Цели мероприятия:
- Воспитание и экологическое образование школьников в рамках ФГОС НОО.
- Сетевое взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями.
- Организация полезного досуга обучающихся.
Время проведения: Осенние каникулы
Место проведения: актовый зал или просторный кабинет, в котором свободно поместятся 4 стола, каждый – для 6 участников, стол для жюри, стулья для болельщиков.
Участники: 6 человек от каждого общеобразовательного учреждения, (мероприятие было рассчитано на восемь школ-участниц) - 3 игрока и 3 болельщика
Возраст участников: обучающиеся 3-4 классов
Количество участников: 24 человека
Количество болельщиков: 24 человека
Необходимое оборудование и материалы:
- Мультимедийный проектор, экран, компьютер – для слайдовой презентации
- Для жюри: оценочный лист, образцы правильных ответов
- Для команд - раздаточный материал, на каждую команду:
- Образцы корма для зимующих птиц, (удобно их поместить на один лист картона, в небольших пакетиках и подписать): белый и ржаной хлеб, солёное и несолёное сало, семена подсолнечника – жареные и не жареные.
- Карточки для письменного ответа (операции “Голубое окошко”, “Первоцвет”) (Приложение 2)
- По 4 пластиковых стаканчика – “урны”, подписанные таким образом: “Пищевые отходы”, “Бумага”, “Пластмасса”, “Стекло”; карточки с названиями различного мусора (Приложение 2)
- Фотоколлаж “Амброзия на огороде” (Приложение 3)
- фотографии с изображением осенних листьев деревьев (можно гербарий) Приложение 4)
- Овощи – настоящие или муляжи (а также - пластмассовые игрушечные)
Содержание мероприятия
Из игроков формируются четыре сборные команды по шесть человек.
Командам предстоит принять участие в 7 природоохранных операциях, показать свои знания и умения на этапах:
1.“Птичья столовая”
2.“Голубое окошко”
3.“Первоцвет”
4.“Чистый город”
5.“Долой сорняки”
7.“Сбор урожая”
6.“Зелёный наряд Отчизны”
На каждом этапе работа команды оценивается различным количеством баллов (Приложение 1). Максимальное количество баллов – 32.
Сценарий мероприятия “Год охраны окружающей среды”
СЛАЙД 1 Добрый день! Мы рады приветствовать всех участников нашего познавательно-игрового мероприятия под названием: “Год охраны окружающей среды”.
СЛАЙД 2 В Указе Президента РФ № 1157 от 10 августа 2012 года “О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды” говорится, что это важное событие проводится в целях “обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду”. Охрана окружающей среды или охрана природы, не случайно оказалась под пристальным вниманием всех государственных служб на самом высоком уровне. В последнее время экологические проблемы стали очень актуальны, потому что с каждым годом наша планета превращается в свалку различного рода отходов, вырубаются леса, засоряются реки и озёра, гибнут многие виды растений и животных. И только экологическое просвещение среди людей и их стремление войти в природу с чистым сердцем поможет планете выйти из экологического кризиса. Конечно такой год нужен России, нужен всей Земле и как можно чаще, не зависимо от того объявлен год, годом охраны окружающей среды или нет. Природное достояние нашей планеты – это наследие, которое мы должны старательно защищать и сохранить для будущих поколений.
СЛАЙД 3 “Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.” - Так сказал Михаила Михайловича Пришвин, русский советский писатель, автор произведений о природе.
СЛАЙД 4 В 2013 году исполнилось 95 лет юннатскому движению и дополнительному образованию в целом. Юннатское движение в стране возникло после создания в 1918 г. в Москве Биологической станции. Её первоначальное наименование: “Станция юных любителей природы”. “Юннат” - это юный натуралист, любитель природы. В нашем городе “Станция юных натуралистов” появилась в 1977 году.
СЛАЙД 5 Юннатам скучать некогда! Круглый год не прекращается природоохранная работа. Любой желающий может присоединиться к этой работе, а многие из вас давно уже принимают в ней участие: Покормить птиц зимой пробовали? С сорняками на огороде боролись? Принимали участие в городских акциях “Сохраним первоцветы” и “Детство в чистом городе”? – вот и отлично, вы самые настоящие юные натуралисты!
Сегодня мы еще раз напомним вам, каким образом можно своими силами принять участие в таком важном для всей планеты деле, как охрана окружающей среды.
СЛАЙД 6 Лучше один раз сделать самим, чем много раз послушать – вот девиз нашего мероприятия. Знакомиться с природоохранной работой мы с вами будем в форме соревнования юннатских команд. В каждую команду входят представители разных школ.
