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга. Известно, что правая половина нашего тела управляется левым полушарием головного мозга, а левая половина – правым. Так что, когда мы пишем или что-либо делаем правой рукой, активируется левая половина нашего мозга. Поэтому активность руки сильно влияет на активность противоположного полушария в целом.

А ОРИГАМИ – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без условия доминирования какой-либо одной (как, например, при письме или рисовании) и без необходимости удержания инструмента. В этом плане оригами представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого и правого полушария мозга, поскольку в работу вовлечены обе руки, ведь одной рукой бумагу не сложить.

Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Занятия оригами помогут ребёнку развиваться, более полно используя ресурсы своей психики.

Методика Т.А. Ткаченко

Фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ и синтез, -являются основополагающими процессами для подготовки к обучению грамоте дошкольника, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. В своей практической работе с детьми с нарушением речи в течении многих лет я использовала методику Т.А. Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». Использование этой методики усиливает дифференцировку звуков, моделирует чтение, подготавливает ребёнка к письму. Обучение происходит в интересной игровой форме.

В работе использовалась вспомогательная символика, и все упражнения в звуковом анализе и синтезе проводились только на материале правильно произносимых звуков.

Символы гласных и согласных звуков

Символы гласных звуков обозначаются красным цветом.

Это даёт возможность детям сосредоточиться на форме символа, и сохранить традиционно используемый для гласного звука цвет.

Символы твердых согласных звуков обозначаются синим цветом, мягких – зеленым.

Сложнее детьми дошкольного возраста воспринимаются согласные звуки. Для их обозначения логопед использует зрительный образ предмета способного издавать похожий звук. Предлагаемые символы хорошо запоминаются детьми, концентрируют их память на конкретном согласном звуке.

При выборе условных обозначений для гласных звуков Т.А. Ткаченко опирается на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие - как на самое яркое. Подбирает аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого логопеду достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами.

Звук У – обозначается маленьким кружочком, звук А – большим, И – горизонтальной полоской, О – овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы – нижней половинкой круга.

Звук Э – не используется.

Символы согласных звуков складываются из листа синий бумаги, вызывают у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах сложенных предметов.

С символами детей знакомят постепенно, по мере изучения соответствующих согласных звуков.

Польза в использовании специальных символов

Использование специальных символов:

  • обеспечивает многоаспектное восприятие: сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе знакомства со звуком;
  • усиливает речевые кинестезии;
  • улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;
  • развивает фонематический слух;
  • ускоряет нормализацию произношения дошкольников;
  • расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет овладения навыками звукового анализа.

Польза и значение оригами для развития ребёнка.

Оригами – искусство, близкое и доступное ребёнку. Доступность (материала) бумаги, как материала, простота обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. В ходе работы уточняется глагольный словарь.

Оригами

  • развивает у детей способность работать по инструкции и осуществлять контроль действий, сравнение с образцом;
  • способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать символ, должен запомнить последовательность его изготовления, приемы и способы складывания;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.п.), одновременно происходит закрепление словаря специальными терминами, предложно-падежными конструкциями, пространственными понятиями (сложили квадрат по диагонали, получили треугольник);
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесным (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
  • способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги символ, дети включаются в игру.

Складывание фигур и поделок из бумаги - «Сделай символ своими руками»

Анализируя достоинства оригами и возможность его использования для обучения детей грамоте в добукварный период, мы попробовали, опираясь на методику Т.А. Ткаченко перенести символы с плоскостного носителя на пространственную среду, т.е. «Сделать символ своими руками».

В чём же отличия?

Плоские картинки готовит логопед, Оригами (объемные поделки) ребенок делает самостоятельно с логопедом, с воспитателем, с родителями дома. Штриховка плоского символа выполняется только ведущей рукой. В оригами задействованы обе руки. Ребенок видит результат работы, играя с объемным символом.

Использование заданий на занятиях по обучению грамоте

  1. Выделение в словах первого гласного звука (Ослик, Астра, Утка)
  2. Определение последнего гласного звука в словах (лисА, пальтО, скалА)
  3. Определение гласных звуков в середине слов ( мУха, кОт, пУх, бЫк)
  4. Определение нескольких гласных звуков в словах ( АрбУз, лИмОнЫ, сОвЫ)
  5. Анализ и синтез сочетаний из двух и более гласных звуков (АЫИ, АУ, АУЫ)
  6. Определение первого согласного звука в словах (Мак, Машина )
  7. Определение последнего согласного звука в словах (доМ, коТ )
  8. Определение позиции согласного звука в словах (начало, середина, конец)
  9. Синтез слогов, состоящих из двух звуков (ВА, ВЫ)
  10. Анализ и синтез слов (кит, кот)

Для работы на занятиях используются индивидуальные тетради, куда ребята вклеивают символ звука, печатают букву, а также самостоятельно выполняют работу по определению позиции данного звука в слове.

Работа с родителями

Работа с родителями: есть дети, которые легко усваивают технику складывания символов из бумаги, а есть детки, которые на первых занятиях даже не дотрагиваются до листа бумаги. Это дети, у которых слабо развита мелкая моторика. Благодаря консультациям с родителями мы постепенно учимся делать символы «Своими руками» и в детском саду, и дома.

Хочется выразить огромную благодарность родителям, которые включились в процесс работы, которые поверили в эту методику и совместно с педагогом помогают детям овладевать грамотой.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема занятия: «В царстве гласных звуков: А, О, У, И, Ы.»

Цели:

1.

  • Закрепить понятие детей о гласных звуках,
  • формировать умение выделять данный звук в словах,
  • подбирать соответствующий гласный звук в середине односложных слов.
  • Закреплять умение подбирать слова на заданный гласный звук синтез односложных слов.
  • Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

2.

  • Развивать мелкую моторику, воображение детей.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги и делать простейшие формы:
    из квадрата – круг (звуки А,У),
    из прямоугольника – овал (звук О), полукруг – (звук Ы)
    из квадрата – прямоугольник (звук И).

Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, картинки, символы гласных звуков, листы красной бумаги, красный карандаш.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята сегодня мы с вами побываем в царстве Гласных звуков.

Какие гласные звуки вы знаете?

Угадайте гласный звук по беззвучной артикуляции.

Повторение символов гласных звуков «Прочти по губам».

Логопед без голоса, только губами произносит гласные звуки – дети, угадывая, называют. На доску выставляются буквы – А, У, О, И, Ы)

Уточнение общих признаков гласных звуков - можно петь, тянуть, легко говорить, нет преград.

1. Игра «Сделай символ гласного звука своими руками».

Логопед произносит слова на первый гласный звук, а дети делают символ данного звука:

  • Альбом, Арбуз, Аист, Август (дети делают символ гласного звука А);
  • Ухо, Утка, Утюг, Удочка… (дети делают символ гласного звука У);
  • Облако, Осы, Осень Ослик… (дети делают символ гласного звука О);
  • Индюк, Ива, Игра, Индеец… (дети делают символ гласного звука И);

А теперь определите гласный звук в середине слова:

  • дЫм, мЫшь, сЫн, сЫр… (дети делают символ гласного звука Ы).

2. Игра: «Какие гласные ты слышишь в слове?»

Логопед произносит слова, а дети выкладывают символы гласных звуков, те которые слышат в слове:

шАрЫ тЫквА лИмОнЫ

ОкнА ИзбА УлИцА

3. Игра «Прослушай предложение и определи в словах первый гласный звук».

Прослушай каждое предложение. Затем запиши ряд букв, соответствующих первым звукам во всех словах предложения.

УВИДЕВ ИНДЮКА ОЛЯ УЛЫБНУЛАСЬ. (У И О У )

ИРА УКРЫЛА ИГРУШЕЧНОГО ОСЛИКА. (И У И О )

ИНЕЙ УКУТАЛ ОЛИНУ ИЗБУШКУ. (И У О И )

ИВАН УНЁС ОСТРЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. (И У О И )

На доске выставляются буквы гласных звуков (в определенном порядке)

4. Игра «4-й лишний»

На доске выставляются картинки:

  • Арбуз – Ананас – Автобус – Утята
  • Утка – Индюк - Удочка – Улитка
  • Остров – Окна – Утюг – Окуни
  • Индеец – Иголка – Игрушки – Указка

Пальчиковая гимнастика

  • «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5 – мы начнем считать опять,
1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили считать.

  • «Царство гласных звуков»

Поочередное соприкосновение пальцев левой и правой руки
А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е

5. Игра: «Какой звук пропущен?»

– Ребята, скажите, а без гласных может быть слово? (Нет).

– Какой гласной не хватает? Какое слово должно получиться?

На доску выставляются карточки с двумя согласными буквами, а между ними оставлено место для гласного звука:

Б.К. Д.М, С.К, М.К, К.Т

Синтез и чтение восстановленных слов с вариантами (БАК, БЫК, БОК, ДОМ, ДАМ, ДЫМ, СОК, СУК, МАК, КОТ).

Индивидуальная работа

У детей на столе карточки с таким же заданием. Дети вписывают пропущенную букву.

6. Итог занятия.