Творческая мастерская

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель: развивать творческие способности учащихся, эстетическую оценку, устную речь, воображение, умение работать в коллективе; вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, расширять кругозор; воспитывать любовь к искусству.

Оборудование: мультимедиа, презентация, звукозаписи музыки, краски, кисти, шаблоны бабочек.

Ход мероприятия

(В классе звучит спокойная музыка, под неё дети входят в класс)

- Дорогие ребята! Вы стоите на пороге творческой мастерской. Уже переступив порог, вы окажитесь в волшебном мире красоты и творчества.

(Дети входят в класс и продолжают слушать музыку 2-3 минуты)

- Послушайте, звучит такая замечательная музыка. Музыка вызывает у любого человека особые эмоции, чувства, образы.

- Послушайте музыку и скажите, какой образ вызывает у вас эта музыка.

- Что вы представили, слушая музыку? (Словесное рисование)

- Вот видите, ребята, слушая эту удивительную музыку, каждый из вас представил что-то очень красивое. Красота всегда привлекала взоры людей.

- Оглянитесь вокруг. Что вы видите? Людей, которых встречаете каждый день, вещи, которые окружают вас уже годами, город, который живёт своими обычными проблемами? Всё привычно и предсказуемо. Но это не так. Всё, что есть вокруг нас, - неповторимо, изменчиво и уникально. Заметить и передать красоту так, чтобы и остальные смогли увидеть и почувствовать её – это и есть самое главное в искусстве.

- И мы с вами сегодня тоже прикоснёмся к прекрасному.

Живёт повсюду красота,
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочках листа.
Живёт повсюду красота
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее,
Она, наверно, неспроста.

- Во все времена людям хотелось запечатлеть эту красоту. Трудно найти человека, которого красота окружающего мира оставит равнодушным. Она вдохновляет и композиторов, и поэтов, и художников.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

- Вот какие чудесные строки написал Иван Бунин о красоте осеннего леса в своём стихотворении “Листопад”.

(Учитель демонстрирует репродукцию картины И. Шишкина “Осень в лесу”)

- А вот так выразил своё восхищение замечательный русский художник Иван Иванович Шишкин.

- Я предлагаю вам посетить виртуальную картинную галерею и посмотреть, как русские художники в своих картинах отразили красоту окружающего нас мира.

(Учитель демонстрирует репродукции художников)

Перед вами работа русского художника Алексея Саврасова “Грачи прилетели”. Сюжет этой картины очень прост. Ранняя весна, тает снег, прилетели грачи. В основе этой картины лежит пейзаж, увиденный Саврасовым. Переработав в своём творческом воображении многочисленные впечатления, художник создал в картине живой и трепетный образ русской природы. Есть сведения, что художник, поражённый ярким впечатлением весны, написал эту картину всего за один день.

Перед вами картина Исаака Ильича Левитана “Золотая Осень”. Она заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени, она прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было назвать “справочником русской осени”, художник неоднократно изображал осень и в своих более ранних этюдах. Простым и привычным кажется левитановский осенний пейзаж. Но как он красив и выразителен.

А вот ещё одна работа художника Исаака Ильича Левитана “Весна. Большая вода”. В этой работе художник создал возвышенно- поэтический образ весны. Главное в картине воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива. Тоненькие берёзы тянутся к небу и отражаются в воде. Лодка, стоящая у берега, согретого и позолоченного лучами солнца, приносит в картину Левитана особую теплоту, делает её близкой и дорогой сердцу каждого.

А сейчас перед вами работа другого русского художника – картина “Зимой” Константина Алексеевича Коровина. Что изобразил на ней художник? Это небольшой этюд простого сюжета: белое зимнее утро. Всё бело – небо, снег. Серый крестьянский домик. В жёлтенькие саночки запряжена тёмная лошадка. Перед домом – берёза, вдали – зимний лес. Всё. Но написано это с таким восторженным чувством влюблённости в это родное, что покоряет всех, кто любит русскую природу.

Следующая работа русского художника Ивана Ивановича Шишкина “Рожь”. Произведения этого популярнейшего художника хорошо известны. Им написаны сотни картин, тысячи этюдов и рисунков. Благодаря своему отцу, страстному любителю природы, он ещё с детства открыл для себя её величие и красоту. Широкие, неоглядные дали открываются перед нами. В хлебах, стеной стоящих до горизонта, теряется дорога. А в прозрачную синеву неба торжественно поднялись могучие сосны. Все эти детали свидетельствуют о том, что художник по- настоящему глубоко знал и искренне любил родную природу.

Посмотрите, как передал красоту осени другой замечательный русский художник Василий Дмитриевич Поленов в картине “Золотая осень”. На картине мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. В пейзаже В.Д. Поленова мы как бы идём по тропинке над рекой. Его пейзаж написан с высокого берега реки. Внимательно и любовно всматривался художник в жизнь осенней природы. Цвет является главным помощником художника в передаче эмоций и чувств.

- Посетив виртуальную картинную галерею, вы увидели картины, в которых художники передали не только красоту окружающего мира, но и своё настроение.

- Сейчас мы с вами в нашей творческой мастерской на время превратимся в художников и при помощи красок постараемся передать свои эмоции и чувства. А поможет нам в этом такой приём – “волшебные краски”.

У каждого из вас на столе шаблон бабочки, которую мы должны с вами раскрасить. Но прежде вспомните, какую особенность имеют эти хрупкие существа? (имеют симметрию, то есть одно крыло является зеркальным отражением другого)

- Посмотрите, на одно из крыльев яркими пятнами я наношу краску, а затем складываю крылья пополам и проглаживаю.

(Учитель демонстрирует образец работы)

* Бабочка - это символ любви, счастья и благополучия. Считается, что исполнится самое заветное желание, подержав бабочку в руке и отпустив ее на волю (к небесам).

* У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

* В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью: бабочка символизирует все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный “танец бабочек”, выражающий радость жизни, традиционно открывает в этой стране торжественные шествия и праздники.

* Эльфы - духи воздуха, пришедшие к нам из скандинавской мифологии, изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.

- Давайте украсим эту прекрасную полянку нашими бабочками.

(Дети прикрепляют бабочек к панно на доске)

- Посмотрите, какая замечательная, по- настоящему волшебной получилась полянка. Сегодня и вы, ребята, смогли выразить своё восхищение красотой окружающего мира красками.

Живёт повсюду красота,
Живёт не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.

- Наша творческая мастерская заканчивает свою работу. Спасибо ребята за ваше творчество: за таких ярких бабочек и замечательное настроение.