СЛАЙД 7 Задача команд – успешно выполнить 8 заданий, по одному или два на каждое время года. Каждое задание – это подготовка к проведению природоохранной операции. Верное выполнение задание принесет команде максимум баллов. Выиграет та команда, которая наберет больше всех баллов. Работу команд оценивает ЖЮРИ в составе:....
Итак, соревнование начинается!
Внимание! У нас в игре наступает самое холодное время года – ЗИМА
СЛАЙД 8 Уже совсем скоро – 12 ноября, а это – Синичкин день. Считалось, что к этому дню прилетают птицы-зимники – синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели. Летом они живут в лесу, а с приближением холодов в поисках корма перебираются поближе к человеческому жилью. Появление зимних птиц в саду предвещает скорый приход холодов.
СЛАЙД 9 Чтобы задобрить птиц в деревнях строили разнообразные кормушки и привязывали кусочки сала к веткам деревьев: “Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной”. Уже несколько лет подряд по инициативе Союза охраны птиц России этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц и начинают подкормку пернатых.
Задание № 1 Из предложенных образцов корма для зимующих птиц выбрать те, которыми кормить птиц ни в коем случае нельзя! Иначе подкормка нанесет серьезный вред здоровью птиц. Напишите на листке бумаги названия корма, которым птиц кормить нельзя. (солёное сало, ржаной хлеб, жареные семечки)
Выполнив задание, команды отдают членам жюри листы с ответами.
Задание № 2 Команды получают набор изображений перелётных и зимующих птиц. Ваша задача: из общего количества изображений птиц выбрать только зимующих.
Теперь вы знаете, какие птицы улетают на зиму на юг, потому что им нечем питаться зимой, в основном, это насекомоядные, водоплавающие птицы. Но многие птицы остаются у нас зимовать, и вы теперь точно знаете, чем лучше всего подкормить пернатых зимой. Смастерить кормушку не трудно. Главное, разместить ее так, чтобы птицам легко было до нее добраться, а кошкам – невозможно! И чтобы вы сами могли регулярно подсыпать в кормушку корм.
Зимой есть еще одна забота – но здесь без помощи взрослых не обойтись.
СЛАЙД 10 Задание № 3
Внимание на экран: Посмотрите на фотографию и ответьте письменно на вопрос – “Вред или пользу обитателям водоёма приносит зимняя рыбалка ?” Отметьте правильный. По вашему мнению, ответ на бланке и отдайте бланк жюри.
Правильный ответ – зимняя рыбалка приносит пользу потому, что через прорубь в водоем поступает кислород воздуха, что предотвращает гибель рыб от замора – недостатка кислорода в водоёме.
Представители Рыбоохраны специально прорубают в толстом слое льда полыньи, если зима выдается суровая и лед прочно сковал водоемы. Конечно, эта сложная и опасная работа под силу только взрослым.
СЛАЙД 11 После студёной зимы обязательно наступает ВЕСНА, а весной самыми первыми появляются подснежники...после того, как увидишь эти цветы, в сердце поселяется весна, и даже временный возврат холодов уже не может испортить радостного настроения. Древняя легенда говорит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег. Ева замерзла и тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев цветы, Ева повеселела и у нее появилась надежда на лучшее. Поэтому считается, что символ подснежника – надежда. Прошли те времена, когда специально ездили в лес, чтобы собрать и привести домой букет нежных первоцветов. Сейчас человек с букетом лесных подснежников вызовет недоумение, а скорее возмущение таким варварским уничтожением цветов, занесенных в Красную Книгу.
СЛАЙД 12 Задание № 4
Внимание на экран: внимательно посмотрите на изображения раннецветущих растений и дайте им названия. В карточки с названиями впишите номера соответствующих растений.
СЛАЙД 13 (1.Сон-трава или Прострел раскрытый, 2.Рябчик русский, 3.Пролеска сибирская, 4.Тюльпан Шренка)
К сожалению, из-под снега появляются не только прекрасные цветы... Берега водоёмов, лесные поляны вблизи города, да некоторые проблемные места в самом городе оказываются усыпаны перезимовавшим мусором. Каждый, кто бросает на землю мусор – даже самый маленький фантик, плохо понимает, насколько серьёзный вред приносит окружающей среде. Мусор имеет свойство быстро накапливаться – бросил один, тут же бросит и второй, и третий, и еще десять человек, потом здесь же свалят мусорные пакеты и возникнет стихийная свалка, появятся крысы, вороны, болезнетворные бактерии, дурной запах отравит жизнь людям, живущим по-соседству с такой свалкой ...
