Мастер-класс по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с тем, что птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с признаками птиц;
    • расширить кругозор знаний детей о птицах;
    • обогащать словарный запас учащихся новыми словами.
  • Развивающие:
    • развивать познавательные процессы у учащихся (мышление, внимание, восприятие, речь);
    • развивать умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение);
    • развивать умение сотрудничать, работать в парах.
  • Воспитательные:
    • воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру;
    • способствовать воспитанию интереса к предмету окружающий мир.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

  • Познавательные УУД:
    • извлечение необходимой информации из предложенных вариантов;
    • формирование познавательных интересов;
    • формирование знаний о признаках птиц;
    • обогащение словарного запаса учащихся новыми словами.
  • Личностные УУД:
    • развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;
    • формирование адекватной самооценки;
    • воспитание бережного отношения к окружающему миру;
    • развитие умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей, представлений.
  • Регулятивные УУД:
    • способствовать развитию способности принимать, сохранять цели и действовать им в учебной деятельности;
    • способствовать формированию умений формулировать гипотезу и планировать исследование в соответствии с ней.
  • Коммуникативные УУД:
    • способствовать формированию умения слушать собеседника;
    • способствовать формированию потребности в общении со взрослыми и сверстниками.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация на тему: «Кто такие птицы?» (среда POWER POINT); «СВЕТОФОРЫ-СМАЙЛИКИ» для оценки своих достижений; карточки: «Птицы – это те, кто летают», «Птицы – это те, кто откладывают яйца»; «яйцо» и игрушка-цыплёнок; маски аиста, кукушки, осы, ласточки; чучело птицы; конверты с разными видами перьев; ножницы; лупы; стаканы с водой; «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; «Красная книга РК» под редакцией А.И.Таскаева; фонограмма отрывков из песни «Кто такие птички?» в исполнении Клары Румяновой; электронные физминутки для глаз Галкиной И.А.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

– Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предоставлю вашему вниманию отрывок урока окружающий мир в 1 классе на тему: «Кто такие птицы?».

I. Постановка учебной задачи

– Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о ком идёт речь?

Был белый дом,
Чудесный дом.
Вдруг что-то застучало в нём
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.) (Презентация, слайд 2)

(Учитель показывает «яйцо», оно раскрывается и из него появляется цыплёнок.)

– Появился цыплёнок на свет, а мамы рядом нет. Он очень многого не знает. Не знает он и кто его мама. Послушайте отрывок песенки, которую поёт цыплёнок. (Звучит фонограмма отрывка из песни «Кто такие птички?» в исполнении Клары Румяновой.)
– На какой вопрос он хочет найти ответ?
– Поможем ему разобраться?
– Итак, назовите тему сегодняшнего урока. («Птицы»)
– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Ответить на вопрос: «Кто такие птицы?»)
– И сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Давайте послушаем, какие гипотезы – предположения выдвигает цыплёнок, отвечая на вопрос: «Кто такие птицы?», и каждую гипотезу будем проверять.

II. Открытие нового знания о птицах. Исследовательская работа

1. Исследование первой гипотезы: «Птицы – это те, кто летают»

– Послушайте отрывок из песни цыплёнка и назовите первую гипотезу. (Дети слушают отрывок из песни «Кто такие птички?» и называют первую гипотезу «Птицы – это те, кто летают».)

– Запишем в левый столбик таблицы предположение цыплёнка. Чтобы узнать, прав ли он, рассмотрите в парах рисунки и сделайте вывод.

(Дети рассматривают рисунки с изображением следующих животных:

– бабочки;
– снегиря;
– стрекозы;
– мухи;
– чайки;
– шмеля;
– белки-летяги;
– летучей мыши.) (Слайд 3, Приложение 1)

– Итак, является ли этот признак основным? (Нет, не только птицы летают.)
– Запишем наш вывод в правый столбик таблицы.
– А сейчас я предоставлю слово двум орнитологам. А кто такие орнитологи? Где мы можем об этом узнать? (Толковый словарь.)

(Орнитолог – специалист по орнитологии. Орнитология – раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение.)

– Итак, послушайте юных исследователей-орнитологов, которые изучают птиц, и угадайте по описанию, о ком идёт речь.

«Эта птица не боится мороза. Её наряд напоминает костюм с белой рубашкой. Чтобы добраться до своих арктических пастбищ, приходится преодолевать свыше 300 км по снежным сугробам и оледенелым скалам, поэтому её можно смело назвать марафонцем. Она прекрасно плавает и ныряет, добывая пищу – рыбу. Свои крылья она использует как вёсла, а перепончатые лапы, как руль. Может выпрыгивать из воды на большую высоту, опускаясь прямо на ледяную кромку». (Пингвин)

«Это птица – гигант. Живёт в Африке и в Австралии. Её рост достигает 2-х  метров, а иногда и 2,5 метров в высоту и весит от 70 до 135 килограммов. У этой птицы длинные, очень сильные ноги и бегает она со скоростью автомобиля. Длина шага при этом достигает 8,5 метров. Питается травой».  (Страус) (Слайд 4)

– Сделайте вывод. (Не все птицы летают.)
– Запишем наш вывод в таблицу.
– Является ли данный признак основным? (Нет.)

2. Исследование второй гипотезы: «Птицы – это те, кто поют»

– Послушайте следующий отрывок песни и назовите вторую гипотезу. (Дети слушают отрывок из песни «Кто такие птички?» и называют вторую гипотезу «Птицы – это те, кто поют».)
– Запишем предположение цыплёнка. Узнаем, истинно ли это предположение. А для этого я предлагаю вам разгадать ребус (Дельфин) (Слайд 5)
– А вы слышали когда-нибудь, как поют дельфины? (Звучит фонограмма «песни» дельфина.) (Слайд 6)
– Значит, по предположению цыплёнка, дельфины – это птицы? Подтвердилось ли его предположение? (Нет, не только птицы поют.)
– Запишем наш вывод в правый столбик таблицы.
– Является ли этот признак основным?

3. Исследование третьей гипотезы: «Птицы – это те, кто строят гнёзда»

– Назовите третью гипотезу, прослушав следующий отрывок. (Дети слушают отрывок из песни «Кто такие птички?» и называют третью гипотезу «Птицы – это те, кто строят гнёзда».)

– Чтобы разобраться, все ли птицы строят гнёзда, предлагаю вам послушать небольшой спор птиц. (Дети надевают маски с изображением аиста, ласточки, кукушки и осы.) (Слайд 7)

Аист

Наши гнёзда «живут» по 100 лет и более, каждый год обновляясь и достраиваясь, разрастаются в огромные платформы из веток и прутьев весом в несколько центнеров. Строим свои гнёзда над землёй, на деревьях, на крышах домов, и даже на опорах высоковольтных проводов. Вот такие у нас замечательные гнёзда!

Ласточка

Да, а как же ветер, дождь, град. Ведь ваши гнёзда не защищены от них. Да и строите вы их на открытых местах. А вот мы – «дети воздуха», на землю садимся очень редко и неохотно. В воздухе мы показываем сложнейшие фигуры пилотажа, делаем мёртвые петли, планируем и кувыркаемся. Поэтому и свои гнёзда сооружаем в таких местах, откуда можно сразу броситься в воздух: на обрывах, на стенах, или под карнизами домов. Береговые ласточки роют нору, а в конце норы гнездо. Это очень удобно, нас не сразу заметишь. Так что наши гнёзда самые лучшие!

Кукушка

А мы совсем не строим гнёзд. Мы внимательно следим за тем, как строят гнёзда другие птицы и подкладываем свои яйца приёмным родителям.

Оса

А вот у нас гнёзда из такого строительного материала, как стебли трав, старая древесина. Мы их пережёвываем в клейкую волокнистую массу, которой потом придаём нужную форму. Гнёзда свои строим под крышами дач и частных домов.

– Все ли птицы строят гнёзда? (Не все птицы строят гнёзда.)
– Запишем наш вывод в таблицу.
– А все ли из наших героев птицы? (Не только птицы строят гнёзда.)
– Запишем и этот вывод в таблицу.
– Подтвердилась ли гипотеза?

4. Исследование четвёртой гипотезы: «Птицы – это те, кто откладывают яйца»

– Прослушайте последний отрывок из песни цыплёнка и сформулируйте следующую гипотезу.

(Дети слушают отрывок из песни «Кто такие птички?» и называют четвёртую гипотезу «Птицы – это те, кто откладывают яйца».)

– Может, это основной признак, по которому можно узнать птицу?
– Рассмотрите рисунки в парах и сделайте вывод.

(Дети рассматривают рисунки с изображением следующих животных:

– черепахи;
– страуса;
– крокодила;
– змеи;
– муравьёв;
– пингвина;
– попугая.) (Слайд 8, Приложение 2)

– Итак, является ли данный признак основным? Почему? (Не только птицы откладывают яйца.)
– Делаем вывод: что умеют делать птицы?
– А другие животные умеют это делать? (Да.)
– Значит, есть ещё что-то? Не смогли мы пока помочь нашему цыплёнку, не узнали то, о чём он просил. Прежде, чем продолжить искать ответ на вопрос цыплёнка, я предлагаю вам отдохнуть.

5. Физминутка для глаз «Кто такие птички?» (Слайд 9)

6. Знакомство с главным отличительным признаком птиц

– Посмотрите внимательно на чучело птицы. Может быть, вы сами назовёте главный признак отличия птиц от других животных. (Показ чучела птицы.)
– Правильно, главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле. Можете ли вы назвать хоть одно животное, кроме птиц, тело которого покрыто перьями? (Нет.)
– А зачем птицам перья? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам узнать, как устроено перо.
– Возьмите конверты и достаньте из них перья. Рассмотрите их. Сравните их по форме, цвету, размеру. (Они разные.)
– Давайте попробуем порассуждать, зачем птицам нужны разные перья? (Большие упругие перья находятся на крыльях, они нужны для полёта.

Более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его.
Самые мягкие пушистые перья согревают птицу.  (Слайд 10)
Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Например: у павлина, утки-мандаринки, венценосного журавля. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. (Слайд 11)

– А что общего у всех перьев? (Есть стержень, волоски-бородки.) (Слайд 12)
– Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бородки. Увидели на них маленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застёжка. (Слайд 13)
– А, как вы думаете, зачем такие крючочки нужны?
– У этого же пёрышка отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что он похож? (На трубочку. Внутри стержня  пусто.)
– Значит, оно какое? (Лёгкое, там воздух.)
– Зачем так устроено перо?
– Обмакните перо в стакан с водой. Что произошло, намокло ли перо? (Вода скатилась с него.)
– Почему очень важно, чтобы перо не намокало?
– Теперь положите перо на ладонь и подуйте на него. Почему оно взлетело? (Потому что оно лёгкое.)
– Подержите перо около щеки. Что вы почувствовали? (Тепло.)
– Значит, ещё какую роль играют перья у птиц? (Согревают птицу.)
– Итак, для чего птице перья?
– В старину не было авторучек, и люди писали гусиными перьями. (Слайд 14)

III. Рефлексия деятельности на уроке

– Вы провели исследование, чтобы помочь цыплёнку, и можете уже с уверенностью сказать, чего же не знал цыплёнок? (Тело птиц покрыто перьями.)
– А каких птиц Республики Коми вы знаете? (Слайд 15)
– Некоторые птицы занесены в КРАСНУЮ КНИГУ РК. Хотите узнать, что это за птицы? (Слайд 16)
– Достигли ли мы цели, ответили  на вопрос, который поставили в начале урока? Кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями.)
– А кто же родители цыплёнка? (Петух и курица.)
– Да с вашей помощью наш цыплёнок нашёл свою семью. А кто вырастет из цыплёнка? (Слайд 17)
– Сейчас зима и птички нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь?
– Опираясь на схему, дайте ответы:

(Слайд 18)

– Покажите мне с помощью «СВЕТОФОРОВ-СМАЙЛИКОВ» с каким настроением вы работали. (Слайд 19)

– Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей!

Используемые информационные источники:

  1. Красная книга Республики Коми под редакцией А.И. Таскаева/ Министерство природных ресурсов и охраны природной среды Республики Коми. – Сыктывкар, 2009г.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999г.

Используемые ресурсы ИНТЕРНЕТ:

http://www.1zoom.ru
http://900igr.net
http://newspaper.moe-online.ru
http://www.zateevo.ru
http://baza.farpost.ru
http://wordrabot.ru
http://tel.blogs.mail.ru
http://www.photosight.ru
http://crazy.werd.ru
http://zoo.kmvcity.ru
http://www.mandroid.ru
http://chihuashki.ru
http://namonitore.ru
http://forum.kinozal.tv
http://azblok.net
http://kids.ya1.ru
http://fotki.yandex.ru
Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. http://video-a.ru