Цели урока: повторить особенности строения атомов металлов и металлическую связь. Познакомить с общими физическими свойствами металлов.
Оборудование: образцы металлов(Na, Al, Mg, Zn, Cu, Fe), ложки (серебряная, стальная, алюминиевая), горячая вода, золотое кольцо, волос, деревянная палочка.
Использованные ЭОР:
Видео опыты:
Теплопроводность металлов. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5c0a4ce1-446b-4049-9bd0-6e44f3981f64/view/
Твердость металлов. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f78d0e1d-f067-4e31-92a1-eb8a8d2d916a/view/
Флеш-анимации:
Физические свойства металлов: пластичность. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab63254-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
Физические свойства металлов: электропроводность. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab63252-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
Этап урока | Ход урока | ||||||||||||||||
Орг. момент | Приветствие учащихся. | ||||||||||||||||
Актуализация знаний. | Прежде, чем мы перейдем к теме урока,
послушайте, пожалуйста, старинную легенду о
строительстве Иерусалимского храма царя
Соломона. Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил: - Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания чудо - храма? Поднялся каменщик: Разумеется храм – это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы – каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона. Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник – но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита – как радует он взор! Мы – плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца. Смотри в корень, - прервал его землекоп. – Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра как карточный домик. Но царь Соломон слыл мудрым подозвав к себе каменщика, он спросил: - Кто сделал твой инструмент? - Конечно, кузнец – ответил удивленный каменщик. А твой? – обратился царь к плотнику. Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот. Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа. Ты же сам знаешь царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ. Когда царь Соломон встал, подошел к человеку скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала. - Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина. Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Как вы думаете, с какими веществами мы познакомимся сегодня? |
||||||||||||||||
Объявление темы урока | Правильно, тема нашего урока: “Простые вещества – металлы”. Сегодня вы узнаете о физических свойствах металлов. | ||||||||||||||||
1. Особенности строения атомов металлов, кристаллическая решетка и химическая связь. (Беседа по вопросам) | Давайте вспомним те сведения о
металлах, которые вы получили ранее. - Какой вид химической связи в кристалле металла? - Почему металлы легко отдают свои электроны? - Сколько электронов располагается на внешнем уровне атомов металлов? - Как изменяются металлические свойства в периодах и группах и почему? |
||||||||||||||||
Немного истории | Еще в глубокой древности человек
изготовлял из металлов наконечники стрел и
копий, щиты и мечи, плуги и бороны. И все это было
возможно, благодаря их особым свойствам. В древности и в средние века были известны только 7 металлов. Это число соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Луна (серебро), Юпитер (олово), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы. |
||||||||||||||||
2. Общие физические свойства металлов. | Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой. | ||||||||||||||||
А) твердость | Все металлы, кроме ртути Hg, твердые вещества. Самый твердый из металлов – хром Cr: он царапает стекло. Самые мягкие – щелочные металлы. | ||||||||||||||||
Видео опыт: Твердость металлов. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f78d0e1d-f067-4e31-92a1-eb8a8d2d916a/view/ | ||||||||||||||||
Б) электропроводность | Металлы электро- и теплопроводны. Лучшие проводники – Ag, Cu, Fe, Al; худшие – Hg, Pb, W. | ||||||||||||||||
Просмотр флеш-анимации | Физические свойства металлов: электропроводность. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab63252-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/ | ||||||||||||||||
Видео опыт: Теплопроводность металлов | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5c0a4ce1-446b-4049-9bd0-6e44f3981f64/view/ | ||||||||||||||||
Демонстрационный опыт | А теперь, давайте сами проведем опыт по
теплопроводности металлов. Три чайные ложки: серебряную, алюминиевую и стальную опустить в горячую воду, через 10-15 секунд достать ложки и проверить степень нагрева. |
||||||||||||||||
В) ковкость, пластичность | Металлы легко подвергаются ковке, прокатываются в тонкие листы и вытягиваются в проволоку. Алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова, которая называлась станиолью. | ||||||||||||||||
Просмотр флеш-анимации | Физические свойства металлов: пластичность. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab63254-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/ | ||||||||||||||||
Г) металлический блеск | Металлический блеск, который в порошке теряют все металлы, кроме Al и Mg. Самые блестящие металлы - это Hg (из нее изготавливали в средние века знаменитые “венецианские зеркала”), Ag (в древние времена использовали отполированные серебряные пластины, которые отражали все черточки лица и хорошо сохранялись. Теперь же с помощью реакции “серебряного зеркала” изготавливают современные зеркала) | ||||||||||||||||
Д) звонкость | Металлы звенят, и это свойство используется для изготовления колокольчиков и церковных колоколов. Самые звонкие металлы – это Au, Ag, Cu. Медь звенит густым, гудящим звоном – малиновым звоном. Это образное выражение не в честь ягоды-малины, а в честь голландского города Малина, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители городов и поселков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше. | ||||||||||||||||
Демонстрационный опыт | Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на волосе | ||||||||||||||||
Е) цвет металлов | По цвету различают металлы черные и цветные. Среди последних выделяют драгоценные - Au, Ag, Pt. Золото – металл ювелиров. Именно на его основе изготовляли знаменитые пасхальные яйца Фаберже | ||||||||||||||||
3. Понятие аллотропии на примере олова. | Морозной зимой 1916 года по железной
дороге с Дальнего Востока в Петербург была
отправлена партия оловянных пуговиц для нужд
армии. Каково же было удивление военных чинов,
когда вместо блестящих серебристо-белых пуговиц
в ящиках прибыл мелкий серый порошок. За четыре года до этого произошла катастрофа с экспедицией Р. Скотта. Экспедиция, направлявшаяся к Южному полюсу, погибла, так как осталась без топлива. Оно вытекло из железных сосудов сквозь швы, пропаянные оловом. Этот секрет открыл русский ученый В.В. Марковников. Оказывается, при температуре ниже 13,2оС в кристаллической решетке олова начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Результат этого превращения называют “оловянной чумой”, из-за пятен и наростов, которые образуются на оловянных изделиях. |
||||||||||||||||
Лабораторная работа | Перед вами лежат образцы металлов:
алюминий, медь, железо. Ваша задача: рассмотреть
образцы, выполнить действия по инструкции,
отображенной на слайде и заполнить таблицу.
Каждый ряд работает с одним металлом: 1 ряд – алюминий, 2 ряд – железо, 3 ряд – медь. Инструкция: 1.Рассмотрите образец металла и определите его агрегатное состояние. 2. Определите цвет металла. 3. Определите пластичность металла, для этого попробуйте согнуть пластину металла. 4. Заполните таблицу:
После выполнения работы три учащихся выходят к доске и заполняют таблицу (комментирование слайда презентации в режиме интерактивной доски) |
||||||||||||||||
Закрепление знаний. Кроссворд |
Давайте решим кроссворд.
1.Металл, из которого изготавливают электрические провода. (Медь) 2. Металл, обладающий самой высокой электропроводностью. (Серебро) 3. При обычных условиях этот металл является жидкостью. (Ртуть) 4. Этот металл легко режется ножом. (Натрий) 5. Самый пластичный металл. Золото) 6. Металл, который может заболеть “чумой”. (Олово) Работа с комментированием слайда презентации на интерактивной доске. |
||||||||||||||||
Загадки о физических свойствах металлов | Учитель: Я вам прочитаю стихи, а вы
ответите: о каких свойствах металлов речь идет. Век
железа был давно в зените. |
||||||||||||||||
Титан – химический реактор И очень прочная броня, Компрессор, рельсы, элеватор, Конструкций легких кружева. (прочность, пластичность) |
|||||||||||||||||
Посмотри! Блестящий чайник И пузатый самовар Тонким слоем покрывает Никель – сказочный металл. (металлический блеск) |
|||||||||||||||||
Без медной электропроводки Нам свет в квартире не включить И трансформатор без обмотки Не мог бы технике служить. (электропроводность) |
|||||||||||||||||
Все знают, что в лампе обычной Вольфрам - раскаленная нить. Но вы металлурга спросите Легко ли его получить. (теплопроводность) |
|||||||||||||||||
Домашнее задание | Читать параграф 13. | ||||||||||||||||
Итоги урока | Наш урок подходит к завершению. Давайте
вспомним, что мы повторили на уроке? С чем сегодня познакомились? Какие свойства характеризуют металлы? |