СЛАЙД 14 Задание № 5
Н
а вашем столе появилось изображение уголка природы, усыпанного различными отходами. (Рисунок 7, на фото форматом А 4 разложены карточки с названиями отходов). По моему сигналу надо будет собрать весь мусор – но не в одну кучу, а распределить по контейнерам, каждый вид отходов – в свой контейнер. Наибольшее количество баллов набирает та команда, которая правильно соберет мусор быстрее всех. Время пошло!Такой способ сбора отходов давно применяют во многих европейских странах. Он облегчает переработку отходов, ведь почти весь мусор может превратиться в полезный вторичный продукт. Например, в Европе существует фирма, перерабатывающая вторично процессоры и извлекающая из них золото. Делается это примерно так: процессоры извлекаются из компьютеров и прочей техники и погружаются в химический раствор (в котором присутствует азот), в результате чего появляется осадок, который впоследствии переплавляется и становится золотыми слитками.
СЛАЙД 15 Тем временем, все весенние проблемы наши юннаты успешно решили.
Наступает ЛЕТО
На пришкольных участках, на огородах, вдоль дорог, у домов – всюду выросло огромное количество растений, но не все они одинаково радуют глаз. Сорняки... Тот из вас, кто помогал родителям бороться с ними, знает, как трудно прогнать нежелательные растения со своего участка. К сорнякам можно отнести все те растения, которые не относятся к окультуренным. Но некоторые, особенно злостные сорняки не только мешают выращивать овощи или зелень, но и наносят вред нашему здоровью. Такие травы во время цветения вызывают сильную аллергию – сенную лихорадку.
СЛАЙД 16 Задание № 6 - Найдите на представленной фотографии все экземпляры амброзии.
Заморская трава – амброзия полыннолистная – случайно попала в Европу из Северной Америки. Впервые ее заметили на Украине в 1914 году, а на Кубани, где климатические условия сходны и весьма благоприятны для опасного сорняка, уже в 1918 году. Но если в Америке у этой травы более 600 естественных “врагов” – растений и насекомых, то в России– ни одного.
Между тем амброзия весьма привередлива: особенно любит распаханные степи, забирает себе самые лучшие почвы. Соседние растения остается только пожалеть – им перестает хватать влаги и питательных веществ, да и огромная шапка амброзии затеняет свет солнца. Агрономы же говорят, что после амброзии земля, как асфальт, – осушается и обедняется.
И дело не только в почве: амброзия оказалась опасна и для человека. Сорняк крайне аллергенный, поэтому конец лета и сентябрь (время его цветения) для многих жителей нашей страны давно стали кошмаром: в один момент начинается насморк, першит горло и болит голова и все это ни на один день не прекращается ровно месяц.
Всё лето юннаты не только отдыхают, но и помогают взрослым находить и уничтожать злостные сорняки.
СЛАЙД 17 Наступает ОСЕНЬ
Последние заботы юннатов – урожай собрать да деревья посадить.
Команды получают по 4 образца различных овощей, и по одному листу бумаги А 4, поделенному на 4 части. Одновременно всем командам демонстрируется фотография (каждой команде – своя!), на которой овощи в определенном порядке разложены по ячейкам. Комбинации овощей различны, что исключает подсматривание у соперников.
Задание № 7
Ваша задача – за 5 секунд внимательно посмотреть на фотографию с разложенными по ячейкам овощи, а затем повторить всё как было. Тренируйте зрительную память! Время пошло!
Команды справились с заданием. Приступаем к подготовке посадки деревьев. Внимательно смотрите на экран. Ваша задача – научиться определять породу дерева по осенним листьям. После просмотра каждого слайда (время показа слайда - 3 секунды), вы получаете фотографии осенних листьев.
СЛАЙДЫ 18 – 23 (по 3 секунды каждый)
Задание № 8 – Напишите на обратной стороне фотографий с изображением осенних листьев название породы дерева, которому они принадлежат. Приступайте!
СЛАЙД 24 Все задания выполнены, осталось подвести итоги.
В ходе нашего мероприятия вы приобрели или освежили в памяти много знаний и умений:
-научились правильно подбирать корм для зимующих птиц;
-повторили, каких птиц можно увидеть около кормушек, а какие улетели в теплые края;
-сможете напомнить взрослым, как спасти от замора рыб в водоёме;
-не перепутаете названия первоцветов;
-не будете мусорить;
-узнаете амброзию и сможете с ней бороться вместе со взрослыми;
-сможете определить деревья по листьям;
Охранять природу не трудно. Это по силам каждому! (Рисунки 8 – 10: работа команд на этапах). А теперь слово предоставляется ЖЮРИ.
По итогам мероприятия участники - победители и призеры, получают почетные грамоты.