Урок окружающего мира. Тема: «Вода». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и задач урока.

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое вещество будем изучать на уроке:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

– Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.

II. Проверка домашнего задания.

– Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:

1. Что такое воздух?

в) Воздух – смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.

б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ;

к) кислород;

т) азот.

(Ответ: Вода.)

III. Работа по теме урока.

1. Что такое вода?

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
– Жить нельзя нам без ... (воды.)

Как вы думаете, много ли воды на Земле?

– Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Физкультминутка

Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

2. Работа по учебнику.

– Прочитайте текст учебника.

– Найдите отрывок в тексте, в котором говорится, как узнать сколько воды в твоем организме. (Массу тела разделить на 3 и умножить на 2.)

– Вычислите сколько воды в вашем организме.

3. Работа по рабочей тетради.

– Прочитайте.

– Вычислите и запишите, если масса человека 60 кг, то сколько воды содержится в его организме.

– А если масса человека 90 кг?

– Запишите, сколько воды в вашем теле?

– Прочитайте.

– Чем отличается первый рисунок от второго?

– Найдите приложение к данному заданию

– Кого из приложения можно поместить на первый рисунок? (Лягушку, щуку, рака)

Кого из приложения можно поместить на второй рисунок? (Дельфина, акулу, морскую звезду)

IV. Практическая работа.

По ходу выполнения практической работы все данные вносятся в рабочую тетрадь.

Опыт 1

– Какова прозрачность воды?

– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2

Какого цвета вода?

– Какого цвета лимон?

– Какого цвета вода? Сравните.

Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3

– Каков запах воды?

– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

– А чем пахнет чистая вода?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4

– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)

Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

– Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течет (свойство – текучесть).

Опыт 5

Вода – растворитель.

Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой -столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

– Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).

Вывод: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

Опыт 6

– А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

– Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.

– Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)

– Сколько таких долей в круге? (В круге четыре таких части.)

Отделите три четвертых части в одну сторону, а одну часть - в другую. Так вставьте в воронку.

– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 7

– Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

– Почему?

– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.

– Как вы это объясните?

Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие?

Работа в рабочей тетради.

– Прочитайте.

– Как располагаются частицы воды при нагревании. Нарисуйте. Объясните. (Частицы начинают двигаться быстрее и промежутки между ними увеличиваются)

Как располагаются частицы воды при охлаждении. Нарисуйте. Объясните. (Частицы начинают двигаться медленнее и промежутки между ними уменьшаются) '

V. Работа по теме.

1. Бережное отношение к воде – лекция учителя.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

VI. Практическое задание “Готовим воду для питья”.

Расскажите, какие требования предъявляются к воде для питья. Обратите внимание, что питьевая вода не должна содержать не только вредные примеси, но и микроорганизмы, поэтому ее необходимо кипятить или специально дезинфицировать.

Проведите в два этапа очистку воды, взятой из различных природных источников (или специально загрязненную воду, воду из аквариума и т.д.).

Сначала профильтруйте воду через сетку, дуршлаг, несколько сит с ячейками разного размера, через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит ее от механических примесей, мусора, песка, ила, мелкой пыли.

Затем прокипятите профильтрованную воду (или можно добавить кристаллик марганцовки), чтобы очистить ее от болезнетворных микроорганизмов. Обратите внимание на то, что, отправляясь в лес, в поход всегда следует взять с собой несколько чистых кусочков марли или ткани, а также вместе с бинтом и йодом – марганцовку (перманганат калия). Достаточно всего двух кристаллов этого вещества на ведро воды для гарантированной дезинфекции воды.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Может ли человек прожить без воды?

– Назовите свойства воды.

VIII. Домашнее задание.