Форма урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации;
- образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов;
- педагогическая: создание условий для освоения способа деления с остатком.
Задачи урока:
- научить выполнять деление с остатком с помощью графических моделей и алгоритма;
- научить анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информацию и, самое главное, научить формулировать тему урока;
- развивать логическое мышление, речь, память, творчество учащихся;
- воспитывать активную самостоятельность личности учащихся.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии:
Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Методы:
- Подводящий диалог.
- Практические.
- Наглядные.
- Моделирования.
- Информационной поддержки.
- Контроля и самоконтроля.
Оборудование: Карточки с заданиями; предметы для моделирования; компьютер; медиа проектор; экран, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Слайд 1) (Слайд 2)
Перед вами фрагмент урока открытия нового знания. Начинаем с мотивации учебной деятельности, которая поможет настроить детей на работу.
А в чем заключается наша работа? Как мы будем работать (активно, старательно, дружно). (Слайд 3)
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
II. Сообщение учащимся цели предстоящей работы
В ходе урока ознакомления с новой темой урока нам предстоит: выполнять математические задания, научиться извлекать и анализировать информацию, формулировать тему урока.
III. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.
Математический диктант:
(Слайд 4)
- Нелюбимую отметку ученика увеличьте в 11 раз (22).
- Число ног бабочки умножьте на количество пальцев на руке человека (30).
- Количество девочек нашего класса увеличьте в 3 раза (33).
- Номер нашей школы увеличьте в 2 раза (102).
- Половину 10 рублей увеличьте на число хвостов у 8 котов (40).
- 18 струн натянули на гитары по 6 штук. Сколько гитар получилось? (3).
- Одни сутки на планете Меркурий длятся 2 его года. Сколько суток пройдет на этой планете за 10 лет? (5 суток.)
- 19 орехов нужно разделить поровну между четырьмя детьми.
Математический диктант помогает проверить не только вычислительные навыки, но и содержит выражения, с которыми дети не смогли справиться, а это уже есть трудность, т. е. здесь они учатся видеть проблему.
(Проверяем ответы устно.)
Все согласны с результатами?
При вычислении какого выражения вы столкнулись с проблемами?
В чем причина ваших затруднений?
Разве вы не умеете делить?
Если что-то осталось, как можно назвать это деление?
Давайте сформулируем название нашей темы – “Деление с остатком”. (Слайд 5)
Какую цель мы поставим перед собой? (Слайд 6)
Давайте попробуем разделить 19 орехов на четверых. (Слайд 7)
Как будем делить? (Раздадим по одному.) (Слайд 8)
Когда по 4 раздали, сколько осталось?
Может ли остаться орехов больше, чем три? (Слайд 9)
При делении с остатком существуют свои правила:
1) При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют неполным частным, второе – остатком.
9 : 4 = 2 (ост. 1)
2) Остаток всегда должен быть меньше делителя, если он больше, то разделили неверно
Физкультминутка
Это лёгкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Первичное закрепление:
Как разделить 21 конфету на 5? (Слайд 10)
Выходите ко мне, ребята! (Выходят 5 человек, а 6-й раздает конфеты.)
По сколько будешь раздавать?
А если раздать сразу по 5? (Нельзя, может не хватить.)
Найдите соответствие рисунка и записи. (Слайд 11)
Затем идет самостоятельная работа по учебнику.
IV. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
V. Рефлексия. (Слайд 12)
Я бы хотела закончить это занятие рефлексией, так как она помогает самостоятельно проанализировать свою деятельность и ее результаты.
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …